Рабочая программа учебной дисциплины математика по профессии: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства


Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Яшкинский техникум технологий и механизации»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
______________________
подпись расшифровка подписи
«_____» __________________
Число месяц год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДП.01 Математика
Уровень образования: среднее (полное) общее образование
Срок обучения: 2 года 5 месяцев
Профессия/специальность: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Отделение обучения: очная
Яшкино
2014
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) и Примерной программы учебной дисциплины математика для профессий и специальностей среднего профессионального образования (Башмаков М.И.,2008),рекомендованной Экспертным советом ФГАУ ФИРО по профессиональному образованию (протокол 24/1 от 27 марта 2008 г).
Программу разработала преподаватель Черпинская Любовь Петровна
Подпись_________________Дата «____»__________20__г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин
"___"________ 20__ г., протокол ___.Председатель МК ____________
"___"________ 20__ г., протокол ___.Председатель МК ____________
"___"________ 20__ г., протокол ___.Председатель МК ____________

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
TOC \o "1-1" \h \z \u ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………..……………………4ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (Математика)..…………..…………10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (Математика)....................................…………..12
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……….…………………………….……...……………………….....15


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.01 Математика для ГОУ СПО «Яшкинский техникум технологий и механизации» обеспечивает необходимый базовый уровень среднего общего образования по математике при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям технического профиля.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы учебной дисциплины математика для профессий и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию ФГУ ФИРО (Протокол 24\1 от 27 марта 2008г). Авторы: Башмаков Марк Иванович, академик РАО, доктор физ-мат. педагогических наук, профессор; Луканкин А.Г., кандидат физико-математических наук, доцент (2008г).
Также при составлении рабочей программы было изучено и учтено содержание тематического планирования к учебнику «Математика» М.И.Башмакова для учреждений начального и среднего проф.образования (издательский центр «Академия» 2010).
Математика изучается как профильный учебный предмет при освоении профессий технического профиля.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно-научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное стребованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программе учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий:
алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;
теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;
стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.
Развитие содержательных линий сопровождается совершенствованием интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырех направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно-прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями) и воспитательное воздействие.
Профилизация целей математического образования отражается на выборе приоритетов в организации учебной деятельности обучающихся. Для технического и естественно-научного профиля выбор целей смещается в прагматическом направлении, предусматривающем усиление и расширение прикладного характера изучения математики; преимущественной ориентации на алгоритмический стиль познавательной деятельности. Изучение математики как профильного учебного предмета обеспечивается:
– выбором различных подходов к введению основных понятий;
– формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок;
– обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
– общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;
– умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
– практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
Таким образом, программа ориентирует на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессиональной подготовки, акцентирует значение получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения.
Перечень тем в курсе математики является общим для всех профилей получаемого профессионального образования и при всех объемах учебного времени независимо от того, является ли предмет базовым или профильным.
При изложении учебного материала различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов. После наименования учебного элемента в скобках римской цифрой указан уровень необходимого освоения данного элемента.
При распределении учебного времени между разделами и темами учитывались сложность содержания и объем представленной в них информации.
Изучение математики основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении математических дисциплин в основной общей школе, а также приобретенных на уроках математики.
Структура программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от общего к частному (конкретному)».
При изучении материала преимущественно используются мультимедийный комплекс, лекционные занятия, контрольные и практические работы.
Для реализации программы применяются графические наглядные пособия (плакаты, таблицы).
В соответствии с рабочим учебным планом математика изучается на 1-3 курсах. Объем максимальной учебной нагрузки составляет 493 часа: обязательной аудиторной нагрузки- 333 час, самостоятельной работы обучающегося- 160 часа. Содержание дисциплины включает 14 разделов. На 3 курсе запланировано повторение материала по математике за 1-2 курсы – 10 час.
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
текущий контроль в форме устных опросов, самостоятельных и практических работ, контрольных работ;
промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета (2 курс);
итоговый контроль в форме письменного экзамена (3курс)
Итоговая отметка по окончании изучения дисциплины выставляется на основании экзамена.
В результате изучения учебной дисциплины «Математика» обучающийся должен
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь:
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь:
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
уметь:
находить производные элементарных функций;
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
уметь:
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для построения и исследования простейших математических моделей.
Комбинаторика, статистика и теория вероятностей
уметь:
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
ГЕОМЕТРИЯ
уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА
Профессия: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
№ раздела Наименование разделов и тем Количество часов
Макси-мальной нагрузки Самосто-ятельной работы всего в том числе
Всего лаб.-практ. работ конт-рольных работ
Вводный урок Входной тест 1 1 1 Развитие понятия о числе 30 10 20 8 1
2 Корни, степени и логарифмы 56 18 38 16 1
3 Прямые и плоскости в пространстве 34 10 24 4 1
4 Элементы комбинаторика 17 5 12 2 1
5 Координаты и векторы 38 12 26 2 1
Итого за 1 курс 176 55 121 32 5
6 Основы тригонометрии 66 22 44 14 1
7 Функции, их свойства и графики. Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции 36 12 24 14 1
8 Многогранники 45 15 30 10 1
9 Тела и поверхности вращения 14 4 10 4 1
10 Начала математического анализа 48 16 32 8 1
11 Измерения в геометрии 24 8 16 6 1
12 Элементы теории вероятностей и математической статистики 18 6 12 4 1
13 Уравнения и неравенства 24 8 16 12 1
Дифференцированный зачёт 2 2 1
Итого за 2 курс 277 91 186 72 9
13 Уравнения и неравенства
(продолжение 25 9 16 10 1
14 Повторение,подготовка к итоговой аттестации 12 4 10 6 Итого за 3 курс 39 13 26 16 1
Всего по дисциплине 492 159 333 120 15

