Доклад Подготовка конкурентоспособного специалиста в МАОУ СОШ №4 г.Троицк с углубленным изучением предметов технологического цикла




Городское методическое объединение
учителей технологии города Троицка

Доклад
по теме «Подготовка конкурентоспособного специалиста в МАОУ СОШ №4 г. Троицка с углубленным изучением предметов технологического цикла»


Докладчик: Пояркова Светлана Анатольевна,
Преподаватель профильных дисциплин
г. Троицк, МАОУ СОШ № 4
с углубленным изучением
предметов технологического цикла






2011 Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности;
возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образование, как у молодежи, так и взрослого населения.
В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики, науки, техники, технологий, рынков труда.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровню и профилю, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, профессиональной и социальной мобильности, удовлетворение потребности личности в получении соответсвующего образования.
За последние годы существенно изменились требования к специалистам со стороны работодателей. Если раньше были востребованы узкоспециализированные умения и навыки, то сегодня необходимы специалисты, владеющие широким спектром видов профессиональной деятельности, готовые к изменению характера и содержания труда.
В условиях рыночной экономики, в силу чрезвычайно высокой подвижности ее коньюктуры каждому человеку приходиться не только часто менять место работы, но неоднократно менять профессии. В этих условиях молодежь должна получать такое базовое образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем.
Человеку надо быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда. Для этого надо уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т.д. Организация производственного процесса требует умения работать в команде, коммуникабельности, толерантности, навыкам самоорганизации, умению самостоятельно ставить цели и достигать их.
Компетентный подход предполагает конкретную формулировку целей обучения как компетенций, востребованных в профессиональной деятельности современного специалиста и осваиваемых обучающимися.
Тем самым он обеспечивает соответствие подготовки запросам рынка труда, повышению конкурентоспособности выпускников, эффективности их адаптации и деятельности. Отсюда «компетенция» и «компетентность» в новом поколении ГОС являются ключевыми понятиями.
«Компетентность» - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки его действий, направленных на разрешение значимых для данного общества задач или проблем; это владение конкретной компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.
«Компетенция» включает совокупность качеств личности знаний, умений, навыков, способов деятельности, готовность человека к решению взаимосвязанных задач профессиональной деятельности, на основе использования человека внутренних и внешних ресурсов.
Работодатель, вероятнее всего, предпочтет работника, готового к освоению новых профессиональных умений, работающего целенаправленно на получение результата. С точки зрения работодателя, «компетенция» - это соответствие работника занимаемой должности, требованиям рабочего места.
Под «компетентностью» понимают то, чем уже овладел человек, а «компетенция» - чем он должен овладеть. Отсюда «профессиональная компетентность» определяется как готовность и способность специалистов к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности.
Под «профессиональной компетенцией» понимается интегрированный результат профессионального обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы, для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с установленными требованиями.
При подготовке специалиста необходимо иметь ввиду формирование профессиональных компетенции, необходимых для реализации профессиональной деятельности и внепрофессиональных компетенций, необходимых для успешной деятельности, как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах.
Специальные компетенции относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных задач обучения.
Как видим, формирование компетенции в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать задачи и проблемы в различных сферах, умение мыслить и давать оценку конкретной ситуации. Подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных общих компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей, составляет квалификацию работника. Поиск путей подготовки конкурентоспособных специалистов и работников квалифицированного труда позволит сделать вывод, что в настоящее время не так важно дать сумму знаний, как уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в обладании профессией, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.
Исходя из этого, результативность профессионального обучения зависит, во-первых, от понимания и учета индивидуальных особенностей личности, во-вторых, от коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке и, наконец, в-третьих, от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.
Выпускник современного УО должен обладать определенными качествами личности:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
