Публичная презентация обобщения опыта по теме: Организация проектной деятельности младших школьников


Презентация опыта по теме «Организация проектной деятельности младших школьников». Л.А.Абрамова, учитель начальных классов МБОУ «Меленская СОШ».
Происходящие перемены в обществе не могут не затрагивать образовательной среды, которая в новых условиях существенно меняется. Смысл изменения системы образования – в ее гуманизации, формировании личности предполагает выявление и развитие индивидуальных особенностей ребёнка, когда самого индивида мыслят не «ведомым» и «управляемым», а творцом самого себя, своей жизни. Сегодня мы должны помочь детям освоить необходимый комплекс универсальных умений и знаний, необходимых для успешной социализации и адаптации в современном стремительно меняющемся социуме, дать знания, которые помогут им не только в становлении личности, но и в выборе жизненного пути. Кроме того, учащиеся должны уметь самостоятельно добывать эти знания, самосовершенствоваться. Современному обществу нужны грамотные, образованные, здоровые люди.
На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших образовательных технологий связано определением эффективности самого образовательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
На этапе начального образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать.
Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой.
Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок и во внеурочную деятельность приёмовисследовательской работы . Это позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса. Особое место в формировании исследовательской культуры занимает метод проектов. 
Поделюсь опытом организации проектной деятельности младших
школьников.
      В словаре иностранных слов «проект» - это замысел, план.
В современном понимании к проектам относятся строительство египетских пирамид, Великой китайской стены, морская экспедиция Колумба, подготовка спектакля, полёт на Луну и т.д.
      Метод проектов – педагогическая технология, при которой педагог специально создаёт и организует для детей комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершением чего служит создание творческого продукта.
      Педагогической наукой и практикой установлено, что если к такой деятельности «не начать приучать достаточно с раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребёнок должен в процессе специально организованного обучения».
 Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учеников является такой тезис : « Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
      Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние :а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение) ;б) социальное взаимодействие (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло) ;в) оценочные (оценивать результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информации недостаёт) ;д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланиро-ванные вопросы, использовать средства наглядности, демонстрировать артис-            
тические возможности) ;е) рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);ж) менеджерские ( проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы ; принимать решение )
       Всё сказанное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно возраст накладывает свои корректировки, требует учёта психолого- физиологических особенностей младших школьников. Темы проектов лучше выбирать из содержания учебных предметов, интересов детей, их потребностей.  Исходные теоретические позиции проектного обучения 1. В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
4. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
5. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Цель проектного обучения, по мнению Н.Г. Черниловой, которая рассматривает проектное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Учебный процесс строится как самостоятельный поиск учащимися нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс учебного исследования становится определяющим для построения обучения.
Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.
В деятельности проектирования, по мнению К.Н. Поливановой, ребенок может приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находить способы реализации своего "проекта". Наиболее существенной частью проектной деятельности является мысленной прогнозирование, составление замысла, предвосхищающее его последующее практическое воплощение.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, нужно научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Виды проектов для учеников начальной школы:
Исследовательский проект – это исследование какой- либо проблемы по правилам научного исследования :Творческий проект – предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализация, совместное сочинение, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства и т.п. ;Ролево – игровые проекты -  это литературные, ролевые игры и др., результат которых остаётся открытым до самого конца. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями ;Информационный проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью.
Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Межпредметный проект (интегрированный)- это проект , интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предметные области, а могут быть достаточно объёмные и продолжительные. Такой проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами, сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Этапы работы над проектом:
1 этап : Подготовительный – погружение в проект.На этом этапе очень важным является погружение в проект – мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы, цели. Тема проекта должна быть не только близка, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития детей. Своей позицией учитель по отношению к проекту даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап самый короткий, но один из важных.
2 этап : Планирование и организация деятельности.
На этом этапе организуется деятельность школьников : определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп : определяются источники информации, способы сбора, представления результатов (форма отчёта, вид презентации и т.д.) Планирование может быть как последовательным, так и параллельным.
3 этап : Исследование (осуществление деятельности)
На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации : интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
4 этап : Представление результатов исследования, отчёт
Этап презентации необходим для завершения работы, анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов. На этапе презентации важно : научить учеников кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность.
       Для ребят начальных классов этот этап особенно важен. Я хочу дать несколько практических советов, которые использую в работе:
Помогите ученикам произвести самооценку проекта. Для этого предложите им ответить на следующие вопросы :  
- Обращаясь к определённой потребности : почему вы начали разрабатывать этот проект?
- Обращаясь к критериям : соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям ?
- Обращаясь к оценке : каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?
- Обращаясь к полученным результатам : как улучшить проект и каковы дальнейшие его использования?
       Помогите ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения. Ребята представляют результат (продукт) проекта. Важно, чтобы презентация имела социально значимый характер, т.е. презентацию можно превратить в праздник , где зрителями выступят, гости, родители, отчёт или лекторий перед учащимися параллельного класса и т.д., чтобы дети видели пользу своей проделанной работы, почувствовали атмосферу праздника. После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учеников, передать в детский сад и т.д.
      Возможными результатами проектной деятельности младших школьников могут быть: альбом, газета, гербарий, макет, компьютерная презентация, видеофильм, музыкальная подборка, коллаж, книга, коллекция, костюм, наглядное пособие, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, сказка, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, сценарий праздника, публичное выступление.       Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов при выполнении проекта можно отметить дипломами или призами. При этом в начальной школе должен быть поощрён каждый, участвующий в выполнении проекта. Не следует превращать презентацию в соревнование с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в какой –нибудь номинации. Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект» и т.п. Помимо отмеченных личных успехов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
К примеру, чаепитие, экскурсия, поход в театр, поездка на пикник и т.д.
       Конечно, начинать вводить в 1 классе элементы проектной деятельности непросто. Здесь единомышленниками должны стать родители учеников.Они должны быть вовлечены в совместную деятельность.
Поначалу многие из них настроены скептически, у некоторых возникает вопрос: «А зачем это надо?» , «Все будут участвовать в проекте?».
Родители постоянно должны видеть результат (продукт) проекта, важно приглашать их на презентации. В нашем классе они часто выливаются в праздники, в совместные собрания родителей и детей. Атмосфера доброжелательности, сплочённости даёт детям стимул для работы над новым проектом, а родителям – желание оказать детям необходимую помощь : дать совет, направить, помочь выбрать источники информации. Проекты, которые выплоняют ребята к урокам, служат подготовительной работай к проектно-исследовательской работе более широкого плана.Результатом моей работы является победа в конкурсах регионального и Всероссийского уровня.
2012г-1 место в областных экологических чтениях. Проект «Аптека за окном»
2013г- место в областных экологических чтениях. Проектно – исследовательская работа «Цикорий-удивительное растение».
2013г- место в областных экологических чтениях. Проектно – исследовательская работа
2014г- место в областных экологических чтениях. Проектно – исследовательская работа «Наш красавец-пруд».