Программа по учебному предмету ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ


МБУ «Информационно-методический центр»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБУ «Информационно-
методический центр»
Нижнекамского муниципального
района Республики Татарстан
_________________ Т.А. Иванова
«__» _____________ 2013год
Программа по учебному предмету
В.02. ОСНОВЫ ИМПРОВИЗАЦИИ И КОМПОЗИЦИИ
ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
для детских школ искусств
муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Срок реализации 3 года
5-7 классы музыкальных школ
Нижнекамск, 2013г
«Рассмотрено»
методическим советом
МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ
«_____» _____________ 2013 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД
«Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ
___________ С.Я. Калинкина
«_____» _____________ 2013 г.
Разработчик:
- Былинкина Ольга Павловна, председатель методического объединения преподавателей теоретических дисциплин, преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ;
- Рецензент – Фомина Татьяна Юрьевна, кандидат исторических наук, руководитель лаборатории «Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования Детских школ искусств и СПО соответствующего профиля» ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
- Рецензент – Карпова Анастасия Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе ГАОУ СПО РТ «Нижнекамский музыкальный колледж им. С. Сайдашева»
- Рецензент – Калинкина Светлана Якимовна, директор МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ, преподаватель высшей квалификационной категории.Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательногоучреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.Формы и методы контроля
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Примерные зачетные требования по годам обучения (классам);
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.



Пояснительная запискаХарактеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Основы импровизации и композиции» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Учебный предмет «Основы импровизации и композиции» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков музицирования, такими как импровизация и сочинение музыки, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное и творческое развитие ученика.
«Основы импровизации и композиции» является предметом вариативной части учебного плана школы. Обучение импровизации и композиции включает в себя работу над произведениями (свободное сочинение), обогащение музыкальных представлений (анализ музыкальных произведений), импровизацию. Все эти формы работы, взаимосвязанные и дополняющие друг друга, призваны обеспечить гармоничное развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Практическая деятельность на уроке и дома, способствует приобретению и развитию навыков воплощения своих мыслей, настроений, переживаний в музыке, делает процесс познания более активным и осмысленным.
Публичное исполнение созданного произведения на концертах, конкурсах дает возможность ощутить значимость собственной деятельности, повысить собственную самооценку, в значительной степени изменить отношение ко всему процессу обучения.
Предмет «Основы импровизации и композиции» в большей степени базируется на знаниях и навыках, полученных в результате изучения предмета «Начальный курс сольфеджио импровизатора», объединяет и позволяет практически использовать весь комплекс знаний по всем предметам, является смысловым центром межпредметных связей.
Программа рассчитана на средний уровень подготовки и способностей учащихся, поэтому допускается возможность как частичного её освоения некоторыми учащимися, так и, в случаях особой одаренности и хорошей работоспособности, увеличение её объема. В некоторых случаях возможно изменение сроков обучения, предусмотренных учебным планом (раннее проявление одаренности, возникновение желания учащихся старших классов, не имеющих достаточного срока для её усвоения).
Отличительной особенностью программы является то, что метод сочинения и импровизации основан на стилистике академической музыки, в то время как другие программы по импровизации имеют джазовую основу.
Актуальность программы в том, что она способствует активизации процесса познания, расширяет представления учащихся о музыкальном искусстве, формирует, благодаря творчеству, положительные, общественно-ценные свойства личности.
Предмет «Основы импровизации и композиции», наряду с другими предметами учебного плана, является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Основы импровизации и композиции» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, составляет 3 года (с 5 по 7 класс).
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы импровизации и композиции».
На освоение предмета «Основы импровизации и композиции» по учебному плану (вариативной части) предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю. Программа предмета «Основы импровизации и композиции» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
5-7 классы
Сроки реализации программы
3года
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 198
Количество часов на аудиторные занятия 99
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 99
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю ориентироваться на музыкально-творческие способности и эмоционально-психологические особенности каждого ученика, регулировать объем выполняемых им заданий.
5. Цель и задачи учебного предмета «Основы импровизации и композиции»
Цель:
Усиление роли активного творческого начала в воспитании юных музыкантов, развитие музыкальной фантазии и творческого мышления, формирование более осмысленного отношения к музыке, к творческому труду композиторов и изучаемым произведениям, овладение межпредметными знаниями.
Задачи:
развитие навыков инструментального музицирования:
- подбора по слуху с аккомпанементом различной фактуры;
- импровизации по гармоническим схемам, ритмам;
- импровизации в разных жанрах;
- сочинение вокальных и инструментальных произведений;
овладение комплексными межпредметными знаниями;
осуществление связи теории с практическими навыками;
овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для записи собственных сочинений;
развитие музыкальности, эмоциональности, творческой индивидуальности;
овладение навыками имровизации в ансамбле;
освоение технологией создания музыкального произведения;
приобретение навыков чтения с листа с аккомпанементом по эстрадно-джазовым обозначениям.
6.Обоснование структуры учебного предмета «Основы импровизации и композиции»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
словесные (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой метод (показ на инструменте);
практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, музыкальными сочинениями, импровизациями). эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
Основная часть времени занятий отводится на практические виды работы.

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Основы импровизации и композиции»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв. м) для индивидуальных занятий с наличием двух инструментов фортепиано, магнитофон или диктофон, а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.
