Справка по внутришкольному контролю по теме: «Состояние преподавания химии, биологии в 8-ых, 10 классах»

Справка
по внутришкольному контролю по теме: «Состояние преподавания химии, биологии в 8-ых, 10 классах» (2011 – 2012 учебный год)
Цель проверки: 1.Дифференциация обучения;
2.Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий;
3. Активизация познавательной деятельности учащихся;
4.Уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Форма контроля: 1. Посещение уроков с последующим обсуждением.
2. Собеседование с учителями - предметниками.
3 Подведение итогов проверки на совещании при зам.дир.по увр.
В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.
Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью у них профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных методических объединениях.
Работа учителей химии, биологии была направлена на реализацию единой методической темы «Повышение профессиональной компетентности учителя в условиях обновления содержания образования», на использование продуктивных форм и методов организации учебного занятия, освоение альтернативных педагогических программ, знакомство с опытом работы коллег по внедрению современных педагогических технологий.
Учителя биологии, химии имеют стаж работы свыше 20 лет. Большой стаж педагогической деятельности свидетельствует о достаточно высоком профессиональном уровне учителей химии, биологии.
В целом, качественный состав педагогических кадров позволяет совершенствовать систему химического, биологического образования в школе и качественно организовывать образовательный процесс.
По плану ВШК прошла проверка работы учителей биологии, химии в январе 2011 - 2012 уч. года.
Биологию в 8,10-х классах преподает Габисова Т.Х., учитель второй квалификационной категории.
Анализ посещенных уроков показал, что учитель владеет теорией и методикой преподавания биологии, знает требования Госстандарта и умело реализует их в своей практической деятельности. В соответствии с требованиями рабочих программ не нарушается последовательность изучения и распределение часов по разделам курса.
Габисова Т.Х. использует наглядные средства обучения, регулярно проводит демонстрационные опыты и фронтальные лабораторные работы. Систематически анализирует проверочные работы, проводит дифференцированную коррекционную работу.
Однако, использует в основном фронтальные методы опроса обучающихся или индивидуальные сообщения, подготовленные дома. Не используются ИКТ и проектные технологии, не смотря на оснащенность кабинета.
Результаты контрольных срезов знаний:
Класс
Дата проведения
Форма проведения
Кол-во
уч-ся
Выполняли работу
Уровень успеваемости
Качество знаний

10
31.01.12
Контр.работа
9
8 – 90%
100%
60%


27.01.12
Контр.работа
9
9 – 90%
93%
56%


27.01.12
Контр.работа
13
12 – 90%
97%
73%

8классы
22
21 – 90%
95%
65%


Высокие результаты показали обучающиеся 8б, 10 классов.
Анализ посещенных уроков, результаты контрольно-методических срезов знаний показали, что уровень успеваемости обучающихся (от 95 до 100%) соответствует требованиям Госстандарта. Качество знаний по биологии в 10-х классах составило– 60%, в 8-х классах – 65%,
Уроки химии в 8,10 классах ведёт учитель первой квалификационной категории Бутаева С.М., стаж работы – 27лет, является. Владеет достаточным уровнем коммуникативности, компетентна. Из анализа посещенных уроков можно сделать вывод, что учитель умеет конкретизировать цели обучения, соотносить содержание обучения с поставленной целью, ориентироваться на вышеуказанное при выборе приемов обучения. Понимает необходимость включения в работу по формированию знаний контекст бытовой деятельности уч-ся, видит в ученике личность со всеми её многообразными особенностями и соответственно владеет дифференцированным подходом к уч-ся. Календарно-тематическое планирование по предмету составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений по химии.
Планирование имеется по всем классам, утверждено зам. директором школы. В целом, учитель следит за прохождением программного материала, при возможности проводит дополнительные консультации.
Зам. директора по УВР посещено 4 урока. Ко всем урокам у Бутаевой С.М. имелись поурочные планы.
По итогам тематического контроля выявлено, что учитель на всех уроках использует наглядный материал, для объяснения новых тем привлекает дополнительные источники, часто объяснение идёт с привлечением таблиц и схем. Проводятся уроки с использованием ПК, очень интересный урок - презентацию с использованием ИКТ по теме «Металлы и неметаллы» в 8 классах.
Для проверки знаний, умений и навыков учащихся Бутаева С.М. использует: фронтальный (чаще всего) и индивидуальный опрос. Учитель соблюдает структуру урока, присутствуют все этапы урока, на всех посещенных уроках, тема урока, дом. задание записаны на доске с начала урока. Учитель ставит перед учащимися цель занятия, полностью выполняет планируемое. При этом учитель материалом владеет в полном объеме, объяснение интересное, подробное, привлекает бытовые знания уч-ся по изучаемой теме. У Бутаевой С.М. сложилась определенная система и методика преподавания.
Но есть и проблемы в классах; по причине, того что не было учителя химии всю 2 четверть по программе идет отставание, поэтому учитель больше внимания должен уделять работе с сильными и слабыми уч-ся
Проверка тетрадей по биологии и химии показала, что все учащиеся ведут одну рабочую тетрадь. В 8, 10 классах практические и лабораторные работы выполняются в рабочей тетради. Тетради учителем проверяются раз в 1-1,5 месяца, что соответствует Положению о письменных работах учащихся, в котором написано: «Тетради по биологии и химии проверяются выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже 1-2 раз в учебную четверть». На момент проверки тетради были почти у всех учащихся (забыли, не знали), внешний вид тетрадей удовлетворительный. В тетрадях в основном классные работы, редко встречаются домашние.
Учителя в системе заполняет классные журналы, указывает тему конкретного урока, записывает домашнее задание, накопляемость оценок удовлетворительная.
Минусом в работе учителей является то, что учитель недостаточно работает над воспитанием интереса к предмету, не следит за глубиной и прочностью знаний учащихся, не использует современные педагогические технологии, а проводит классические комбинированные уроки, хотя имеет большой потенциал, знает свой предмет, умеет привлекать внимание уч-ся интересными фактами.


Выводы и рекомендации:

1. Рекомендовать ежегодное проведение недели естественных наук в школе с подведением итогов работы учащихся и учителей, используя концепцию сотрудничества.
3. Усилить работу над качеством успеваемости и качеством знания в 8,10 классах, используя современные ИКТ и индивидуальные дополнительные занятия.
4. Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках.
5.Совершенствовать формы и методы по организации работы с одаренными детьми.


Подготовила зам. директора по УВР________________ Амбалова А.Н.