Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» Система уроков по сложносочиненному предложению. Тема №4. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Тема Знаки препинания в ССП
Цель: продолжить изучение темы, развивать навыки пунктуационной грамотности, воспитывать потребность к изучению родного языка


ХОД УРОКА

Актуализация опорных знаний обучающихся.
Распределить номера приведенных ниже предложений по трем группам: предложение, в которых на месте пропуска 1) ставится запятая, 2) ставится тире, 3) не ставится никакого знака.
Но слишком рано твой ударил час и вещее перо из рук упало (Н.Некрасов).
И все тошнит и голова кружится и мальчики кровавые в глазах (А.Пушкин)
Ах, тяжелые соты и нежные сети! (О.Мандельштам)
Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство (И.Тургенев)
Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, колеблемый набежавшей волной (И.Тургенев)
Заря уже давно погасла и едва белеет на небосклоне ее последний след, но в недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота и грудь все еще жаждала холодного дуновения (И. Тургенев).
Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков (М.Лермонтов)
Мгновенье и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья (М.Лермонтов)
Как празднично украшен зал и как весело проходит вечер!
Было слышно: ветер раскачивает старую ель и лапы ее царапают по крыше.
По дубу перейдем ручей и на болото (М.Пришвин).
Запятая:(правильный ответ 2,4,6)
Тире:(правильный ответ 8,11)
Нет знака(правильный ответ: 1,3,5,7,9,10)
Чтение учителем отрывка из книги «Секреты пунктуации»
Общий Иван Иванович
Правило о постановке запятой в сложном предложении очень простое: запятая не ставится между предложениями, соединенными одиночными «опасным» союзом, если они имеют какие-то общие грамматические и смысловые элементы.
Никого, по-видимому, не затруднит задача разделить на простые такое сложное предложение: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем почти без промежутка. В этом предложении вы, конечно, поставите запятую перед и.
Однако сложное предложение не всегда делится на простые «без остатка». Например: У Ивана Ивановича больше выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Н.Гоголь). Первое предложение: У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета. Однако то, что останется, не может удовлетворить вас как полноценное второе предложение: и рот несколько похож на букву ижицу. У кого? Да у Ивана Ивановича, конечно. Дополнение у Ивана Ивановича относится для них общим.
Поставив запятую перед и вы отделили бы Ивана Ивановича от его рта, и чей рот был похож на букву ижицу, осталось бы неизвестным.
Помните! Запятая не ставится между простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения, соединенного одиночным «опасным» союзом, если эти части имеют общий второстепенный член.
Но будьте осторожны! Иногда можно принять за общий такой второстепенный член, который в действительности общим не является.
Тренировочные упражнения.
Выполнение учащимися разноуровневых заданий.

З а д а н и е п е р в о г о у р о в н я
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы предложений, постройте их схемы.
За лесом поднималось солнце и первые его лучи уже играли на золотой цепочке от веера. Иногда в горах срывались л вины и под ними столбами поднималась белая пыль. Я устал бродя по болоту но мой товарищ был полон сил и энергии. В заповеднике я много слышал о медвежонке однако мне его почему(то) (не)показывали.

З а д а н и я в т о р о г о у р о в н я
А) Используя ГО, составить сначала предложения с однородными членами, а затем – ССП с союзами и. Полученные предложения распространить и записать.
Шумело море. Лил дождь. Было жарко. Весело (мне)
Б) Составить и записать ССП с союзом и, употребляя в качестве сказуемого приведенные глаголы. Определить, какие смысловые отношения выражают составленные предложения (одновременность, последовательность, причину и следствие).
Выступить – согласиться
Прочитать – убедиться
Ожидать – засверкать
Победить – наградить

З а д а н и я т р е т ь е г о у р о в н я
Используя данное начало, образуйте сложносочиненные предложения; спишите их, вставляю пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; усложните первую часть, введя причастный или деепричастный оборот, однородные члены. В полученных предложениях подчеркните грамматические основы.
Мы с дели у к мина . В глазах рябит от солнечных бликов, . Ивушка соб .. ралась раньше всех зацветать и прог .. няла северный ветер, Ветки ивушки униза ы жаркими золотыми шарами, Сквозь сетку клетки трава просунулась .
Например: Мы сидели у камина, зачарованно глядя на пламя, а у наших ног растянулся ленивый пушистый кот Барс.

Работа с учебником. Контрольные вопросы и задания.
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
Выучить правило. Упражнение 70 (сочинение – миниатюра по заданному началу)