II.Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы импровизации и композиции», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы:
5 6 7
Продолжительность учебных занятий
(в неделях) 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю) 1 1 1
Количество часов на внеаудиторные занятия
(в неделю) 1
1 1
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Основы импровизации и композиции» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени вариативной части учебного плана, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Предмет «Основы импровизации и композиции» базируется на знаниях и навыках, полученных учащимися в процессе изучения «Начального курса сольфеджио импровизатора», является его продолжением.
Требования по годам обучения (классам)
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Основы импровизации и композиции» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
1 год обучения (34 ч)
1 четверть (8 ч)
Вводный урок: регистровые упражнения, диссонанс и консонанс. 1 Накопить звуковые впечатления.
Повторить за учителем ритмы, ощутить метрическую пульсацию.
Повторить несложную мелодию.
Продолжить мелодию, последнюю фразу закончив на Т.
Доигратьвторое предложение периода повторного строения с варьированием.
Анализировать музыкальные примеры.
Ритмические упражнения. 1 Работа с мелодией:
повторение в форме предложения, периода (вопрос – ответ)
варьирование 3
3 2 четверть (7ч)
Работа с мелодией. Секвенцирование. 2 Играть (повторять за учителем, затем самостоятельно) мелодии с секвенциями.
Сочинять мелодии на текст с предварительным анализом с его выразительности (использовать широкие и узкие интервалы).
Освоить навык нотной записи сочиненной мелодии (8 – 16 тактов) повторного строения.
Выразительность интервалов в мелодии. 3 Запись мелодии. 1 Двухголосные ритмические упражнения. 1 3 четверть (11ч)
Аккомпанемент. 1 Играть заданные мелодии с аккомпанементом квинты (сначала тонической, затем на любых ступенях).
Импровизировать колыбельную, волынку с аккомпанементом бурдонной квинтой.
Повторять за учителем более сложный ритм 2-мя руками.
Бурдонная квинта. 2 Аккорды в аккомпанементе. 3 Слуховые ритмические упражнения (пунктир, шестнадцатые, синкопы). 1 Жанры. 3 Запись сочиненных мелодий. 1 4 четверть (8ч)
Жанровая импровизация (гавот, менуэт, вальс, марш). 4 Импровизировать по началу, на ритм, на текст.
Записать более удачные произведения нотами.
Исполнить свои сочинения, импровизации перед зрителями.
Вокальные миниатюры (работа с текстом). 2 Нотное оформление сочинений. 1 Классный концерт. 1 1 год обучения (5 класс)
Продолжение работы по освоению и укреплению знаний и навыков инструментальной импровизации, начатой при изучении «Начального курса сольфеджио импровизатора», повторение заданий по импровизации, соответствующих зачетным требованиям 5 класса.
Импровизация этюдов по гармоническим схемам (T-S-D связи) на различные виды мелодической фигурации.
Жанровые импровизации (полька, вальс, марш, мазурка и т. д.).
Подбор знакомых мелодий, песен с аккомпанементом с разными видами фигурации аккордов.
Знакомство с фразировкой, простыми формами (период, 1, 2х, и 3х-частная), фигурацией аккордов, видами аккомпанемента, способами мелодического развития.
Сочинение и запись небольших разнохарактерных мелодий. Сведения о составных частях мелодии: мотиве, фразе, предложении, периоде. Использование приемов секвенцирования и варьирования мелодии.
Освоение навыков анализа музыкальных произведений (общий анализ).
За учебный год учащийся должен научиться импровизировать небольшие жанровые пьесы, используя навыки фразировки, развития мелодии, выбора вида (типа) аккомпанемента, анализировать по слуху и нотному тексту форму, использованные средства выразительности произведений, в первую очередь исполняемых самим учащимся на уроках фортепиано, хора и изучаемых на музыкальной литературе.
1-2 жанровые пьесы записать нотами, оформить сочинения, подготовить к публичному выступлению.
Зачет проводится в конце учебного года в виде концертного исполнения сочинений (концерт-зачет).
2 год обучения (6 класс)
На данном этапе обучения следует уделять большее внимание развитию творческого воображения, музыкально-ассоциативного мышления, индивидуальности в выражении образных представлений. Этому в большей степени способствует работа над сочинением музыки на определенный сюжет, программных пьес.
Продолжение работы над выразительностью сочиняемых мелодий, понятие о контрастности, регистрах, ритмическом разнообразии; о драматургии построения; о выразительности фраз, об общем движении к кульминационным моментам (подъемы и спады напряжения), об основной кульминации и завершении построения. В последующем более удачные мелодии могут послужить материалом для дальнейшей работы.
Усложнение гармонии за счет использования побочных аккордов, отклонений, модуляций.
Работа с текстом, сочинение вокальной музыки (вокальные миниатюры, песни).
Закрепление навыка нотной фиксации сочинений. Особое внимание уделяется грамотности и аккуратности записи нотного текста, отражении всех выразительных граней музыки (темпа, динамики, штрихов).
Расширение и обогащение музыкальных представлений учащегося (анализ музыкальных произведений): определение художественной задачи произведения, способов решения ее композитором посредством применения тех или иных средств музыкальной выразительности, характерных особенностей мелодии, гармонии, метроритмической организации, фактуры и т. д.
За год учащийся должен научиться сочинять музыкальные пьесы программного содержания в двух- и простой трёхчастной формах, вокальные произведения в простых формах (включая куплетную) для голоса или одноголосного хора в сопровождении фортепиано; импровизировать мелодии на заданный образ или настроение с фактурным оформлением.
