Статья. «Музыкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми потребностями»


Статья на тему:
«Музыкотерапия как один из методов
коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми потребностями»
В соответствии со стратегией современного образования и введением профессионального стандарта педагога, который выдвигает требования к использованию специальных подходов к обучению и развитию, для того чтобы включить в образовательный процесс всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями, педагог должен обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать данную задачу.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми возможностями здоровья должна строится на основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребенка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи.
Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с особыми образовательными потребностями обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.
В античных источниках находится множество свидетельств, говорящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания. А врач Асклепид звуками музыки усмирял раздоры и звуками трубы восстанавливал слух. Восприятие музыки, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит и рекомендовал слушать флейту для исцеления при смертельных инфекциях. В работах древнегреческого философа Пифагора есть описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека, восстанавливать душевную гармонию.
Музыкотерапия широко использовалась также в Древнем Китае и Индии. Древнекитайские подходы в диагностике и лечении музыкой основывались на воздействии музыки на активные биологические точки меридианов человеческого тела. Лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов на больные области тела.
Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начала XX в. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные указывают противоположное действие. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе с взрослыми и детьми.
Вторая половина XX в. связана с выделением музыкотерапии как самостоятельного направления в практике арттерапии в странах Европы и США.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, симулирует их внимание, память, мышление. Музыкотерапия обычно организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах: рецептивной, активной и интегративной.
Рецептивная музыкотерапия предполагает относительно пассивное восприятие предложенных мелодий, и в основном решает задачи, связанные с психоэмоциональными состояниями.
Активная музыкотерапия подразумевает активное включение участника в процесс посредством пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах и способствует решению задач по активизации творческих проявлений, формированию коммуникативных навыков.
Интегративная музыкатерапия сочетает в себе подходы рецептивной и активной музыкотерапии.
Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом? По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы.
Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.
Элементы музыкотерапии применяются в группах детского сада в течение дня:
- утренний прием начинается с музыки Моцарта, потому что эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюту, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие;
- дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие;
- музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.
Достоинствами музыкотерапии являются:1. Абсолютная безвредность; 2. Легкость и простота применения; 3. Возможность контроля; 4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение – музыкотерапия.