Работа над проблемой: «Внедрение разнообразных форм и методов обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями»


Работа над проблемой: «Внедрение разнообразных форм и методов обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями»
 Разум, рассудок, сознание детей зреют постепенно, по мере накопления жизненного опыта и успехов в обучении, в органическом единстве взаимозависимого созревания физиологических структур головного мозга и развития психических процессов.
Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
От нас, современных учителей, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но мы должны всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
В настоящее время происходят существенные изменения в политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем в обучении наряду с традиционными появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика – учением. Термин преподаванием следует считать условным, поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся. Учение же не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого опыта, накопленного человечеством в виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями и способами.
В традиционном обучении ведущую роль играет учитель.
Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он изыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями, нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки.
Процесс обучения происходит в постоянном общении учащихся с учителем, что оказывает большое влияние на характеры протекания познавательной деятельности.
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые формы и методы обучения.
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося? Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.
1.Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению различных предметов, формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к этим предметам, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.  Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса.
Целесообразность применения интерактивных форм обучения определяется задачами всего урока в целом и его этапов в отдельности. Целеполагание и постановка учебных задач создают условия и возможности для использования некоторых форм интерактивного обучения – обучения, основанного на общении и взаимодействии учащихся на уроках. На мой взгляд, организация процесса обучения на основе взаимодействия младших школьников носит избирательный и краткосрочный характер. Это значит: организовывать работу учащихся в технологии интерактивного обучения можно лишь на определенном этапе урока с определенной целью и в определенных временных рамках.
Важным условием использования форм и методов интерактивного обучения является степень эффективности применения этих форм, оправданность их выбора в организации урока.
 В своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.
Я считаю, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:
-принятия самостоятельных решений;
-умение ставить задачи и задавать вопросы;
-поиск нестандартных, оригинальных решений;
-способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
-раскрытие индивидуального потенциала.
Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.
Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общение между субъектами коллективной учебной деятельности.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Я обучаю школьников применять следующие правила работы в диалоге:
правило 1 – отвечать на поставленный вопрос;
правило 2 – каждый имеет право на свою версию;
правило 3 – каждый имеет право поддерживать версию другого;
правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого.
Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.
Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи, я использую работу в парах, в группах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
- не владеют умениями совместной деятельности;
- не готовы сотрудничать в больших группах;
- плохо знают друг друга;
- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Рекомендации учителям:
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
2.Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.
 Современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают также естественно, как простейшие бытовые предметы. Он привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику. Поэтому сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. 
Как же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе?
Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта .1. Я подбираю иллюстративный материала к уроку, оформляю стенды класса.
2. Работаю с ресурсами Интернет: подбираю дополнительный познавательный материал к урокам, знакомлюсь со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.
3. Обмениваюсь опытом, наработками других педагогов школ.
 4. Оформляю классную документацию, отчеты.
5. Использую готовые обучающие (игровые, развивающие) программы.
6. Создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды, служит источником информации. Объяснять ученикам материал могут учителя, книги, фильмы, а также компьютеры. Каждому из этих способов объяснения присущи достоинства и недостатки. Наиболее подходящий для каждого конкретного случая способ зависит от вида изучаемого материала, стиля обучения, предпочитаемого учеником, от количества учебников, фильмов, программ для компьютеров, а также от способностей учителя и его методов преподавания.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить эффективную организацию процесса обучения.
Компьютерная презентация позволяют наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого материала, дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей своего  класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Мне кажется, что список возможностей программы Power Point для повышения эффективности уроков еще далеко не полон, и хочется надеяться, что возможности программы PowerPoint поможет учителям повысить эффективность уроков по различным предметам.
Использование ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
3. Находили применение на занятиях методы демонстраций и иллюстраций.
4.Хорошие результаты при достижении любых целей давали использование игр и игровых форм организации учебно-воспитательной деятельности.
В.А.Сухомлинский говорил : «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их я обычно вкладываю привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.
Игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры, которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
Мною использовались 2 группы игр:
1. Короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач.
2. Игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности. Они предполагают проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учителем учебных действий.
При этом я руководствуюсь следующими правилами:
•     Стимулирование как можно большего числа вариантов ответов.
•     Недопустимость отрицательной критики.
• Систематизация ответов
• Поощрение детей, придумавших новый тип решений.
• Комбинирование уже высказанных альтернатив для создания новых.
Занятия были комплексными, с постоянной сменой вида деятельности. Игры и задания брались из блоков определенного уровня и включались в единый сказочный или познавательный сюжет. Каждое конкретное занятие творчески разрабатывалось с учетом неодинаковой сложности заданий из блоков различных модулей, а также уровня развития, возрастных и психофизиологических особенностей детей каждой группы. В процессе занятий я способствовала развитию у детей таких личностных качеств, как настойчивость в самостоятельном достижении поставленной цели, умение отстоять свою точку зрения и уважение к мнению других, коммуникативные навыки, умение работать в творческом коллективе.
5.В силу своих возрастных особенностей школьники отличаются высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно представленная проблема сразу “зажигает” их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну. Это послужило причиной использования мною метода проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерности и др 
В отличие от традиционного, проблемный урок характеризует творческую, а не репродуктивную деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”, значительно снижающее нервные  нагрузки.
Основные приемы создания проблемных ситуаций
Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
Постановка проблемных задач.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
Подводящий или побуждающий диалог.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. И очень хочется надеяться, что, войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.
Таким образом, включение в урок форм, методов и приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Ко времени окончания начальной школы в соответствии с государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.