2-3 произведения записать нотами, оформить сочинения, подготовить к публичному выступлению.
Зачет проводится в конце учебного года в виде концертного исполнения сочинений (концерт-зачет).
3 год обучения (7 класс)
Сочинение пьес для фортепиано и других инструментов (как сольных, так и в сопровождении фортепиано) в простых формах, группируя их по признакам контраста и взаимодополнения в небольшие циклы (например, «Пастораль и танец», «Три прелюдии» - быстрая, медленная, быстрая и т. д.).
Сочинение сюиты из пьес, объединенных программным замыслом (музыкальные иллюстрации персонажей сказки, исторического события, литературного произведения, мультфильма и т. д.) или жанровым признакам (например, сюита танцев – старинных, народных, национальных и т. д.). Сочинение вокальных произведений для голоса, одно – двухголосного хора.
Индивидуальная и коллективная импровизация на заданную гармоническую основу по буквенно-цифровым эстрадно-джазовым обозначениям аккордов.
Импровизация инструментальных миниатюр на заданный сюжет (драматургическая «канва» какой-либо сказки, ситуации, свободной фантазии и т.д.).
Знакомство с джазовой музыкой. Блюзовая гамма. Джазовая импровизация (блюзовый квадрат).
За год учащийся должен сочинить цикл пьес или инструментальную сюиту, вокальное произведение для голоса, или одно – двухголосного хора, записать и исполнить на итоговом концерте-зачете.
III. Требования к уровню подготовки обучающихсяУровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы импровизации и композиции» и включает следующие знания, умения, навыки:
знание элементарной гармонии;
знание жанровых и стилистических особенностей музыки;
владение различными видами аккомпанемента;
знание музыкальных форм инструментальных и вокальных произведений;
знания музыкальной терминологии;
знания о строении мелодии, способах её развития, средствах музыкальной выразительности музыки;
умения и навыки импровизации и сочинения музыки;
умения нотной записи собственных сочинений;
умения использовать теоретические знания при импровизации, сочинении, нотной записи собственной музыки;
навыки исполнения сочиненной музыки на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
навыки импровизации и игры аккомпанемента по буквенным эстрадно-джазовым обозначениям;
навыки импровизации в ансамбле;
первичные навыки в области теоретического анализа.
IV. Формы и методы контроля
Обучение учащихся основам импровизации и композиции не имеет своей целью воспитание композиторов-профессионалов (хотя это весьма эффективная форма выявления творческой одаренности детей), главное - усиление роли активного творческого начала, развитие музыкальной фантазии и творческого мышления, формирование более осмысленного отношения к музыке, овладение межпредметными знаниями. Отслеживание уровня достижения этой цели является показателем творческого роста учащегося, который трудно, а порой невозможно и нецелесообразно дифференцировать оценкой. За исключением программы выпускников, оценку результата проделанной работы лучше ограничить системой «зачета» и подробно оговаривать при этом достоинства и недостатки сочинений каждого ученика. В конце каждой четверти и за год оценка не выставляется.
В конце учебного года проводится открытый концерт-зачет, на котором учащиеся представляют в хорошем исполнении свои произведения. Результат выступления оценивается как «зачет» и «незачет». Итоговая оценка может быть выставлена учащемуся, окончившему полный курс программы "Основы импровизации и композиции" и желающему продолжить музыкальное образование. Такая оценка будет положительно характеризовать его творческое отношение к музыке.
Примерные зачетные требования по годам обучения (классам)

1год обучения (5класс)
1-2 жанровые пьесы Цикл пьес или инструментальная сюита программного содержания, одно вокальное произведение для голоса или одноголосного хора.
2год обучения (6класс)
2-3произведения программного содержания (одно из них - вокальное).
3год обучения (7класс)
Цикл пьес или инструментальная сюита программного содержания ,одно вокальное произведение для голоса или одноголосного хора.
Данные зачетные требования являются примерными и могут быть скорректированы в процессе работы в зависимости индивидуальных способностей и уровня подготовки учащегося.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации преподавателям
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте.
Работа с учащимся на уроке включает:
упражнения для активизации слуха и внимания;
импровизацию;
работу над сочинением;
анализ
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над сочинением.
Задания, выполняемые на уроке, являются упражнениями для приобретения начальных навыков. Это может быть как импровизация, так и сочинение (учащиеся, имеющие подготовку «Начального курса сольфеджио импровизатора», могут начинать изучение темы с импровизации, потом самый удачный вариант пьесы записать).
Метод сочинения и импровизации в первые годы обучения основан на упрощенной стилистике академической музыки, гармонии T-S-D-Т связей. Вначале используются аккорды в виде главных трезвучий c обращениями. Постепенно гармония усложняется за счет включением побочных, функционально связанных с главными, трезвучий и септаккордов.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Приступая к свободной импровизации, прежде всего необходимо оговорить с учеником предмет музыкального изображения, вызвать у него живое ощущения характера музыкального образа. При первых попытках требуется психологическое раскрепощение учащегося, необходимо с него снять груз излишней ответственности за результат, за возможную неудачу. Необходимое условие в этот момент – отказ от эстетических установок, таких как требование благозвучности, тематической сформулированности музыкальных мыслей, законченности формы и т. д. Все эти «вольности» оправдываются и компенсируются логикой непосредственного музыкального чувства, рождаемого в момент импровизации образным мышлением учащегося, его живой фантазией. Именно здесь окажется уместным образец импровизации учителя, совместная импровизация в форме вопроса – ответа. После игры обязательно следует проводить обсуждение , уточняя образные представления, отмечая удачные моменты, подсказывая повороты в развитии и т. д.