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины Уровень освоения
Введение
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
АЛГЕБРА
Развитие понятия о числе
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления. Приближенное значение величины и погрешности приближений.
Комплексные числа.
Корни, степени и логарифмы
Корни и степени.Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства.Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм.Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.
Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений.
Основы тригонометрии
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенсчисла. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов.Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла.Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрическиеи неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
Функции, их свойства и графики
Функции.Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами.
Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция).
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции
Определения функций, их свойства и графики.
Обратные тригонометрические функции.
Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y= x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Начала математического анализа
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности.Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей.Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Понятие о непрерывности функции.
Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.
Первообразная и интеграл.Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Уравнения и неравенства
Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).
Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства.Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Элементы комбинаторики
Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числаразмещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементы теории вероятностей
Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел.
Элементы математической статистики
Представление данных(таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана.Понятие о задачах математической статистики.
Решение практических задач с применением вероятностных методов.
ГЕОМЕТРИЯ
Прямые и плоскости в пространстве
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.
Многогранники
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
Сечения куба, призмы и пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере.
Измерения в геометрии
Объем и его измерение. Интегральная формула объема.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.
Координаты и векторы
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскостии прямой.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач. 2
2
2
2
2
2

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
Основные источники:
1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2012.
2. Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования – М., 2011.
Дополнительные источники:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2011.
2. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. 2005.
3. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11. – М., 2011. 3.Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2012.
4. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб.пособие. – М., 2012.
5.Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2012.
6. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2012.
7. Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2010.
8. Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2010.
9. Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2005.
10. Луканкин Г.Л., Луканкин А.Г. Математика. Ч. 1: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М., 2004.
11. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Учеб.дляобщеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.
12. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.
13. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. – М., 2010.
14. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2010.
15. Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2013.
16. Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2008.
17. Шарыгин И.Ф. Геометрия (базовый уровень) 10—11 кл. – 2005.
18. Гусев В.А. и др. Математика для профессий и специальностей социально- экономического профиля: учебник для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образовании—М.,2012.
19. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2012.
Интернет – ресурсы:
1. Allmath.ru — вся математика в одном месте http://www.allmath.ru2. Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)
3. Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
http://www.mccme.ru4. Образовательный портал "Мой университет" http://www.moi-universitet.ru/