Конспект урока по литературному чтению на тему Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (4 класс)


Бабаева С.Д.., учитель начальных классов МОУ СОШ № 5
Курского муниципального района Ставропольского края
Урок литературного чтения 4 класс

Тема: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель урока: расширять знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.
Задачи:
Предметная.
1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль.
2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка.
3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.
4. Развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка, внимание к авторскому слову, к точному употреблению слов в поэтической речи , умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, творческое воображение
5. Воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому.
Деятельностно – коммуникативная. Cовершенствовать умение самостоятельно работать с книгой, в паре.
Ценностно – ориентационная. Развивать познавательный интерес к окружающей природе.
Методы .Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учения, контроля и самоконтроля в обучении.
Тип урока.Урок закрепления нового материала.
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, толковый словарь.
 I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос домашнего задания.
Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
- Отрывок из произведения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Какая здесь основная мысль?
Ответы учащихся.
Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.
Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит на помощь к зайцам.
Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряется отношением любви к животным.
По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в момент половодья.

О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?
Ответ ученика. О страшном стихийном явлении – половодье.

Словарная работа (работа в парах)
-Объясните значение слов, выражений, используя толковый словарь:
Половодье, багор, гуторить, исстари, кураж, пуделять, аршин, горемыка, силок, гурьбой, низменном крае.

Половодье – весенний разлив реки от таяния снега Багор-это шест, длинная палка с металлическим крюком, остриём Гуторить-разговаривать. Исстари - всегда так было. Кураж – это задор. Пуделять - стрелять мимо цели. Аршин - старинная мера длины
Горемыка – бедняга
Силок – капкан
Гурьбой – все вместе, толпой
Низменный край – низменность, место, где часто разливаются реки

Чтение учащимися 2-й части стихотворения
- Подберите близкие по смыслу слова к данным словам: разболтался в сарае, копошится зайчиха, горемыка.
Физминутка (Ю. Мориц «Попрыгать – поиграть»)

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашу действительность.
III.Анализ стихотворения.
- На сколько частей разбито стихотворение? - От чьего лица ведётся рассказ о природе?
Ответ ученика.
Рассказ о природе ведётся от лица главного героя – деда Мазая.
- О чем идет речь в первой части? - Что сближало поэта Некрасова и деда Мазая? - Как поэт и Мазай оказались в сарае? - Что автор говорит о деревне, где жил Мазай? - Какую картину вы представляли, читая описание этой деревеньки? - Что вы узнали о Мазае? - С каким чувством автор рассказывает о судьбе дедушки Мазая? - Каким вы увидели главного героя в этой части? - Какие слова, выражения использовал автор, чтобы это нам показать? Найдите и прочитайте - Над чем поэт «от души хохотал»? - Объясните, что значит «от души хохотал»? -Что показал нам автор, используя данное выражение? - С чего начинается вторая часть? - О каком интересном случае рассказал Мазай поэту ? - Как герой относится к своим односельчанам? Объясните, почему.
Выборочное чтение - Вашему вниманию я предлагаю план этой части.
На доске запись: 1) Зайцы на островке 2) Спасение 3) Зайчонок на пне, зайчиха в кустах 4) Зайчишки на бревне 5) Мимо деревни 6) На берегу
- Найдите и прочитайте строки, относящиеся к каждой части (выборочное чтение)
Физминутка для глаз (см. «Электронные физминутки»).
IV. Составление характеристики главного героя.
Задание учащимся: составить цитатную характеристику главного героя с опорой на текст
( на интерактивной доске и в тетради по чтению)

1. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край».
2. «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука».
3. ____________________________________________________
4. ____________________________________________________
5. «Дня не проводит Мазай без охоты».
6. ____________________________________________________
7. ____________________________________________________
8. «Знает он много рассказов забавных».


- Как автор называет зайчишек? - Какие чувства он выражает, называя их так? - Как дед Мазай обращается с зайцами? - Найдите и прочитайте, с помощью каких выражений автор это показал. - Как односельчане отнеслись к поступку Мазая? - Огорчало ли это Мазая? - Какие слова автора об этом говорят? - Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу? - Каким автор показал дедушку Мазая в этой части? - Прочитайте совет дедушки Мазая. - Как автор относится к своему герою? Почему? - А как вы относитесь?
V. Итог урока.
- Что вы узнали о Некрасове?
- Чем интересно его стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»?
- Чему оно учит?
VI. Дифференцированное домашнее задание.
Выучить отрывок наизусть (25-30 строк)
Написать сочинение на тему “Летний дождь” в рабочей тетради – стр.54 № 3

15