Работа над сочинением должна строиться по принципу постепенного усложнения материала. В процессе работы от учащихся следует добиваться определенности музыкального характера и жанровых признаков каждой сочиняемой пьесы, выразительности музыкального материала, естественности и последовательности развития музыкальных интонаций и тем, избегая фактурно-гармонических штампов сопровождения, подмены мелодического движения фигуративным изложением гармонических последований, злоупотребления повторами т. е. форм пассивного музыкального мышления.
Сочинению предшествует импровизация, с помощью которой ведется поиск и отбор интонационного материала, намечается логика развития, находятся подходящие фактурные элементы, тем самым решается художественная задача создаваемого произведения. Импровизация в данном случае – это поиск «заготовок» или вариантов для более крупной работы.
В работе над произведениями вокального жанра большое внимание необходимо уделять поэтическому тексту. Стихи должны быть доступны пониманию учащемуся, эстетически ценны и образны. Прежде всего, необходимо вникнуть в настроение, содержание стиха, определить его форму, выявить драматургию его развития (точки напряжения и спадов, главные смысловые слова, кульминацию). Такой анализ поможет найти более точные музыкальные средства выразительности, музыкальную интонацию, гармонические и фактурные средства, возможные изобразительные эффекты, метроритмическую пульсацию и т.д.
Большую роль в накоплении слухового музыкально-интонационного запаса играет анализ музыкальных произведений. Это могут быть произведения, изучаемые фортепиано, хоре, музыкальной литературе, так и любые детские пьесы, инструментальные и вокальные миниатюры. Анализируемые примеры должны соответствовать решению той или иной возникшей на данном этапе обучения практической задачи. Расширение и обогащение музыкальных представлений учащегося происходит путем определения художественной задачи произведения, способов решения ее композитором посредством применения тех или иных средств музыкальной выразительности, характерных особенностей мелодии, гармонии, метроритмической организации, фактуры и т. д.
Успех работы во многом зависит от преподавателя. Атмосфера на уроке должна располагать к творческой работе на основе обоюдного доверия. Критические замечания по поводу работ учеников должны быть доброжелательными и носить форму советов и пожеланий.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихсяСамостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися по предмету «Основы импровизации и композиции» 1академический час в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента. Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю).
Основная работа по сочинению проводится дома. Поэтому ученик, уходя с урока, кроме знаний должен унести с собой большой положительный эмоциональный заряд, который в значительной степени облегчит выполнение требований педагога. Задания на дом должны быть конкретными, но в то же время дающими возможность творческого поиска.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика.
Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями сочинения, нотная запись произведения. Некоторые виды домашнего задания по импровизации и сочинению могут быть записаны на звуковой носитель (например: аккомпанемент для импровизации мелодии, варианты развития мелодии, готовые части сочинения для записи нотами и т. д.). Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Примерный список произведений для анализа
Барток Б.- отдельные пьесы из фортепианных циклов «Богатели», «10 легких пьес», «Детям» (тетради1-4), «Микрокосмос» (тетради1-3).
Бетховен Л.- пьесы из «Богателей» для фортепиано, небольшие вариационные циклы и рондо.
Бизе Ж.- пьесы из сюиты для фортепиано в 4 руки «Игры для детей».
Брамс И. – Детские народные песни для голоса и фортепиано.
Бриттен Б. – песни для детей.
Глинка М. – фортепианные миниатюры, вариации, отдельные романсы и песни для голоса и фортепиано.
Гречанинов А. – Детские песни.
Григ Э. – отдельные произведения из «Лирических пьес» для фортепиано (ор. 12, 38, 43, 54, 65, 68, 71), романсы и песни для голоса и фортепиано..Дебюсси К. – пьесы из «Детского уголка» для фортепиано.
Кабалевский Д. – пьесы из фортепианных сборников «Из пионерской жизни», «30 детских пьес», 24 легкие пьесы, легкие вариации, 4 рондо, прелюдии, 2 сонатины для фортепиано, пьесы из сборника «20 легких пьес для скрипки и фортепиано», детские песни.
Кодай З. – отдельные пьесы из циклов фортепианных миниатюр.
Лядов А. – фортепианные пьесы («Бирюльки», «Музыкальная табакерка»).
Мартину Б. – пьесы из фортепианного цикла «Из жизни детей».
Моцарт В.- отдельные части из фортепианных сонат, небольшие вариации, рондо, фантазии для фортепиано.
Мусоргский М. – пьесы из «Картинок с выставки», «Детская» для голоса и фортепиано, отдельные романсы и песни.
Орф К. – Музыка для детей.
Прокофьев С. – фортепианные пьесы из циклов «Детская музыка», Мимолетности, «Сказки старой бабушки» и др.,музыка симфонической сказки «Петя и волк», 3 детские песни.
Равель М. – пьесы из сюиты для фортепиано в 4 руки «Матушка – гусыня».
Свиридов Г. – пьесы из Детского альбома для фортепиано.
Хачатурян А. – пьесы из Детского альбома для фортепиано (тетради 1-2).
Чайковский П. – пьесы из Детского альбома, «Времена года» для фортепиано, детские песни.
