Методическое сообщение на Зональном методическом семинаре по теме: «Социальное партнерство детских школ искусств и общеобразовательных учреждений с целью развития творческих способностей детей»

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
« Атемарская детская школа искусств»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия





Методическое сообщение
на Зональном методическом семинаре
 
по теме: «Социальное партнерство детских школ искусств и общеобразова-тельных учреждений с целью развития творческих способностей детей»
 



Подготовила
преподаватель теоретических дисциплин
 Мастина Елена Анатольевна




2015 г

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений друг с другом и с различными институтами социума.
Развитие взаимодействия ДШИ и общеобразовательных школ – это очень важное направление совместной деятельности департаментов образования и культуры. Решение задачи значительного увеличения количества детей, пользующихся образовательными услугами дополнительного образования различной направленности, невозможно без сотрудничества двух типов школ: общеобразовательной и искусств.
Но зачастую в процессе обучения родители и преподаватели ДШИ сталкиваются с трудными ситуациями, которые негативно влияют на творческое развитие ребенка, как личности. Можно привести несколько примеров, с которыми сталкивается каждый преподаватель в своей работе: усталость обучающегося, потеря интереса к обучению, стрессовые ситуации, которые могут привести к уходу ученика из школы, в данных случаях на помощь приходят родители и преподаватель, поддерживая уверенность, способствуя формированию волевых качеств ребенка для преодоления трудностей. Зачастую одной из причин возникновения проблем в обучении детей является большой объем домашних заданий по предметам ДШИ и общеобразовательной школы, одновременное проведение школами конкурсов, олимпиад, творческих мероприятий, экзаменов, зачетов и т. д. Система образования в средней школе ориентирована на качественное образование. К тому же, на протяжении многих лет, стремятся преподаватели детских школ искусств. Обучение ребенка в двух школах - это ответственное решение. При демократичном взаимодействии администраций школ формируется благоприятная обстановка в которой личность ребенка будет развиваться в разных направлениях.
Конечно же, положительный опыт взаимодействия ДШИ и общеобразовательных школ получается не сразу. Часто преподаватели ДШИ слышат мнения и суждения о своей работе отрицательные: что обучение в ДШИ это лишняя нагрузка для ребенка, если ребенок снизил качество обучения в общеобразовательной школе, это результат обучения в двух школах. В данных ситуациях для ребенка очень важно услышать мнение родителей и преподавателей. Преподавателю дополнительного образования в данной ситуации следует набраться терпения, ведь «напор», «давление» могут привести к отрицательному результату – уходу из школы искусств, так как обучение в общеобразовательной школе обязательное. Положительный диалог между ребенком – родителями – преподавателем ДШИ это всегда положительный результат.
Но может быть и обратная ситуация, например, отрицательная реакция преподавателя ДШИ на концертные выступления в общеобразовательной школе - если ребенок учится в ДШИ, значит, он показывает свои достижения только на мероприятиях ДШИ. Тогда теряется суть этого обучения, ребенок развивается с помощью преподавателя в школе, но когда он ее закончит он остается сам с собой. В этом случае у него стоит выбор - развивать себя самостоятельно или оставить этот вид деятельности. Развитие и обучение ребенка, который принимал участие только в мероприятиях ДШИ, или ребенка, реализующего свои силы на разных творческих мероприятиях, различно, и каждый преподаватель должен осознавать, какую он видит перспективу обучения в ДШИ, и насколько он оценивает свою деятельность.
Современные условия обучения приводят к тому, что родители отдают своих детей в разные школы, в две или три. Правильный выбор родителей определяет дальнейшую судьбу ребенка, ведет к формированию творческой личности. А взаимодействие школ искусств и общеобразовательных школ - это развитие положительных качеств личности ребенка, поддержка уравновешенного эмоционального комфорта обучающегося в течение учебного года.
Взаимодействие детских школ искусств с общеобразовательными школами играет также огромную роль в поиске и выявлении одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно- просветительских мероприятий, которое может включать в себя:
- организацию детских творческих коллективов (хоровых, музыкально- инструментальных, театральных и др.), в том числе путем привлечения к образовательной деятельности в общеобразовательных школах кадрового потенциала ДШИ, совместного использования материально-технических ресурсов;
- методическое обеспечение реализации программ творческой направленности в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей;
- реализацию различных творческих проектов, проведение тематических лекций, концертов с участием учащихся и преподавателей ДШИ, а также с привлечением известных деятелей культуры и искусства региона;
- организация «культурного тура» (посещения с целью ознакомления) в детскую школу искусств для учащихся общеобразовательной школы;
- организация совместных фестивалей коллективного творчества.

