Доклад на тему Технологии рейтинговой оценки учебных достижений и личностного развития обучающихся

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий












Круглый стол ПЦК «Классных руководителей и
мастеров производственного обучения




ДОКЛАД НА ТЕМУ
ТЕХНОЛОГИЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ



докладчик
Тулина Наталья Валентиновна,
социальный педагог




Самара, 2015



Качественные изменения, происходящие в системе образования, проявляющиеся в усилении внимания к личности обучающегося, требуют существенных изменений в осуществлении контроля и оценки его личных достижений, под которыми понимаются:
- степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности;
- личное продвижение обучающегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.
Современная пятибалльная (в реальности 4-хбалльная) система не может удовлетворить растущую потребность общества в качественном образовании, поэтому с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения обучающегося в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных образований. О качестве образования можно судить по совокупности и гармоничности новообразований в структуре личности, характеризующих ее культуру, ее социальный опыт. Однако, несмотря на активное обсуждение данной проблемы в педагогической науке, в образовательной практике сохраняется ориентация на традиционную модель оценки достижений обучающихся. Ни для кого не секрет, что при таком подходе обнаруживается ряд характерных особенностей, которые оказывают негативное влияние на качество образования:
- субъективный характер оценивания, который выражается, во-первых, в том, что главным образом от педагога, его настроения и отношения к обучающемуся складывается общая оценка, во-вторых, у каждого педагога вырабатывается своя «авторская» система оценивания;
- обучающийся, как правило, лишен возможности участвовать в оценивании своих результатов, оценка и отметка педагога теряют для обучающегося содержательный смысл, немотивированные оценки отстраняют его от выработки содержательных оценочных суждений, что затрудняет развитие у него самостоятельности и ответственности;
- за отметками закрепляются социальные ярлыки, по словам В.А. Сухомлинского: «отметка превращается в идола», выставление оценок становится мощным стрессогенным фактором для обучающегося, формируют в нем такие негативные качества, как приспособленчество, цинизм, зависть и др.
- нивелируется основное назначение оценки – стимулировать познавательную деятельность обучающихся, акценты смещаются в сторону установившихся отношений между педагогом и обучающимся (завоевать его доверие, «понравиться»);
- оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего к оценке качества обучения.
Перечисленные факторы обуславливают необходимость создания подлинно гуманистической модели образования, поскольку такая модель ориентируется не столько на результат, соотносимый с государственным образовательным стандартом, сколько на личностные достижения обучающихся. Ученые по-разному подходят к определению структуры достижений обучающихся. Достижения обучающихся складываются из четырех основных компонентов:
1) уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;
2) фонда коммуникативных умений;
3) творческой познавательной активности обучающегося;
4) личных социальных достижений внутри техникума и вне его.
Е.В. Бондаревская, занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений обучающихся:
1. ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;
2. культурологический компонент, то есть освоение культуры;
3. компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;
4. личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;
5. природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием.
М.С. Каган, исследуя структуру личности с позиций деятельностного подхода, выделяет 5 потенциалов личности: гносеологический (познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Как подчеркивает автор, “ личность определяется... тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет”. ЮНЕСКО провозглашает, что главной целью образования должно стать формирование жизнеспособной личности. Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека определяет основные черты современного типа образования и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:
1. формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем;
2. формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;
3. формирование социальной ответственности перед собой, ближайшим окружением, обществом, государством, человечеством, природой.
Рассмотрев основные подходы к выделению компонентов структуры достижений обучающихся, мы подошли к такому важному вопросу, как же их оценивать?
Технологии оценки достижений учащихся
Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио.
Накопительные оценки позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют, а не их недостатки, что характерно для традиционных методов оценки. Они делают процесс обучения более эффективным, особенно при правильно организованной и конструктивной обратной связи. К основным характеристикам эффективной оценки относят то, что она фокусируется на процессе и на продукте; оценивается не только то, чему обучающегося учат, но и то, что от него ожидается; в процесс оценки активно вовлекаются и педагоги, и обучающиеся; оценка основывается на разнообразных и вариативных средствах; оценка проходит на всех этапах и уровнях обучения и обеспечивает участников оценки необходимой информацией для совершенствования процесса обучения посредством обратной связи. Накопительная оценка, при ее правильном использовании, реализует все эти требования.
Мониторинг качества образования – механизм контроля и слежения за качеством образования. "Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития".
Цель мониторинга - совершенствовать содержание и методы обучения. Целью внешнего мониторинга качества образования является определение того, насколько внутренняя оценка качества образования соответствует действительности. Иначе говоря, внешний мониторинг качества должен контролировать механизмы и результаты внутренней оценки качества.
Задачи мониторинга:
– сбор необходимой и достаточной информации о качестве образования, ее анализа и оценки,
– контроль за реализацией социального заказа на качественное образование, организация стимулирующее - мотивационного влияния на участников учебно-воспитательного процесса,
– прогноз дальнейшего развития образования и выработки рекомендаций по внесению необходимых корректив.
Объекты мониторинга
I Качество учебного процесса: 1) задачи образовательного процесса, планы учебной и воспитательной работы; 2) деятельность педагога и развитие его личности; 3) организация учебного процесса; методы, содержание, результативность педагогической работы.
II Уровень подготовки обучающихся: 1) сама учебная деятельность обучающегося (ее характеристики, структура, течение), соответствие реального уровня подготовки государственному стандарту; 2) психическое развитие подростка и формирование новообразований учебной деятельности; 3) развитие общения коллектива обучающихся.
Методы мониторинга
– наблюдение за функционированием образовательного процесса и состоянием условий техникума,
– анализ документации учебного заведения,
– анкетирование, самооценка и оценка обучающихся, педагогов и родителей,
– педагогическое и психологическое тестирование,
– экспертная оценка качества предоставляемого школой образования и др.
Рейтинг обучающегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости ("весового" коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.
Задачи рейтинга:
– построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;
– повышение уровня мотивации обучающихся в разных сферах деятельности
– построение индивидуальных образовательных программ;
– целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям средних учебных заведений.
Объекты рейтинговой системы контроля:
– совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;
– социальная активность обучающегося.
Конечная цель рейтинговой технологии – становление обучающегося как субъекта учебной, научной деятельности, т.е. достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда обучающиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Обучающийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и обучающимся возникают субъект - субъектные отношения.
Виды рейтинга:
– академической успеваемости (отражает уровень учебных достижений, то есть
– олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях)
– лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся).
– званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).
Преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологий контроля)
– стимулирование систематической самостоятельной работы;
– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
– повышение роли состязательности в учебе;
– чёткая дифференциация обучающихся в соответствии с их успехами;
– количественная характеристика качества учебной работы;
– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
– повышение учебной мотивации.
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения обучающегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.
Первый тип портфолио - это "папка достижений", направленная на повышение собственной значимости обучающегося и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте и т.д.; благодарственные письма родителям и т.п.).
Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития обучающегося, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы обучающегося, которые делались в течение определенного срока (например, года) (сочинения, рефераты, зачетные работы, видеокассеты и т.д.).
Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (варианты реферата, доклада или статьи, список литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы и др.). Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает обучающимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.
Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: педагог сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Обучающимся в самом начале предъявляются заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.