Календарно — тематическое планирование по истории Средних веков и истории России. 6 класс


Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков, 6 класс
2 часа в неделю (31 час)
Голубенко Н.П.
№ п/пНазвание раздела, темы Кол-во часов Дата Предметные УУД Тип урока
1 Введение. Живое Средневековье. 1 научатся определять термины: Средние века (Средневековье), раннее, развитое и позднее Средневековье, архивы, хроники, фрески.Получат возможность научиться: анализировать ист. источники, определять и характеризовать вспомогательные ист. дисциплины, работать с учебником урок "открытия" нового знания
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI - XI вв.) 4 2 Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII вв. Роль христианства в раннем Средневековье 1 научатся определять термины: варвары, династия, титул, свободные общинники, , графы, Великое переселение народов, духовенство, монах, аббат, грех, пергамен, миниатюры.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы, анализировать организацию христианской церкви и определять роль христианства в раннем Средневековье урок общеметодологической направленности
3 Создание и распад империи Карла Великого. 1 научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, , империя, Каролингское возрождение, феодальная раздробленность.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого урок "открытия" нового знания
4 Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI вв. 1 научатся определять термины: домен, междоусобные войны,, сеньор, вассал, феодал, феодальная лестница, аристократия, рыцарь, придворные.
Получат возможность научиться: анализировать причины феодальной раздробленности и слабости королевской власти во Франции, характеризовать процесс образования Священной Римской империи урок "открытия" нового знания
5 Англия в раннее Средневековье 1 научатся определять термины: Бретань, миссионеры, норманны, датские деньги.
Получат возможность научиться: сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре
урок отработки умений и рефлексии
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI - XI вв. 3 6-7 Византия при Юстиниане. Культура Византии
2 научатся определять термины: Византийская империя, реформы, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи, характеризовать основные аспекты культуры Византии, называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры урок отработки умений и рефлексии
8 Образование славянских государств.
1 научатся определять термины: вече, князь, союз племен.
Получат возможность научиться: характеризовать процесс образования и особенности славянских государств урок "открытия" нового знания
Раздел 3. Арабы в VI - XI вв. 2 9-10 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата 2 научатся определять термины: бедуины, ислам, мусульмане, Коран, шариат, халифат, эмират, сунна, мечеть, арабское возрождение, мулла, арабески, минареты.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов и распада Арабского халифата, выявлять значение культуры халифата урок отработки умений и рефлексии
Раздел 4. Феодалы и крестьяне 1 11 Средневековая деревня и ее обитатели .
В рыцарском замке 1 научатся определять термины: феодальная вотчина, поместье, повинности, барщина, оброк, приусадебный участок, натуральное хозяйство, крестьянская община, замок, турниры, герб, девиз.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и труд крестьян, описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов урок "открытия" нового знания
12 Повторительно – обобщающий урок. Раннее Средневековье 1 научатся выполнять задания разного уровня сложности.
Получат возможность научиться: подтверждать выводы примерами, описывать факты урок развивающего контроля
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2 13 Формирование средневековых городов. Городское ремесло 1 научатся определять термины: бюргеры, мэр, бургомистр, мастер, подмастерье, ремесленник, ремесло, шедевр, цехи.
Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, характеризовать труд ремесленников урок общеметодологической направленности
14 Торговля в Средние века Горожане и их образ жизни 1 научатся определять термины: гильдии, ярмарка, банк, патриции, ратуша.
Получат возможность научиться: анализировать основные аспекты средневековой торговли, характеризовать образ жизни горожан урок общеметодологической направленности
Раздел 6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы 2 15 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
1 научатся определять термины: сословия, индульгенции, католическая церковь, православная церковь, ересь, еретики, инквизиция.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью урок "открытия" нового знания
16 Крестовые походы. 1 научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден.
Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку урок "открытия" нового знания
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI - XV вв. 5 17 Как происходило объединение Франции. 1 научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, сословно-представительная монархия.
Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов урок "открытия" нового знания
18 Что англичане считают началом своих свобод 1 научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, парламент, верхняя и нижняя палата парламента.
Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод урок "открытия" нового знания
19 Повторительно – обобщающий урок. Расцвет Средневековья.
1 научатся выполнять задания разного уровня сложности.
Получат возможность научиться: подтверждать выводы примерами, описывать факты урок развивающего контроля
20 Столетняя война.
Усиление королевской власти в
конце XV века во Франции и Англии. 1 научатся определять термины: Столетняя война, арбалет, партизанская война, централизованное государство.