Хотелось бы остановиться на опыте работы московских школ, которые я посетила в рамках курсов повышения квалификации в октябре 2013 года и в декабре 2014г.
Многие школы Москвы (Школа № 1265 и Лицей №1535) тесно сотрудничают со школами искусств своего города. Совместная деятельность позволяет создавать максимально благоприятные условия для всестороннего развития личности, разрабатывать и внедрять совместные концертные программы, при музыкальной поддержке ДШИ участвовать в различных конкурсах. Результатом такого творческого сотрудничества стало взаимодействие общего и дополнительного образования, раскрывающего в ребенке артистичность и уверенность в себе. Смена академической обстановки на выступление перед сверстниками и преподавателями в общеобразовательной школе способствует утверждению ученика как личности, раскрывает его скрытые способности. Зачастую выступление перед сверстниками, не имеющими представление о творческой деятельности, зарождает в юном даровании гордость за свой труд, чувство удовлетворения за проделанную многолетнюю работу над развитием исполнительского мастерства.
Многие преподаватели Детской школы искусств по совместительству являются и педагогами дополнительного образования в ОУ, ведут уроки в этих школах (музыка, искусство, МХК и т.д.).
Одной из эффективных форм такого сотрудничества может стать практика создания на базе общеобразовательных школ филиалов школ искусств с реализацией на этих образовательных площадках образовательных программ общеэстетической направленности. Таким примером может служить московская школа № 109 (Школа Ямбурга).
Первые классы с 13.30 до 16. 00 занимаются в стенах этой школы по программам 4-х видов искусств: изобразительное, вокальное, хореографическое и театральное. Для осуществления данного проекта в полной мере выделены часы «внеурочки» (2 часа идут на другие виды деятельности – спортивную и кружковую работу различной направленности). На каждый вид искусства определено 2 часа в неделю. В конце учебного года при проведении контрольных уроков и, учитывая пожелания детей и родителей, а также мнение преподавателей – специалистов при проведении вступительных испытаний, дети зачисляются на то или иное отделение школы искусств. По окончании 9 класса школьники получают не только аттестаты об основном (общем) образовании, но и свидетельства об окончании того или иного отделения ДШИ.
В школе № 686 (г. Москва) – директор Казановский Сергей Зиновьевич –наряду с общеобразовательным программами реализуются программы трех направлений (по каждому направлению свой завуч): музыкальное (академическое и джазовое), драматическая школа (хореография и актерское мастерство) и вокальное (эстрадное и народное пение). По окончании 9 класса школьники также получают два документа об образовании.
Эти взаимоотношения ОУ и ДШИ оформлены соответствующим договором, согласованы двумя ведомствами - Министерством образования и Департаментом культуры. Разработан договор о совместной деятельности и локальные нормативные акты, предусмотренные уставами образовательных учреждений. В договоре определены задачи совместной работы на ближайший и долгосрочный периоды времени, отражен порядок формирования данных классов, регулирование режима дня, предусмотрены совместные мероприятия, механизм координации учебных планов и расписаний, системы оценивания и согласования промежуточной аттестации, материально-техническое обеспечение всей деятельности.
Конечно, для организации такого плодотворного процесса необходимо взаимопонимание его участников, взаимное желание достичь хорошего результата, наличие материально-технической базы и хорошего педагогического коллектива единомышленников.
Безусловно то, что социальное партнерство обогащает палитру культурного пространства любого населенного пункта, помогает повышать качество дополнительного образования детей, создаёт условия для непрерывного профессионального совершенствования педагогических кадров. Расширение участия ведомственных учреждений в развитии социокультурного пространства также формирует положительное отношение к художественному образованию и эстетическому воспитанию детей.
Опыт многих регионов по взаимодействию ДШИ и ОУ показывает: для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и преимущества. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.
За все ошибки во время реформ, а также поспешность и непродуманность отвечают, к сожалению, наши дети. В настоящее время в общеобразовательной школе дети загружены до 15-16 час, а образовательный процесс дополнен ещё и часами так называемой «внеурочки». Дети освобождаются очень поздно. А когда же им заниматься искусством и творчеством? Это очень серьёзная проблема, которая стоит перед детскими школами искусств, имеющая социальный, системный характер, и решение которой, в большей степени, связано с преодолением многих негативных тенденций последнего двадцатилетия. Есть надежда, что новый закон «Об образовании в Российской Федерации» постепенно позволит изменить ситуацию, так как в нём предусмотрено сетевое взаимодействие образовательных учреждений, и дополнительное образование в детских школах искусств может учитываться как совместная деятельность организаций, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (статья15). Все эти нормы закона будут постепенно и довольно долго входить в нашу жизнь, но мне кажется, что данное взаимодействие двух школ – общеобразовательной и школы искусств – реально и взаимовыгодно.

Заголовок 215