Родительское собрание «Адаптация первоклассника к школе»


Родительское собрание
« Адаптация первоклассника к школе»
Цели:
_ разъяснить родителям трудности привыкания детей в школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников.
_ дать необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий.
Ход родительского собрания
I . Приветствие. Вступительное слово учителя.
Встречи этой искренне мы ждали.
И не терпелось: всё ли друг о друге мы узнали?
Вам интересно, кто будет детей ваших обучать,
А мне, как будем вместе ладить , детям нашим помогать.
Здравствуйте ,уважаемые родители.
Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов , к необходимости выполнения тех требований , которые им представляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.
_ Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?
_ Можем ли мы ( а возможно , и обязаны), взрослые, им помочь?
_ Не кажется ли вам порой , что и мы сами иногда оказываемся в тупике что делать?
Уверена , что каждый из вас абсолютно всё готов сделать для своего чада, но что именно , как это сделать педагогически оправданно? Наверное , нам вместе стоит сегодня об этом подумать , поразмышлять , посоветоваться со специалистами, чтобы осталось как можно меньше вопросов и « белых пятен» на пути детей к школе.
II. Сообщение учителя.
Возрастные особенности младшего школьника
Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание.
Резко меняется весь уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения.
Как правило , от 7 до 11 лет развитие ребёнка происходит плавно , без каких- либо капризов. На этот возраст приходится минимум болезней, психологических травм. Отношение с родителями по-прежнему значимы, но все же отходит на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя, новый уровень выходят отношения со сверстниками. Рождается дружба , потрясают первые предательства. В подобных переживаниях начинают складываться собственные представления о том . что такое хорошо и что такое плохо.
Нормально развивающего младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребенок жизнерадостен, энергичен. Переполнен идеями и мечтами. Счастливый возраст Тома Сойера дается детям самой природой перед испытаниями отрочества и юности. Помните об этом, уважаемые родители.
Психологическая готовность ребёнка к школе
Подготовительные к школе дети – это дети. Для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. С ними , как правило , не бывает особых хлопот.
А есть дети , которые занимают положение кумира в семье. Если такой ребенок дома не усвоил простейшее представление о справедливости, то жизнь в школе будет полна неоправданных обид.
Личностная готовность.
Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступить, подчиняться, если есть разумная необходимость , чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Волевая готовность.
Это условие характеризуется отношением ребенка к трудным и способам их преодоления . Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешать их.
Интеллектуальная готовность.
Это наличие определенного кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно- действенному мышлению.
Уважаемые родители ! Старайтесь всегда отвечать на вопросы , которые задает ваш ребенок. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Но и не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность пробрести их самостоятельно – книги, библиотека, наблюдения, тактильные ощущения и т д. Познавая окружающий мир , ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.
III . Сообщение учителя.
Как помочь ребенку в приготовлении уроков
Родители , которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков , так же неправы, как и те , которые сразу начинают чрезмерно опекать.
Какие здесь могут быть основные рекомендации:
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка ( освещение, отсутствие лишних предметов на столе)
2. Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15 – 20 минут, а к четвертому классу – не более 30 – 40 минут . В процессе работы необходимо устраивать перерывы ( около 5 минут).
3. Не стоит давать ребенку дополнительные задания , кроме тех , которые дали в школе.
4. Приучайте детей садиться за уроки всегда в одно и тоже время.
5. Нельзя выполнять домашнее задание за ребенка.
6. Со временем снижайте степень контроля.
Помните, что самоисправление – есть первая форма самоконтроля и она должна всячески поощряться.
7. Поддерживайте старание ребенка , высказывайте уверенность, что все у нег получится.
I V . Заключительная часть собрания.
Адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям , требованиям, видам деятельности, режиму дня. В адаптационный период дети по – разному реагируют на смену обстановки : могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к играм, игрушкам.
Все эти нарушения вызваны той нагрузкой , которую испытывает психика ребёнка ,его организм.
Безусловно, самым лучшим для ребенка в это время будет ваша поддержка и совместное со школой оказание помощи своему ребёнку.
Родительская поддержка – это процесс , в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы :
_ помогайте ему поверить в себя и свои силы.
_ помогайте избегать ошибок
_ не осуждайте в случае неудач
Если ребенок не всегда успешно справляется заданием , дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.
Поддержка основана на том , чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу заботу. Для того чтобы снять дневное напряжение , нужно постораться создать благоприятные условия:
- не заниматься с ребенком после 7 часов вечера;
- не вспоминать дневные неудачи;
- не ругать за несобранный портфель, а спокойно предложить собрать его вместе;
- пойти с ним на прогулку, отвлечь ребенка;
- после прогулки ребенку лучше принять теплый душ;
- перед сном полезно дать ему стакан молока или теплого чая с ложкой меда;
- спокойный и глубокий сон не менее 8 – 10 часов позволяет восстановить силы ребенка, его работоспособность;
- лучше , если ребенок не будет сидеть у телевизора более 20 – 30 минут, 1 час максимум . Ограничьте просмотр фильмов , особенно « ужасы» и фильм о «войне». Не стоит травмировать и перегружать нервную систему ребенка;
- если ребенок боится темноты, включайте ему ночник. Можно включить свет в соседней комнате и приоткрыть дверь;
- не забудьте на ночь поцеловать ребенка , погладить его. Ласка – это не пустяк, на нее тоже нужно найти время.
Памятка родителям
- Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями, самодостаточными, удачливыми в жизни.
- Внушайте каждому ребенку . что все человеческие существа достойны уважения и любви.
- Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами.
- Будьте терпеливы. Верьте в себя и ребенка. Радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!
- Вам предоставилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…
-