критически мыслить, искать пути рационального решения проблем;
быть способным творчески мыслить;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельным в различных социальных группах;
уметь работать сообща в разных областях.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно осваивает общеобразовательное пространство России.
Наша школа с 2006 года взяла курс на построение образовательно-воспитательной системы школы самовыражения личности учащихся.
Методическая тема « осуществление в практике учебно-воспитательного процесса личностно-ориентированного подхода» выбрана для разработки на ближайший период развития школы (4-5 лет), чтобы поэтапно перейти от традиционной модели обучения к личностно-ориентированной.
Школа самовыражения – это образовательное учреждение, которое преследует следующую цель: эффективно содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
Построение такой школы невозможно без применения личностно ориентированного подхода в практике работы педагогического коллектива.
Педагоги нашей школы совместно с методическим советом пытаются определить возможность и условия использования данного подхода в процессе обучения и воспитания учащихся.
Изучение технологии личностно ориентированного обучения идет по следующим схемам:
Личностно ориентированные технологии ставят в центр школьной общеобразовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализацию его природных потенциалов.
Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы. Это проявление нового педагогического мышления получило название «педагогики сотрудничества».
Руководящая роль преподавателя, мастера заключается в помощи учащимся, в поощрении и направлении его деятельности.
Для лучшего восприятия информации учащимися на уроках я использую логические примеры изложения информации: ступенчатый способ (движение мысли от общих положений к конкретным); ассоциативный способ (изложении информации путем чередования логических положений с их образным осмыслением). Использую вопросно-ответный ход рассуждения (активизация рабочего состояния учащихся при помощи вопросов на понимание и уточнение), психологические приемы (похвала в ситуации успеха, комплименты, аргументация ).
Поскольку центром личностно-ориентированного обучения является индивидуальность ребенка, то его методическую основу представляет собой индивидуализация и дифференциация учебного процесса, раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.
Одним из основных требований к современному учебному занятию является индивидуализация процесса обучения (без этого нельзя развивать способности) и необходимо создавать условия, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствуют его способностям и возможностям.
Цель любого процесса обучения это развитие личности, ее способностей.
И построение образовательного процесса рассчитано, прежде всего, на индивидуальное развитее каждого ученика, т.е. личностно-ориентировано.
Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:
учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика (включая опыт предшествующего обучения);
изложение знаний учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при решении заданий;
при введении новых знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выявлять общелогические приемы учебной работы;
Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения;
Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности.
Модель обучения – рассматривается, как план действия педагога, осуществляющего учебный процесс при условии, что основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую выстраивает педагог.
Модели обучения, на основе индивидуального внимания, на примере уроков технического черчения.
Тема: «Прямоугольные проекции».
Тема урока «Прямоугольное проецирование».
Цель урока: усвоение учащимися навыков построения проекций детали.
а. Объясняю тему, для этого использую изображения в учебнике, наглядное пособие по теме;
б. Выполняем построение проекции простых, известных уже ученикам изображений: книга, человек
в. Вместе с учениками, я на доске, а они активно помогая, выполняем фронтальную, горизонтальную, профильную проекции модели с формой средней степени сложности;
г. Класс делиться на три группы по три человека в зависимости от способности ребят в группе, раздаются модели разной степени сложности. Один ученик выполняет в группе одну из проекций детали (по желанию). В группе идет активное обсуждение построения проекций.
Учитель консультирует группы и учеников, при этом точные ответы не даются, а задаются наводящие вопросы, отвечая на которые ученик сам правильно выполняет задание (но ошибки учащимися допускаются).
д. После выполнения задания ученики его изображают на доске (все группы). Идет обсуждение правильности выполнения задания всем классом. А учитель может проанализировать, как усвоен материал каждым учеником.
На следующем уроке ученики выполняют чертеж модели в трех проекциях индивидуально. Модели разной формы, разной степени сложности. Учащиеся выбирают себе модель для выполнения графической работы.
Тема урока: «Проекции модели».