Получат возможность научиться: назвать причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанне д’Арк, определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого во Франции, давать их личностную характеристику, анализировать причины и последствия войны Алой и Белой розы в Англии урок "открытия" нового знания
21 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове 1 научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.
Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей урок "открытия" нового знания
22 Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII –X V вв. 1 научатся определять термины: булла, гвельфы, гибеллины.
Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и Италии, анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти правителей урок "открытия" нового знания
Раздел 8. Славянские государства и Византия в XIV- XV вв. 2 23 Гуситское движение в Чехии. 1 научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.
Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения. урок "открытия" нового знания
24 Завоевание турками - османами Балканского полуострова 1 научатся определять термины: турки-османы
Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия завоеваний турок - османов урок "открытия" нового знания
Раздел 9. Культура Западной Европы в Средние века 3 25 Образование, философия, литература в Средние века 1 научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, рационализм, мистика, хроники, эпические песни, трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты.
Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей средневековых западноевропейских образования и философии, основные жанры литературы. урок отработки умений и рефлексии
26 Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.
1 научатся определять термины: романский храм, готика, витражи, Возрождение, гуманисты.
Получат возможность научиться: характеризовать особенности архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства, называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов урок отработки умений и рефлексии
27 Научные открытия и изобретения 1 научатся определять термины: астрология, алхимия, домны, астролябия, каравелла.
Получат возможность научиться: характеризовать основные научные открытия и изобретения западноевропейского Средневековья урок отработки умений и рефлексии
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века 2 28 Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. 1 научатся определять термины: Великий шелковый путь, пагоды, раджа, касты, самураи, бусидо, буддизм.
Получат возможность научиться: характеризовать особенности развития средневековой Азии урок "открытия" нового знания
29 Государства и народы Африки и доколумбовой Америки 1 научатся определять термины: майя, ацтеки, инки.
Получат возможность научиться: анализировать основные аспекты развития государств и народов Африки и доколумбовой Америки в Средние века урок "открытия" нового знания
30 Повторительно – обобщающий урок. Позднее Средневековье 1 научатся выполнять задания разного уровня сложности.
Получат возможность научиться: подтверждать выводы примерами, описывать факты урок развивающего контроля
31 Итоговое повторение. Историческое и культурное наследие Средневековья 1 научатся определять термины, изученные в курсе истории Средних веков.
Получат возможность научиться: называть главные события средневековой истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории урок систематизации знаний
Календарно - тематическое планирование по истории России, 6 класс
2 часа в неделю (37 часов)
Голубенко Н.П.
№ п/пНазвание раздела, темы Кол-во часов Дата Предметные УУД Тип урока
32 Введение 1 научатся определять термины: исторический источник.
Получат возможность научиться: раскрывать особенности и задачи курса «История России. 6 класс», определять временные рамки, ориентироваться в структуре учебника, формулировать и раскрывать основные понятия, виды исторических источников, работать с исторической информацией урок "открытия" нового знания
Раздел 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века 9 33 Народы и государства нашей страны в древности
1 научатся определять термины: государство, загонная (облавная) охота.
Получат возможность научиться: рассказывать об основных занятиях людей в древности, характерных особенностях развития древних государств на территории России и верований людей, оперировать историческими терминами, использовать знания из курса географии при описании местоположения объектов урок "открытия" нового знания
34 Восточные славяне в древности 1 научатся определять термины: быт, вервь, вече, дань, народное ополчение, нравы, язычник.
Получат возможность научиться: показывать на карте места расселения восточных славян, различать родовую общину и соседскую, отличать подсечно-огневую систему земледелия от переложной, выделять основные черты сла -
вянского язычества, использовать иллюстрации учебника в своем рассказе, при доказательстве своих суждений урок "открытия" нового знания
35 Образование государства Русь 1 научатся определять термины: полюдье.
Получат возможность научиться: выделять предпосылки и причины образования государства у восточных славян, выделять наиболее характерные признаки государства, используя основные и дополнительные источники информации, давать характеристику историческим деятелям, показывать на карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, путь «из варяг в греки» урок "открытия" нового знания
36 Первые киевские князья 1 научатся определять термины: погосты, уроки.
Получат возможность научиться: выявлять закономерности исторического развития Древнерусского государства, устанавливать причинно-следственные связи, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации, показывать на карте направления походов первых русских князей, места сражений урок "открытия" нового знания
37 Владимир Святославович. Принятие христианства. 1 научатся определять термины: епископ, ересь, митрополит, церковный устав.
