Статья Реализация межпредметных и метапредметных связей, как средства гуманизации исторического знания


2012 год
– ГОД ИСТОРИИ РОССИИ:
формирование у обучающейся молодежи исторического мышления как основы гражданской идентичности общества.
(Материал региональной научно – практической конференции от 6 декабря 2012года)
Реализация межпредметных и метапредметных связей, как средство гуманизации исторического знания.
Сегодня, как никогда ранее необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации учебно – воспитательного процесса, улучшения качества преподавания в школе всех общеобразовательных предметов, в том числе истории. Необходимо, чтобы обучение истории в школе соответствовало требованиям времени, формировало у учащихся способность к творчеству, самостоятельности суждений, политическую культуру.
В ряду основных фактов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри и межпредметных связей.
Для педагогической науки проблема связей между учебными предметами не является новой.
Однако ныне и особенно применительно к обучению истории она приобрела особую актуальность в силу серьёзных причин общественно – политического и педаоического характера.
Эффективное осуществление межпредметных и внутрипредметных связей обеспечивается применением системы методических приемов и средств, которая включает:
- объявление нового с опорой на ранее известный учащимися фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории или другого учебного материала;
- постановку учителем вопросов на доказательство, требующих от школьников припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим предметам и его обобщения на основе вновь изученного;
- сопоставление и интеграция однотипного материала из курма отечественной истории и всеобщей истории. Например, однородных исторических событий, их причин и следствий, повторяющихся историических ситуаций;
- сопоставление знаний на межпредметной основе путем составления различных тематических таблиц (сравнительных, синхронических, проблемных);
- создание проблемных ситуаций, постановка проблемных заданий;
- повторное, преемственное обращение к ранее известному теоретическому материалу положению или понятию, к оценке исторического явления, события, деятеля;
- объединенное распространение отдельных близких по своему содержанию вопросов отечественной или всеобщей истории, а также общих проблем с целью обеспечения восприятия целостного и понимания учащихся взаимосвязи исторических событий;
- систематическое привлечение усвоенных знаний по курсам истории, географии, литературы, обществознания , ИЗО и т.д.
Важно учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень подготовки и постоянно поддерживать их интерес к выявлению и использованию этих связей.
В настоящее время важность и плодотворность осуществления межпредметных и внутрипредметных связей в учебном процессе, а именно: обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимания ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности.
Важно знать основные типы и виды связей, которые способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований. Предъявляемых к преподаванию истории.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изучении содержания на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшее дидактикометодические образцы развития предметной формы знаний.
Межпредметный и метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, пременимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
В целях эффективной организации учебно – познавательной деятельности учащихся по осуществлению межпредметных связей полезно спланировать их систему на каждом уроке учебной темы. Одна из важнейших задач современного образования – показать учащимся единство окружающего мира. Для формирования целостной научной картины мира и качества личности, позволяющей адаптироваться в межкурсовые связи, с помощью которых учащиеся учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений, которые усиливают позиции предмета «История».
Проблема межпредметных связей всегда привлекала внимание педагогов, ученых, практиков. Известные ученые педагоги рассматривают межпредметные связи как важнейшее условие единства обучения, развития и воспитания школьников, средства интегрированного подхода к предметной системе обучения. В их исследования раскрыты виды межпредметных связей, методические пути, методы, приемы и формы их осуществления.
На учебных занятиях целесообразно использовать методические приёмы:
Объяснение нового материала с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории или другого предмета. Так, при изучении темы «Зарождение феодальных отношений», в 6 классе, такой опорой служит материал по внутрикурсовым связям и по межкурсовым связям о сущности феодализма, феодальных отношениях в классическом западноевропейском варианте. Это поможет выявить особенности складывания феодализма на Руси.
Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого. Например, при изучении темы «Образование единого централизованного государства» в 7 классе в курсе истории России необходимо вспомнить материал по межкурсовым связям ( история Средних веков, Западная Европа в 14- 15 в.в.) для доказательства наличия общих тенденций в этом процессе в Западной Европе и в России.
Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план – разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования.
Составляя поурочные планы надо знать, что учащиеся уже усвоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать с преподавателями смежных предметов постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубления и обогащения. Этому помогает взаимопосещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.
Таким образом, планирование составляет необходимое и существенное звено подготовки педагога к эффективному осуществлению межпредметных связей и является одним из средств их реализации в практике обучения учащихся.
Курсы отечественной и всеобщей истории построены таким образом, что обеспечивается синхронность изучения основных исторических периодов. Межкурсовые связи носят при этом в основном преемственный характер.
Например, при рассмотрении причин образования Российского централизованного государства учащиеся вспоминают из курса средних веков о причинах образования централизованных государств в Западной Европе и устанавливают общие четры и особенности этого процесса в различных странах. Таким путем можно подвести учащихся к выводу о закономерности образования централизованных государств, показать им общие черты и особенности этого важного этапа в развитии феодального государства. Связь курсов «Истории России» и «Всеобщей истории» - непременное условие формирования у учащихся глубоких и прочных знаний, сходства и особенностей проявления этих закономерностей в различных странах.
