Использование песенного материала как средство формирования cоциолингвистической компетенции учащихся на начальном этапе обучения английскому языку

Цыкалюк Юлия Айратовна, учитель английского языка
МАОУ «СОШ №6 с углубленным изучением
иностранных языков» г. Северодвинска

Использование песенного материала как средство формирования cоциолингвистической компетенции учащихся
на начальном этапе обучения английскому языку

Методические преимущества использования песен в обучении английскому языку
Процесс овладения английским языком предполагает период длительного накопления знаний и преодоление разнообразных трудностей. Поэтому вопрос о том, как же сделать урок увлекательным и добиться, чтобы он развивал познавательный интерес, творчество и мыслительную активность учащихся, всегда находится в центре внимания ученых, методистов, учителей. Одним из эффективных способов повышения мотивации к изучению английского языка является работа с песенным материалом на уроке.
Использование песен может осуществляться на любом этапе обучения. Но особенно это актуально для начального этапа в 1 – 4 классах по ряду причин. Во-первых, именно в этот период закладывается тот языковой минимум, который необходим для осуществления простейшей коммуникации и дальнейшего изучения языка. Песни выступают здесь как средство для формирования и совершенствования слухо-произносительны и лексико-грамматических навыков и умений учащихся, предусмотренных программными требованиями обучения на данном этапе.
Во-вторых, ученики начальной школы обладают исключительной механической памятью, способностью без особого труда запоминать услышанное. Они любят петь, танцевать, играть, это понятные и естественные для них способы познания мира. Песни, безусловно, являются ассоциативно-эмоциональная зацепкой, которая сильно воздействует на эмоциональный мир ребенка, будит мысль, воображение, развивает речемыслительную деятельность, облегчает запоминание.
В-третьих, важной особенностью развития памяти у детей младшего школьного возраста является более резкое, чем у взрослых разграничение каналов восприятия и запоминания информации. Использование песен позволяет вводить лексические и грамматические единицы, опираясь на несколько каналов восприятия одновременно. Песни отлично воспринимаются аудиалами. Если они сопровождаются движениями, то легко запоминаются кинестетиками. Если в учебнике или в классе есть иллюстрации к сюжету песни, то не будет никаких проблем с запоминанием этого материала и у визуалов.
В-четвертых, использование песенного материала позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии, т.к. на уроке создается благоприятная атмосфера, снижается умственная и психологическая нагрузка у детей. Песни дают возможность каждому ребенку проявить свои способности, почувствовать уверенность в себе, получить положительную оценку на уроке и испытывать радость от достигнутых результатов.
Подходы к работе с песнями на уроках английского языка могут быть разными, в зависимости от того, какие задачи перед собой и учениками ставит учитель, и от возраста учащихся. В начальной школе отбор песенного материала я осуществляю на основе следующих принципов:
принцип аутентичности, обеспечивающий реализацию культурологического компонента обучения и расширение лингвострановедческого кругозора;
принцип учета возрастных особенностей и интересов учащихся;
принцип методической ценности для формирования и совершенствования базовых речевых навыков и умений учащихся.
На уроках я использую не только песенный материал, содержащийся в УМК Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А школ с углубленным изучением иностранных языков, на основе которого строится обучение английскому языку в нашей школе, но и песни из различных учебных пособий, компьютерных программ, видеокурсов, ресурсов сети Интернет, что дает мне возможность применять в своей работе информационно-коммуникационные технологии.
В начальной школе песенный материал - это один из наиболее эффективных способов введения, первичного закрепления, а также тренировки учащихся в употреблении лексики и грамматики английского языка.
Обучение лексической и грамматической стороне речи
Повторение и отработка слов могут быстро наскучить младшим школьникам, в то время как петь песенки они готовы бесконечно. Они легко запоминают их, способны долго хранить в памяти данную в песне информацию и под руководством учителя целенаправленно извлекать ее и совершенствовать. Имитируя речевые образцы, представленные в песне, дети хорошо строят свои собственные высказывания. Песня – это средство расширения лексического запаса, т.к. из нее ребята узнают новые слова и выражения. Здесь есть имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Часто в песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные для разговорной речи. Так, например, изучая песенку “Two Fat Gentlemen”, мы с ребятами знакомимся в припеве с фразой “How do you do?”, а также с ситуацией, когда ее нужно использовать. Песенка “What Does The Clock Say?” или “What Do You Do At This Time?” учит, как спросить о времени и правильно ответить. “Five Little Bears” – обратный счет и навыки телефонного разговора, “Old MacDonald” – названия животных и отработка гласных звуков, “Mulberry Bush” – части тела и глаголы движения, “My Favourite Things” - названия продуктов питания.
Эффективность использования песни возрастает, если ее содержание каким-то образом связано с содержанием изучаемого на уроке материала. Например, песенка “Seasons” служит сначала материалом для фонетической, затем для речевой зарядки. Работа над произношением и значением слов здесь плавно переходит в беседу с учащимися о временах года на основе содержания песни. На следующем уроке после заучивания песни наизусть я организую аналогичную беседу, что позволяет более тщательно отработать нужный лексический материал.
С помощью песен лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
Например, песня “Itsey Bitsey Spider” дает возможность повторить и закрепить прошедшее простое время глагола Past Simple, “Jennie Jenkins” – будущее простое время глагола Future Simple, “The Farmer In The Dell” – настоящее простое время глагола Present Simple, “Once I caught A Fish Alive” – счет до 10, “We’re Having Fun” – настоящее длительное время глагола Present Continuous.
Чтобы сделать работу с песней на уроке не только интересной, но и эффективной можно использовать разнообразные задания, такие как «Предположи», «Заполни пропуски», «Исправь ошибку», «Измени», «Отгадай», «Найди пару», «Снежный ком», «Цепочка», «Собери песню» и др. Также можно провести в классе конкурс на лучшее исполнение или иллюстрацию к содержанию песни.
Лексико-грамматический материал песен иногда целесообразно вводить с некоторым опережением программы с той целью, чтобы при введении новых конструкций учащиеся легко их узнавали. Это существенно облегчает объяснение, закрепление и использование нового материала. Например, песня “She’ll be coming”знакомит учащихся с будущим длительным временем глагола Future Continuous, а песня “Green Grass” c оборотом прошедшего времени - There was/There were. Позже, когда мы начинаем изучение этих конструкций, достаточно лишь вспомнить изученные нами детские песенки, и новый материал оказывается для учащихся уже известным, а во время объяснения правила на уроке появляется логически обоснованная возможность разрядки при прослушивании знакомой песни.
Песенки – это также прекрасный материал для физкультминуток, которые необходимы в начальной школе для сохранения работоспособности и снятия усталости и иногда даже логично связанны с темой урока. Музыкальные паузы – разминки делают процесс выполнения физических упражнений более увлекательным. Слушая учителя, многократно повторяя действия и напивая песенку, дети успешно и надолго запоминают слова и их значения, даже без заучивания наизусть. Такими зарядками-песенками являются, например, “Head And Shoulders”, “If You Are Happy”, “Mulberry Bush”, “Itsey Bitsey Spider”, “Alouette, little Alouette”, “The Hokey Pokey”. К некоторым английским детским песенкам я сама придумываю движения во время исполнения, и тогда их можно также успешно использовать во время физпаузы.
Таким образом, с точки зрения методики песенный материал, выступая в качестве одного из элементов социокультурного компонента содержания обучения иностранному языку, позволяет проводить на уроке самую разнообразную работу по формированию и совершенствованию лексико-грамматических навыков говорения, вызывает положительные эмоции, является средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся.








13PAGE 15


13PAGE 14115