Шопен Ф. – некоторые фортепианные миниатюры.
Шостакович Д. – Детские пьесы для фортепиано.
Шуберт Ф. – отдельные фортепианные миниатюры, песни для голоса и фортепиано.
Шуман Р. – пьесы из «альбома для юношества» для фортепиано ор. 68, из фортепианного цикла «Детские сценки» ор. 15.
Джазовые произведения для фортепиано. Выпуск 1. – М., 1982.
Джоплин С. – Миссурийские рэгтаймы для фортепиано. – М., 1979.
Якушенко И. – Джазовый альбом. – М., 1984.
Список рекомендуемой методической литературы
Козырев Ю., Голосов Г.- Введение в импровизацию (начальная техника импровизации и элементарная композиция). – М., 1994.
Козырев Ю. – Введение в джаз. – М., 1994.
Маклыгин А. – Импровизируем на фортепиано (выпуски 1-3). – М., 1999.
Маклыгина Л. – Где живет музыка (тетради 1,2). – К., 2008
Булаева О., Геталова О. – Учусь импровизировать и сочинять (тетради 1-3). – Пб., 1999.
Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. – Азбука музыкальной фантазии (тетради 1-6). – Пб., 1996.
Романенко В. – Учись сочинять. – М., 2002.
Романенко В. – Учись импровизировать. – М., 2001.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан


Программа по учебному предмету
В.03.УП.03ОСНОВЫ ИМПРОВИЗАЦИИ И КОМПОЗИЦИИ
ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Нижнекамск, 2013
«Рассмотрено»
методическим советом
МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ
«_____» _____________ 2013 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД
«Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ
___________ С.Я. Калинкина
«_____» _____________ 2013 г.
Разработчик:
- Былинкина Ольга Павловна, председатель методического объединения преподавателей теоретических дисциплин, преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ;
Рецензент – Карпова Анастасия Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе ГАОУ СПО РТ «Нижнекамский музыкальный колледж им. С. Сайдашева»
Рецензент – Калинкина Светлана Якимовна, директор МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ, преподаватель высшей квалификационной категории.
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательногоучреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.Формы и методы контроля
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Примерные зачетные требования по годам обучения (классам);
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы импровизации и композиции» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Учебный предмет «Основы импровизации и композиции» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков музицирования, такими как импровизация и сочинение музыки, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное и творческое развитие ученика.
Учебный предмет «Основы импровизации и композиции» является предметом вариативной части учебного плана школы. Он способствует активизации процесса познания, расширяет представления учащихся о музыкальном искусстве, формирует, благодаря творчеству, положительные, общественно-ценные свойства личности.
Обучение импровизации и композиции включает в себя работу над произведениями (свободное сочинение), обогащение музыкальных представлений (анализ музыкальных произведений), импровизацию. Все эти формы работы, взаимосвязанные и дополняющие друг друга, призваны обеспечить гармоничное развитие музыкально-творческих способностей учащихся.
Предмет «Основы импровизации и композиции» базируется на знаниях и навыках, полученных при изучении «Начального курса сольфеджио импровизатора». Метод сочинения и импровизации основан на стилистике академической музыки.
Программа рассчитана на средний уровень подготовки и способности учащихся, поэтому допускается возможность как частичного её освоения некоторыми учащимися, так и, в случаях особой одаренности и хорошей работоспособности, увеличение её объема. В некоторых случаях возможно изменение сроков обучения, предусмотренных учебным планом (раннее проявление одаренности, возникновение желания учащихся старших классов, не имеющих достаточного срока для её усвоения).
Предмет «Основы импровизации и композиции», наряду с другими предметами учебного плана, является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся.
Срок реализации учебного предмета
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года (с 6 по 8 класс).
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы импровизации и композиции».
На освоение предмета «Основы импровизации и композиции» по учебному плану (вариативной части) предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю.
Программа предмета «Основы импровизации и композиции» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
8-летнее обучение
Сроки реализации программы
3года
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 264
Количество часов на аудиторные занятия 132
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 132
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю ориентироваться на музыкально-творческие способности и эмоционально-психологические особенности каждого ученика, регулировать объем выполняемых им заданий.
5. Цель и задачи учебного предмета «Основы импровизации и композиции»
Цель:
Усиление роли активного творческого начала в воспитании юных музыкантов, развитие музыкальной фантазии и творческого мышления, формирование более осмысленного отношения к музыке, к творческому труду композиторов и изучаемым произведениям, овладение межпредметными знаниями.
Задачи:
развитие навыков инструментального музицирования:
- подбора по слуху с аккомпанементом различной фактуры;
- импровизации по гармоническим схемам, ритмам;
- импровизации в разных жанрах;
- сочинение вокальных и инструментальных произведений;
овладение комплексными межпредметными знаниями;
осуществление связи теории с практическими навыками;
овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для записи собственных сочинений;
развитие музыкальности, эмоциональности, творческой индивидуальности;
овладение навыками имровизации в ансамбле;
приобретение навыков чтения с листа с аккомпанементом по эстрадно-джазовым обозначениям.
6.Обоснование структуры учебного предмета «Основы импровизации и композиции»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
словесные (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой метод (показ на инструменте);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, музыкальными сочинениями, импровизациями). 8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Основы импровизации и композиции»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв. м) для индивидуальных занятий с наличием двух инструментов фортепиано, магнитофон или диктофон, а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.