Такая интеграция усиливает активность учащихся, у них возникает новый ход мысли путем включения элементов содержания из одних учебных дисциплин в содержание других. Эти связи способствуют образованию всесторонних, цельных представлений, формированию научных понятий, понятию закономерностей, лучшему пониманию учащимися сложных общественных явлений.
Программа по истории ориентирует на установление межпредметных связей на уроне фактов и понятий, мировоззренческих идей и принципов, законов развития общества.
Устанавливая межпредметные связи на уровне фактов, происходит мысленное соединение общих или близких фактов по их сущности, привязывая их к определенным понятиям и идеям. Эти факты научно интерпретируются с одних и тех же научных позиций. Например, в обучении истории мифы и былины рассматриваются с точки зрения фантастического отражения в них реального исторического прошлого, источником знаний о котором они служат.
При ознакомлении учащихся с развитием научных знаний в странах Древнего мира существует опора на усвоенные факты и понятия из курсов географии, математики, физики, астрономии: о движении Земли и Солнца, календаре и карте, об арабских цифрах и т.д.
Когда изучается расселение различных народов мира и территориальных состав государств, существует реальная межпредметная опора на знание фактов географических фактов: о материках, морях, океанах и реках.
Межпредметные связи изучаемых фактов в истории реально осуществимы с курсом литературы, физической культуры, ИЗО, географии.
В своей практике я опираюсь на материал, изученный на других уроках. Например, на уроках истории Древнего мира по теме «Культура Древнего Востока» можно провести интегрированный урок: История – ИЗО – по теме «Олимпийские игры в Древней Греции»: История – Физическая культура; История – Обществознание по теме «Средние века»; История – География по теме «Великие географические открытия» и др. интегрированные уроки являются эффективной формой для систематизации знаний, так как на данных уроках осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой непрерывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей складывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.
Интеграция является методологической основой современного преподавания. Интеграция даёт возможность показать учащимся « мир в целом», преодолев разобщенность научного познания по дисциплинам, и исключает дублирование, а , значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.
В дидактике разработаны методические приемы осуществления межпредметных связей. В своей работе я использую следующее:
- постановка познавательных задач, направленных на актуализацию известного учащимися материала;
- напоминание учащимся о том, что данное понятие, тема известны им из ранее изученного материала по истории или других предметов;-постановка вопроса, ответ на который требует припоминания известного учащимся материала;
- сравнение, сопоставление различных курсов истории, выявление общих черт и отличий;
- самостоятельное привлечение учащимися знаний из других учебников или из учебников смежным предметам.
Такие дидактические средства, используемые для побуждения учащихся к установлению межпредметных связей вызывают активную деятельность по припоминанию. Соотнесению прошлых знаний с новыми, обобщению.
Выделено четыре критерии отбора межпредметных связей, явлений:
Те факты и явления, без которых невозможно изучать предмет.
Те, которые поясняют, иллюстрируют материал.
Те, которые оказывают эмоциональное воздействие.
Использование приёмов учебно – продуктивной деятельности и навыков, сформированных на уроках по другим предметам.
Для реализации межпредметных связей и эффективного их использования на уроках необходимо знать важнейшие точки соприкосновения предметов.
История – Языкознание.
- Связь происходит практически на каждом уроке. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение)
2. История – География.
- История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Создана программа интегрированного курса «Краеведение»
3. История - Информатика.
- Использование информационных технологий позволяет осуществлять преподавание на качественно новом уровне:
Использование без данных для поиска информации справочного характера.
Отработка технического материала, построение и анализ таблиц, диарамм.
Выполнение текстовых заданий.
4. История – Математика.
- Это построение и анализ графиков самых разнообразных типов (График опроса и предложений или рост производства).
5. История – Химия.
- Знание свойств отдельных элементов помогает понять причины их использования при изучении темы «Деньги»используются физиологические и химические свойства и серебра, которые позволили этим драгоценным металлам стать всеобщим эквивалентом для обмена.
6. История – Биология.
- С курсом биологии могут использоваться межпредметная связь при изучении раздела «Проблема мира» - где затрагиваются экологические проблемы современного мира.
7. История – Литература.
- Дает более глубокие знания по изучению тем, связанных с определенными историческими периодами.
Вывод: Реализация межпредметных связей является важным средством повышения эффективности познавательной деятельности школьников, так как глубокое и разностороннее раскрытие содержания всех учебных предметов во взаимосвязи и взаимообусловленности способствуют:
Более последовательному и системному усвоению учебной информации;
Формированию у учащихся способностей более оперативно использовать знания различных дисциплин в усвоение новых знаний и в практической деятельности.
В свете выше изложенного исследования проблемы реализации межпредметных связей весьма актуальны.
Литература
Ануфриева О.Е. Межпредметные связи на уроке литературы.// «Народное собрание», 1998,№5,с.116-121
Ежова С.А. Лебедева И.М. Дружкова А.В.Методика преподавания истории в средней школе.М.Просвещение,1986.-с272
Зверев И.Д., Максимова В.Н.Межпредметные связи в современной школе. М.:Педагогика, 1981.- 160с.
Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.Просвещение, 1984.- 143с.