Использование межпредметных, межкурсовых и внутрикурсовых связей при изучении темы: «Возникновение ислама» на уроках истроии


Задание №13. Использование межпредметных, межкурсовых и внутрикурсовых связей.
1. межпредметные связи.
предмет Как проявляется взаимосвязь предмета с историей
География Географическое положение Аравийского полуострова, его природа и климат. И как следствие влияние природных особенностей на жизнь и деятельность арабов, которая в конечном итоге способствовала возникновению новой религии-ислама для объединения разрозненных племен.
Биология Животные и растения, живущие на полуострове и связанная с этим деятельность арабов : скотоводство и земледелие (например разведение верблюдов, выращивание финиковых рощ)
Религоведение(в некоторых Школах как отдельный урок, а в других – факультатив)Представление о исламской религии, основных обязанностях мусульманина, нормой жизни мусульманина и сравнение ислама с другими религиями (христианство, иудаизм, буддизм)
Правоведение Мусульманское право-шариат. Можно сравнить с законами других государств .Литература Знакомство с арабскими авторами. Можно упомянуть известную детям книгу «Тысяча и одна ночь».
Экономика Можно сравнить экономическое развитие арабских государств с другими средневековыми государствами Европы и экономикой России в тот период. А также с экономикой арабских государств в современном мире (знания о которой дети могут получить с телевидения)
Изобразительное искусство Принести различные картины художников, изображающие арабские города того времени.
КультурологияИзучение архитектурных построек храмов того времени (по фотографиям и рисункам), и их сравнение с современным видом этих же построек.
Философия (в рамках обществознания) Можно проследить представления о человеке в эпоху античности и средние века на востоке. А также понятие «человек» в Ветхом завете и Коране и его трактовку.
информатика Можно подготовить презентацию или найти фильм по теме и показать материал на уроке.
2. межкурсовые связи.
- история России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс ( соседи восточных славян; принятие христианства на Руси)
- Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс ( Византия, Арабский халифат и восток в Средние века;)- история древнего мира. 5 класс (возникновение религиозных верований, возникновение земледелия и скотоводства, конфуцианство, возникновение христианства, Египет: культура и верования )- история России. 10 класс (восточные славяне и их соседи; древнерусское государство при Владимире, принятие христианства; правление Ярослава Мудрого. Сравнить правду Ярославичей и законы шариата) 3. внутрикурсовые связи.
Западная и Центральная Европа в V-X веках (Древние германцы и Римская империя: территория расселения, занятия, верования; образование славянских государств, их расселение, занятия и образ жизни)
Христианская церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы (крестовые походы и их последствия интересны если рассматривать религии)
Народы Азии, Америки и Африки в средние века (расположение, культура, верования, занятия населения, государственность племен)
4 виды связей в параграфе № 13.
Межпредметные: география(территория расселения арабов и климат на этой земле); биология(виды растений: финиковый пальмы, виноградники и т.д., и животных: верблюды, овцы, лошади); экономика(торговые пути, развитие торговли, натуральный обмен, как экономическое взаимодействие населения); религоведение(положения и нормы ислама)
Межкурсовые: 5 класс(Египет, христианство)
Внутрикурсовые: затрагиваются народы Азии и Африки (в рамках торговли с ними, а также завоеваний)
5 задания
- ученику необходимо нарисовать жилище оседлого араба и сад с какой-либро агрокультурой, выращиваемой им.
- сравните основные положения христианства и ислама. Найдите сходства и различия. Ответ сходства: общие основные заповеди(не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей, верь в единого Бога, молись, соблюдай пост, трудись на земле ради рая на небе)сходства в персонажах Библии и Корана( Иисус, как один из пророков Аллаха; Гавриил в Библии, Джабраил в Коране); различия: обычай многоженства, паломничество, разница в произведении обрядов(молитва)
- что вы можете сказать о взаимоотношениях арабов и Византии перед принятием ислама? Ответ: Через арабские государства проходил важный торговый путь из Византии в Африку и Индию, а также Византия в начале 7 века начала укреплять свои позиции на севере Аравийского полуострова. Страх завоевания и стремления самим завоевать другие более богатые страны явились одной из причин объединения арабов.
- заполните недостающие слова в тексте:
Меня зовут Мухаммед. Я живу на …(Аравийском) полуострове, расположенном на юго-западе Азии. В Аравии …(сухой) и жаркий климат, …(дожди) выпадают слишком редко. Арабы, живущие в пустыне -… (бедуины) занимаются скотоводством. Неизменным их спутником является …..(верблюд). Они едят его мясо, пьют молоко, из шкуры делают одежду, а также это неплохое средство передвижения по пустыне. На западе и юге полуострова есть оазисы там живут …..(оседлые) арабы, которые занимаются земледелием, выращивают …(финиковые)пальмы. Вдоль берега …(Красного) Моря проходит старинные торговый путь из Византии в Африку и …(Индию). На этом пути располагаются торговые города. Я – купец из самого большого торгового города - …(Мекки). В …(VII) веке Иран и Византия начали завоевывать территорию арабов и все меньше торговых караванов стало появляться в наших городах. Тогда и проявилось стремление арабов к объединению. И этому способствовала новая религия-ислам. Я, Мухаммед – пророк нашего бога … (Аллаха). Мои ученики записывали все мои изречения на глиняных …(табличках) и …(пальмовых) листьях. Из этого была составлена «священная» книга мусульман - …(Коран). Около ….(630) года большинство арабов приняло ислам.