II.Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы импровизации и композиции», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продолжительность
учебных занятий
(в неделях) 8-летнее обучение
- - - - -
33 33 33 -
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю) 8-летнее обучение
- - - - - 1 1 1 -
Количество часов на внеаудиторные занятия
(в неделю) 8-летнее обучение
- - - - - 1 1 1 -
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Основы импровизации и композиции» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени вариативной части учебного плана, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Предмет «Основы импровизации и композиции» базируется на знаниях и навыках, полученных учащимися в процессе изучения «Начального курса сольфеджио импровизатора», является его продолжением.
Требования по годам обучения (классам)
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Основы импровизации и композиции» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
1 год обучения (6 класс)
Продолжение работы по освоению и укреплению знаний и навыков инструментальной импровизации, начатой при изучении «Начального курса сольфеджио импровизатора», повторение заданий по импровизации, соответствующих зачетным требованиям 5 класса.
Импровизация этюдов по гармоническим схемам (T-S-D связи) на различные виды мелодической фигурации.
Жанровые импровизации (полька, вальс, марш, мазурка и т. д.).
Подбор знакомых мелодий, песен с аккомпанементом с разными видами фигурации аккордов.
Знакомство с фразировкой, простыми формами (период, 1, 2х, и 3х-частная), фигурацией аккордов, видами аккомпанемента, способами мелодического развития.
Сочинение и запись небольших разнохарактерных мелодий. Сведения о составных частях мелодии: мотиве, фразе, предложении, периоде. Использование приемов секвенцирования и варьирования мелодии.
Освоение навыков анализа музыкальных произведений (общий анализ).
За учебный год учащийся должен научиться импровизировать небольшие жанровые пьесы, используя навыки фразировки, развития мелодии, выбора вида (типа) аккомпанемента, анализировать по слуху и нотному тексту форму, использованные средства выразительности произведений, в первую очередь исполняемых самим учащимся на уроках фортепиано, хора и изучаемых на музыкальной литературе.
1-2 жанровые пьесы записать нотами, оформить сочинения, подготовить к публичному выступлению.
Зачет проводится в конце учебного года в виде концертного исполнения сочинений (концерт-зачет).
2 год обучения (7 класс)
На данном этапе обучения следует уделять большее внимание развитию творческого воображения, музыкально-ассоциативного мышления, индивидуальности в выражении образных представлений. Этому в большей степени способствует работа над сочинением музыки на определенный сюжет, программных пьес.
Продолжение работы над выразительностью сочиняемых мелодий, понятие о контрастности, регистрах, ритмическом разнообразии; о драматургии построения; о выразительности фраз, об общем движении к кульминационным моментам (подъемы и спады напряжения), об основной кульминации и завершении построения. В последующем более удачные мелодии могут послужить материалом для дальнейшей работы.
Усложнение гармонии за счет использования побочных аккордов, отклонений, модуляций.
Работа с текстом, сочинение вокальной музыки (вокальные миниатюры, песни).
Закрепление навыка нотной фиксации сочинений. Особое внимание уделяется грамотности и аккуратности записи нотного текста, отражении всех выразительных граней музыки (темпа, динамики, штрихов).
Расширение и обогащение музыкальных представлений учащегося (анализ музыкальных произведений): определение художественной задачи произведения, способов решения ее композитором посредством применения тех или иных средств музыкальной выразительности, характерных особенностей мелодии, гармонии, метроритмической организации, фактуры и т. д.
За год учащийся должен научиться сочинять музыкальные пьесы программного содержания в двух- и простой трёхчастной формах, вокальные произведения в простых формах (включая куплетную) для голоса или одноголосного хора в сопровождении фортепиано; импровизировать мелодии на заданный образ или настроение с фактурным оформлением.
2-3 произведения записать нотами, оформить сочинения, подготовить к публичному выступлению.
Зачет проводится в конце учебного года в виде концертного исполнения сочинений (концерт-зачет).
3 год обучения (8 класс)
Сочинение пьес для фортепиано и других инструментов (как сольных, так и в сопровождении фортепиано) в простых формах, группируя их по признакам контраста и взаимодополнения в небольшие циклы (например, «Пастораль и танец», «Три прелюдии» - быстрая, медленная, быстрая и т. д.).
Сочинение сюиты из пьес, объединенных программным замыслом (музыкальные иллюстрации персонажей сказки, исторического события, литературного произведения, мультфильма и т. д.) или жанровым признакам (например, сюита танцев – старинных, народных, национальных и т. д.). Сочинение вокальных произведений для голоса, одно – двухголосного хора.
Индивидуальная и коллективная импровизация на заданную гармоническую основу по буквенно-цифровым эстрадно-джазовым обозначениям аккордов.
Импровизация инструментальных миниатюр на заданный сюжет (драматургическая «канва» какой-либо сказки, ситуации, свободной фантазии и т.д.).
Знакомство с джазовой музыкой. Блюзовая гамма. Джазовая импровизация (блюзовый квадрат).
За год учащийся должен сочинить цикл пьес или инструментальную сюиту, вокальное произведение для голоса, или одно – двухголосного хора, записать и исполнить на итоговом концерте-зачете.