Получат возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи в вопросе о принятии христианства, выделять наиболее характерные признаки христианской религии, принятой Владимиром, сравнивать основные черты славянского язычества и христианства, ,давать оценку принятия христианства на Руси урок "открытия" нового знания
38 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром 1 научатся определять термины: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, усобицы, холопы.
Получат возможность научиться: показывать на карте территорию Древнерусского государства, выявлять закономерности исторического развития Древнерусского государства, оценивать деятельность Ярослава Мудрого, составлять исторический портрет. урок "открытия" нового знания
39 Культурное пространство Древней Руси 1 научатся определять термины: житие, миниатюра, патриотизм, самобытный.
Получат возможность научиться: выявлять особенности культуры Древней Руси, называть жанры древнерусской литературы, составлять рассказ о достижениях древнерусского искусства и зодчества, используя информацию различных источников урок отработки умений и рефлексии
40 Быт и нравы Древней Руси 1 научатся определять термины: образ жизни, слобода, хоромы.
Получат возможность научиться: давать образную характеристику семейного воспитания в Древней Руси, систематизировать информацию из различных исторических источников о жизни и быте древнерусского населения урок отработки умений и рефлексии
41 Повторительно-обобщающий урок. Древняя Русь. 1 научатся выполнять задания разного уровня сложности.
Получат возможность научиться: подтверждать выводы примерами, описывать факты урок развивающего контроля
Раздел 2. Русь Удельная в XII -
XIII веках 9 42 Русь в середине XII - начале XIII в. 1 научатся определять термины: рать, уделы, экономика, эксплуатация.
Получат возможность научиться: объяснять причины раздробления Руси, раскрывать внешнюю и внутреннюю политику Владимира Мономаха, овладевать целостными представле ниями об историческом пути древнерусского народа, читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты, составлять портрет Владимира Мономаха урок "открытия" нового знания
43-44 Главные политические центры Руси 2 научатся определять термины: мужи, мятеж, республика.
Получат возможность научиться: выявлять политические особенности Северо - Восточной Руси, Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества, давать характеристику княжествам по определенному плану, читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям урок отработки умений и рефлексии
45 Нашествие с Востока: завоевания Чингисхана и его потомков 1 научатся определять термины: стан, фураж.
Получат возможность научиться: целостным представлениям об историческом пути народов, читать карту, указывая основные направления походов Чингисхана и его потомков, объяснять причины поражения русских ратей, рассказывать о важнейших событиях, используя учебник и дополнительную литературу урок "открытия" нового знания
46 Борьба Руси с западными завоевателями 1 научатся определять термины: ополчение.
Получат возможность научиться: раскрывать причины экспансии с запада, объяснять внешнюю политику Александра Невского, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации, работать с картой, давать характеристику историческим деятелям, проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории России урок "открытия" нового знания
47 Русь и Золотая Орда 1 научатся определять термины: баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык.
Получат возможность научиться: раскрывать особенности зависимости русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения, устанавливать причинно-следственные связи, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации урок "открытия" нового знания
48 Русь и Литва 1 научатся определять термины: католичество, православие.
Получат возможность научиться: характеризовать особенности формирования Литовско-Русского государства, раскрывать его характер, устанавливать причинно-следственные связи, читать историческую карту, рассказывать о важнейших событиях, используя информацию учебника урок "открытия" нового знания
49 Формирование региональных центров культуры в XII-XIII вв. 1 научатся определять термины: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный.
Получат возможность научиться: выявлять особенности русской культуры периода политической раздробленности, составлять рассказ о достижениях куль туры изучаемого периода, используя информацию различных источников урок отработки умений и рефлексии
50 Повторительно-обобщающий урок. Политическая раздробленность Руси. 1 научатся использовать понятийный аппарат по разделу «Русь Удельная в XII-XIII вв.».
Получат возможность научиться: сопоставлять основные даты с событиями изученного в разделе 2 времени, определять значимые события на карте, выполнять тестовые контрольные задания урок развивающего контроля
Раздел 3. Московская Русь в XIV - XV вв. 6 51 Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества 1 научатся определять термины: Калита, князь московский и всея Руси.
Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества, определять
факторы, которые предопределили экономический и политический подъем Московского и Тверского княжеств, раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы, комментировать итоги правления князя Даниила в Москве урок "открытия" нового знания
52 Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 1 научатся определять термины: манёвр.
