родительское собрание на тему Жить в мире людей…

Родительское собрание в начальной школе.

Тема «Жить в мире людей»
Цели:
выяснить, что значит «воспитанный человек»;
познакомить присутствующих с книгой Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»;
показать родителям пути «воспитания человека», необходимого современному обществу.

Вступительное слово.
Дорогие наши мамы и папы! Все мы живём в обществе, общаемся друг с дру-гом. Человек не может постоянно находиться в изоляции от других людей. И на-ша основная задача – научить ребёнка жить в мире людей (слайд 1).
Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече мы взяли следующие слова (слайд 2). Наша встреча посвящена культуре поведения. Культура поведения – понятие многогранное. Его составляющие видны на следующем слайде (слайд 3):

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Отношение к нам других людей зависит от многих факторов, в том числе на-сколько мы вежливы, уважительны, внимательны к окружающим. Мы погово-рим об очень важном качестве человека, которое называется воспитанность (слайд 4). На собрании мы решим, какого человека можно назвать воспитан-ным, а какого – невоспитанным.

Знакомство с новой информацией.
Сегодня хотелось бы познакомить всех вас с мыслями учёного, председателя Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (слайд 5).
В 2007 году ему исполнилось бы 100 лет. В России и во всём мире любят и уважают этого человека. Он написал книгу «Письма о добром и прекрасном». Эта книга составлена в форме писем, адресованных молодому поколению. Она рас-сказывает о любви к Родине, о красоте поведения и окружающего мира. Эти пись-ма – сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Советы, которые можно получить, прочитав его письма, касаются практически всех сторон жизни.
Одно из его писем называется «О воспитанности». Именно в нём, обращаясь к читателям, Д.С.Лихачёв говорит (слайд 6): «Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными».

Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.
Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать вос-питанным, образованным и культурным?
Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и созда-ёт для этого благоприятные условия.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усва-ивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья.
Если ребёнок изо дня в день наблюдает хамство и грубость, обман и безраз-личие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой нажи-вы и ради этого готовы на всё, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребён-ку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существова-ния, но и законам совместного проживания.
Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым чело-веком, как вести себя в транспорте, как разговаривать по телефону и т.д.
Этим вопросам в классах были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится вся наша жизнь.
Сейчас для вашего внимания будет предложена игра «Воспитанный – невоспитанный». Попробуйте ответить на поставленные вопросы и подумайте, имеют ли место в вашей жизни подобные случаи (предлагаются слайды 7 – 12).

О воспитанности детей начальной школы (анализ тестирования).
С вопросом о воспитанности учеников начальной школы выступает организатор внеклассной работы школы. Был сделан анализ тестирования учащихся по вопросам нашего собрания.

Воспитанный человек – какой он? (анализ анкетирования для детей – обобщение).
С таким вопросом мы обратились к нашим детям. Проанализировав и обобщив их ответы, мы получили следующие качества воспитанного человека. По мнению детей воспитанный человек
добрый
вежливый
уважает старших, старых
хороший
любит семью, родных, заботится о родных
не обижает людей, не дерётся, не обзывается
послушный, слушается взрослых
опрятный, аккуратный
умеет дружить, уважает друзей, заступается за друзей
умный, хорошо учится
без вредных привычек (не курит, не пьёт, не матерится, не ворует)
любит животных, природу
честный, держит данное слово, обещание, выполняет поручения
всегда готов прийти на помощь другим
трудолюбивый
умеет вести себя в гостях, в общественных местах, за столом.

Осмысление.
Теперь подумаем о том, как ведёт себя воспитанный человек. Для этого бу-дем по группам читать письмо Д.С.Лихачёва. Перед каждой группой лежат раз-ные тексты – это отрывки из его письма «О воспитанности». Из данного текста вы группой должны выбрать сочетания о воспитанности, выписать их. Затем мы, вы-слушав ответы групп, сделаем вывод о том, как, по мнению академика Лихачёва Д.С.должен вести себя воспитанный человек, и сравним эти выводы с мнением детей.
(Родители работают в группах, затем зачитывают словосочетания. После выступления представителей всех групп открываются слайды 13 – 14:
Умеет не мешать другим.
Тактичен и вежлив.
Опрятен в одежде.
Умеет слушать других.
Бережно относится к миру и обществу, к природе, к птицам, растениям, животным.
Не совершает дурных поступков.
Имеет хорошие манеры.
Не ведёт себя громко.
Экономит время других.
Строго выполняет обещания.
Знает правила поведения в обществе, в гостях и дома, в театре, со старшими и младшими.
Рефлексия.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что воспитанный человек хочет и умеет считаться с другими, собственная вежливость ему не только привычна и легка, но и приятна, он в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими. Вот к этому и надо стремиться в воспитании детей, это и должно стать для них примером. Обращаясь к читателям в своём письме «О воспитанности», Д.С.Лихачёв просит запомнить его советы (слайды 15 -17).
Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака, которое называется «Урок веж-ливости» (читают дети).
- О чём это стихотворение? Чему учили главного героя? Научили ли медведя вежливости?
Конечно, всем нам хочется, чтобы наши дети были воспитанными всегда и во всём. Не только детям, но и взрослым людям хочется, чтобы их друзья, соседи, незнакомые прохожие уважали бы их и не делали им замечаний. Секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие отно-сятся хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
Сейчас необходимо выработать решение нашего собрания. Для этого предла-гаю выбрать 3 человека. А пока группа будет вырабатывать решение, перед ос-тальными участниками собрания выступит школьный библиотекарь.
Выступление школьного библиотекаря (выставка литературы).
Выступление социального педагога.
Рефлексия, решение собрания.
Слайд 18.

Культура
поведения

Культура
общения

Культура
речи

Культура
внешнего
вида