III. Требования к уровню подготовки обучающихсяУровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы импровизации и композиции» и включает следующие знания, умения, навыки:
знание элементарной гармонии;
знание жанровых и стилистических особенностей музыки;
владение различными видами аккомпанемента;
знание музыкальных форм инструментальных и вокальных произведений;
знания музыкальной терминологии;
знания о строении мелодии, способах её развития, средствах музыкальной выразительности музыки;
умения и навыки импровизации и сочинения музыки;
умения нотной записи собственных сочинений;
умения использовать теоретические знания при импровизации, сочинении, нотной записи собственной музыки;
навыки исполнения сочиненной музыки на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
навыки импровизации и игры аккомпанемента по буквенным эстрадно-джазовым обозначениям;
навыки импровизации в ансамбле;
первичные навыки в области теоретического анализа.
IV. Формы и методы контроля
Обучение учащихся основам импровизации и композиции не имеет своей целью воспитание композиторов-профессионалов (хотя это весьма эффективная форма выявления творческой одаренности детей), главное - усиление роли активного творческого начала, развитие музыкальной фантазии и творческого мышления, формирование более осмысленного отношения к музыке, овладение межпредметными знаниями. Отслеживание уровня достижения этой цели является показателем творческого роста учащегося, который трудно, а порой невозможно и нецелесообразно дифференцировать оценкой. За исключением программы выпускников, оценку результата проделанной работы лучше ограничить системой «зачета» и подробно оговаривать при этом достоинства и недостатки сочинений каждого ученика. В конце каждой четверти и за год оценка не выставляется.
В конце учебного года проводится открытый концерт-зачет, на котором учащиеся представляют в хорошем исполнении свои произведения. Результат выступления оценивается как «зачет» и «незачет». Итоговая оценка может быть выставлена учащемуся, окончившему полный курс программы "Основы импровизации и композиции" и желающему продолжить музыкальное образование. Такая оценка будет положительно характеризовать его творческое отношение к музыке.
Примерные зачетные требования по годам обучения (классам)

1год обучения (6класс)
1-2 жанровые пьесы Цикл пьес или инструментальная сюита программного содержания ,одно вокальное произведение для голоса или одноголосного хора.

2год обучения (7класс)
2-3произведения программного содержания (одно из них - вокальное).
3год обучения (8класс)
Цикл пьес или инструментальная сюита программного содержания ,одно вокальное произведение для голоса или одноголосного хора.
Данные зачетные требования являются примерными и могут быть скорректированы в процессе работы в зависимости индивидуальных способностей и уровня подготовки учащегося.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации преподавателям
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте.
Работа с учащимся на уроке включает:
упражнения для активизации слуха и внимания;
импровизацию;
работу над сочинением;
анализ
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над сочинением.
Задания, выполняемые на уроке, являются упражнениями для приобретения начальных навыков. Это может быть как импровизация, так и сочинение (учащиеся, имеющие подготовку «Начального курса сольфеджио импровизатора», могут начинать изучение темы с импровизации, потом самый удачный вариант пьесы записать).
Метод сочинения и импровизации в первые годы обучения основан на упрощенной стилистике академической музыки, гармонии T-S-D-Т связей. Вначале используются аккорды в виде главных трезвучий c обращениями. Постепенно гармония усложняется за счет включением побочных, функционально связанных с главными, трезвучий и септаккордов.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Приступая к свободной импровизации, прежде всего необходимо оговорить с учеником предмет музыкального изображения, вызвать у него живое ощущения характера музыкального образа. При первых попытках требуется психологическое раскрепощение учащегося, необходимо с него снять груз излишней ответственности за результат, за возможную неудачу. Необходимое условие в этот момент – отказ от эстетических установок, таких как требование благозвучности, тематической сформулированности музы- кальных мыслей, законченности формы и т. д. Все эти «вольности» оправдываются и компенсируются логикой непосредственного музыкального чувства, рождаемого в момент импровизации образным мышлением учащегося, его живой фантазией. Именно здесь окажется уместным образец импровизации учителя, совместная импровизация в форме вопроса – ответа. После игры обязательно следует проводить обсуждение , уточняя образные представления, отмечая удачные моменты, подсказывая повороты в развитии и т. д.
Работа над сочинением должна строиться по принципу постепенного усложнения материала. В процессе работы от учащихся следует добиваться определенности музыкального характера и жанровых признаков каждой сочиняемой пьесы, выразительности музыкального материала, естественности и последовательности развития музыкальных интонаций и тем, избегая фактурно-гармонических штампов сопровождения, подмены мелодического движения фигуративным изложением гармонических последований, злоупотребления повторами т. е. форм пассивного музыкального мышления.
Сочинению предшествует импровизация, с помощью которой ведется поиск и отбор интонационного материала, намечается логика развития, находятся подходящие фактурные элементы, тем самым решается художественная задача создаваемого произведения. Импровизация в данном случае – это поиск «заготовок» или вариантов для более крупной работы.
В работе над произведениями вокального жанра большое внимание необходимо уделять поэтическому тексту. Стихи должны быть доступны пониманию учащемуся, эстетически ценны и образны. Прежде всего, необходимо вникнуть в настроение, содержание стиха, определить его форму, выявить драматургию его развития (точки напряжения и спадов, главные смысловые слова, кульминацию). Такой анализ поможет найти более точные музыкальные средства выразительности, музыкальную интонацию, гармонические и фактурные средства, возможные изобразительные эффекты, метроритмическую пульсацию и т.д.