Получат возможность научиться: характеризовать Москву как центр борьбы с ордынским владычеством, объяснять причины, ход и значение Куликовской битвы, аргументировать оценку деятельности Дмитрия Донского урок "открытия" нового знания
53 -54 Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV в. 2 научатся определять термины: диалект, уния.
Получат возможность научиться: раскрывать причины династических войн, делать выводы об их последствиях для Московского княжества и других удельных земель, характеризовать проблему наследования власти в государстве и процесс формирования великорусской народности, объяснять причины распада Золотой Орды.
урок отработки умений и рефлексии
55 Формирование единого Русского государства в XV в. Ликвидация зависимости от Орды 1 научатся определять термины: великое стояние на Угре.
Получат возможность научиться: показывать на карте рост территории Московского княжества, объяснять значение создания единого Русского государства, описывать «Стояние на реке Угре», используя материал учебника и дополнительных источников, давать характеристику
исторической личности урок "открытия" нового знания
56 Повторительно-обобщающий урок. Московская Русь в XIV - XV вв. 1 научатся использовать понятийный аппарат по разделу «Московская Русь в XIV - XV вв.».
Получат возможность научиться: сопоставлять основные даты с событиями изученного в разделе 3 времени, определять значимые события на карте, выполнять тестовые контрольные задания урок развивающего контроля
Раздел 4. Россия в XVI в. 10 57 Российское государство в
конце XV - начале XVI в. 1 научатся определять термины: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, окольничий, пожилое, поместье, помещик, таможенный сбор (пошлина), чин.
Получат возможность научиться: выявлять изменения в политическом строе Русского государства, системе управления страной, используя текст учебника и схемы, раскрывать содержание и оценивать значение Судебника 1497 года, использовать содержащиеся в Судебнике сведения в рассказе о положении крестьян урок "открытия" нового знания
58 Церковь и государство в конце XV – начале XVI в. 1 научатся определять термины: благотворительность, дьякон, старец.
Получат возможность научиться: раскрывать роль Русской Православной церкви в становлении и развитии российской государственности, объяснять смысл теории «Москва - Третий Рим», сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателейурок "открытия" нового знания
59 Реформы Избранной рады 1 научатся определять термины: дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство.
Получат возможность научиться: раскрывать суть основных реформ правительства Елены Глинской и Избранной рады, составлять характеристику Ивана Грозного, используя материалы учебника и дополнительных источников урок общеметодологической направленности
60 - 61 Внешняя политика Ивана IV 2 научатся определять термины: острог.
Получат возможность научиться: определять, какие задачи и направления внешней политики России стали главными, характеризовать основные направления внешней политики Ивана Грозного по алгоритму, делать выводы о ее результативности, использовать карту как источник информации урок отработки умений и рефлексии
62 Опричнина 1 научатся определять термины: всполье, карьера, крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная.
Получат возможность научиться: характеризовать особенности внутренней политики Ивана Грозного, давать свою оценку ее целесообразности, раскрывать итоги правления Ивана IV Грозного. урок "открытия" нового знания
63 Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв. 1 научатся определять термины: публицистика, регалии, энциклопедия, эпос.
Получат возможность научиться: выявлять особенности русской культуры в XIV-XVI вв., составлять рассказ о достижениях просвещения, УНТ, литературы изучаемого периода, используя информацию различных источников урок отработки умений и рефлексии
64 Архитектура и живопись в XIV-
XVI вв. 1 научатся определять термины: шатровый стиль, юродивый.
Получат возможность научиться: выявлять особенности русской культуры в XIV-XVI вв., составлять рассказ о достижениях архитектуры и живописи изучаемого периода, используя информацию различных источников урок отработки умений и рефлексии
65 Быт XV-XVI вв. 1 научатся определять термины: административные здания, административный, кафтан, полати, харчевня.
Получат возможность научиться: оперировать необходимыми понятиями, давать характеристику традициям и образу жизни населения страны в XV-XVI вв., высказывать суждения на исторические темы урок отработки умений и рефлексии
66 Повторительно-обобщающий урок. Россия в XVI в. 1 научатся использовать понятийный аппарат по разделу «Россия в XVI в.».
Получат возможность научиться: сопоставлять основные даты с событиями изученного в разделе 4 времени, определять значимые события на карте, выполнять тестовые контрольные задания урок развивающего контроля
67 - 68 Итоговое повторение 2 научатся определять термины, изученные в курсе истории России (С древнейших времён до конца XVI в.).
Получат возможность научиться: называть главные события истории России (С древнейших времён до конца XVI в.), представлять проект, защищать презентацию, отвечать на вопросы по всему курсу. урок систематизации знаний