Большую роль в накоплении слухового музыкально-интонационного запаса играет анализ музыкальных произведений. Это могут быть произведения, изучаемые фортепиано, хоре, музыкальной литературе, так и любые детские пьесы, инструментальные и вокальные миниатюры. Анализируемые примеры должны соответствовать решению той или иной возникшей на данном этапе обучения практической задачи. Расширение и обогащение музыкальных представлений учащегося происходит путем определения художественной задачи произведения, способов решения ее композитором посредством применения тех или иных средств музыкальной выразительности, характерных особенностей мелодии, гармонии, метроритмической организации, фактуры и т. д.
Успех работы во многом зависит от преподавателя. Атмосфера на уроке должна располагать к творческой работе на основе обоюдного доверия. Критические замечания по поводу работ учеников должны быть доброжелательными и носить форму советов и пожеланий.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихсяСамостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися по предмету «Основы импровизации и композиции» 1академический час в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента. Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю).
Основная работа по сочинению проводится дома. Поэтому ученик, уходя с урока, кроме знаний должен унести с собой большой положительный эмоциональный заряд, который в значительной степени облегчит выполнение требований педагога. Задания на дом должны быть конкретными, но в то же время дающими возможность творческого поиска.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика.
Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями сочинения, нотная запись произведения. Некоторые виды домашнего задания по импровизации и сочинению могут быть записаны на звуковой носитель (например: аккомпанемент для импровизации мелодии, варианты развития мелодии, готовые части сочинения для записи нотами и т. д.). Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Примерный список произведений для анализа
Барток Б.- отдельные пьесы из фортепианных циклов «Богатели», «10 легких пьес», «Детям» (тетради1-4), «Микрокосмос» (тетради1-3).
Бетховен Л.- пьесы из «Богателей» для фортепиано, небольшие вариационные циклы и рондо.
Бизе Ж.- пьесы из сюиты для фортепиано в 4 руки «Игры для детей».
Брамс И. – Детские народные песни для голоса и фортепиано.
Бриттен Б. – песни для детей.
Глинка М. – фортепианные миниатюры, вариации, отдельные романсы и песни для голоса и фортепиано.
Гречанинов А. – Детские песни.
Григ Э. – отдельные произведения из «Лирических пьес» для фортепиано (ор. 12, 38, 43, 54, 65, 68, 71), романсы и песни для голоса и фортепиано..Дебюсси К. – пьесы из «Детского уголка» для фортепиано.
Кабалевский Д. – пьесы из фортепианных сборников «Из пионерской жизни», «30 детских пьес», 24 легкие пьесы, легкие вариации, 4 рондо, прелюдии, 2 сонатины для фортепиано, пьесы из сборника «20 легких пьес для скрипки и фортепиано», детские песни.
Кодай З. – отдельные пьесы из циклов фортепианных миниатюр.
Лядов А. – фортепианные пьесы («Бирюльки», «Музыкальная табакерка»).
Мартину Б. – пьесы из фортепианного цикла «Из жизни детей».
Моцарт В.- отдельные части из фортепианных сонат, небольшие вариации, рондо, фантазии для фортепиано.
Мусоргский М. – пьесы из «Картинок с выставки», «Детская» для голоса и фортепиано, отдельные романсы и песни.
Орф К. – Музыка для детей.
Прокофьев С. – фортепианные пьесы из циклов «Детская музыка», Мимолетности, «Сказки старой бабушки» и др.,музыка симфонической сказки «Петя и волк», 3 детские песни.
Равель М. – пьесы из сюиты для фортепиано в 4 руки «Матушка – гусыня».
Свиридов Г. – пьесы из Детского альбома для фортепиано.
Хачатурян А. – пьесы из Детского альбома для фортепиано (тетради 1-2).
Чайковский П. – пьесы из Детского альбома, «Времена года» для фортепиано, детские песни.
Шопен Ф. – некоторые фортепианные миниатюры.
Шостакович Д. – Детские пьесы для фортепиано.
Шуберт Ф. – отдельные фортепианные миниатюры, песни для голоса и фортепиано.
Шуман Р. – пьесы из «альбома для юношества» для фортепиано ор. 68, из фортепианного цикла «Детские оценки» ор. 15.
Джазовые произведения для фортепиано. Выпуск 1. – М., 1982.
Джоплин С. – Миссурийские рэгтаймы для фортепиано. – М., 1979.
Якушенко И. – Джазовый альбом. – М., 1984.
Список рекомендуемой методической литературы
Козырев Ю., Голосов Г.- Введение в импровизацию (начальная техника импровизации и элементарная композиция). – М., 1994.
Козырев Ю. – Введение в джаз. – М., 1994.
Маклыгин А. – Импровизируем на фортепиано (выпуски 1-3). – М., 1999.
Маклыгина Л. – Где живет музыка (тетради 1,2). – К., 2008
Булаева О., Геталова О. – Учусь импровизировать и сочинять (тетради 1-3). – Пб., 1999.
Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. – Азбука музыкальной фантазии (тетради 1-6). – Пб., 1996.
Романенко В. – Учись сочинять. – М., 2002.
Романенко В. – Учись импровизировать. – М., 2001.
МБУ «Информационно-методический центр»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБУ «Информационно-
методический центр»
Нижнекамского муниципального
района Республики Татарстан
_____________ Т.А. Иванова
«__» _____________ 2013 год
Программа по учебному предмету
В.02. ОСНОВЫ ИМПРОВИЗАЦИИ И КОМПОЗИЦИИ
ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
ДЛЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
Нижнекамск, 2013