Цель урока: закрепление учащимися навыков построения проекций модели.
а. В начале урока повторение темы «Прямоугольное проецирование»;
б. Раздаются индивидуально каждому ученику модели, в зависимости от способностей. Надо подобрать три проекции модели измеряя размеры модели линейкой;
в. Учитель консультирует учеников по ходу выполнения задания.
Обеспечение рефлексии:
- Что ты делал?
- Что у тебя не получилось?
- Почему у тебя не получилось?
- Как из этого выйти?
Для развития образного мышления и пространственного представления для закрепления темы «Прямоугольное проецирование», как базовой для всего курса «Черчение».
Тема урока: «Чертеж детали в трех проекциях».
Цель урока: закрепление навыков построения проекции детали по ее наглядному изображению.
а. Повторение.
Фронтальный опрос: как получают вид спереди, сверху, слева на чертеже детали; как виды распологаются на четреже.
б. Выдается всем учащимся одинаковое задание (лист), с наглядными изображениями различных деталий.
Учащиеся должны выбрать сами деталь, чертеж которой будут выполнять.
Детали разной степени сложности:
Детали 1,2,3 – простая форма;
4,5 – средняя сложность формы;
6-9 – сложная форма детали.
Чтобы все не выбрали простые детали, задание уточняется: кто будет выполнять простые детали, тот помимо трех проекций проставляет на чертеже размеры детали; те, кто выберит деталь сложной формы, выполняет только три вида детали, без простановки размеров.
в. Учитель консультирует учеников по ходу выполнения задания.
Обеспечение рефлексии:
- Что ты делал?
- Что у тебя не получилось?
- Почему у тебя не получилось?
- Как из этого выйти?
Тема урока: «Проецирование геометрических фигур».
Цель урока: усвоение учащимися навыков выполнения проекций геометрических фигур.
а. Выполнение комплексных чертежей: 1) параллелепипеда, 2) треугольной, 3) шестигранной призмы, 4) пирамиды.
б. Найти на виде сверху и слева проекции трех точек, обозначенных на виде спереди (точки а, в, с).
Горизонтальную и профильную проекцию двух точек учитель находит вместе с учениками. Недостающие проекции точки «с» ученики находят самостоятельно (продолжительность самостоятельной работы приблизительно 3-4 минуты).
Кто затруднился с построением проекции, для тех учитель на модели геометрической фигуры разбирает получение проекции точки «с» на соответствующих видах, а затем выполняет необходимы построения на доске.
Для учеников выдается самостоятельное задание (более сложное):
Самостоятельно выполнить комплексные чертежи геометрических фигур со своими размерами по образцу;
Затем выдается задание повышенной сложности «Проецирование групп геометерических фигур» (4 варианта, определить, какие геометрические фигуры изображены на чертеже, выполнить чертеж группы геометрических фигур, заменив одну из них на заданную).
Учитель консультирует учеников по ходу выполнения задания, указывая на допущенные неточности.
Обеспечение рефлексии:
- Что ты делал?
- Что у тебя не получилось?
- Почему у тебя не получилось?
- Как из этого выйти?
Контроль, оценки, рефлексия.
Любой учебный процесс на любом уровне: уровне текущей учебной задачи, уровне изучения темы, раздела, заканчивается контролем и оценкой. Контроль и оценка являются весьма существенными сторонами учебного процесса.
Оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям.
Вся совместная деятельность учителя и ученика на уроке подчинены достижению результатов и следовательно целей. Информацию учителю о результативности урока дает обратная связь.
Обратная связь может быть эмоциональной, невербальной, основанной на наблюдениях учителя за внешними проявлениями деятельности учащихся на уроках. Связь простая, но требующая от учителя определенной педагогической техники. Информация со стороны учащихся поступает в разных вариантах:
Устный ответ на вопрос учителя всему классу одним учеником или несколькими;
Устный ответ ученика или группы на вопрос, конкретному ученику или конкретной группе;
Письменный ответ ученика по заданию учителя;
Самооценка учеником своей деятельности.
В педагогической деятельности накоплен большой и разнообразный арсенал методов проверки знаний учеников.
Например, наблюдение (в процессе ежедневной работы учитель может не фиксировать результаты в официальных документах, а учитывать их при выставлении общей оценки);
Устный контроль – ответ на вопрос учителя на уроке, зачете, экзамене.
Формы контроля могут быть самыми разными:
Индивидуальная, групповая, фронтальная, комбинированный опрос с применением карточек, игры, технические средства, письменная проверка. Активно используются сегодня и дидактические тестирования.
Практическая часть
Для повышения активизации работы учащихся на уроке во время объяснения первого материала я задаю вопросы по ходу объяснения (фронтальная работа), для того чтобы ученики вместе со мной искали логическую связь, закономерности между значениями разных величин.
Например, урок «Электротехника».
Тема: «Классификация электротехнических материалов».


Закон Ома для участка цепи




Сопротивление материала



Удельное сопротивление материала


Определяем вместе с учениками зависимость величины силы тока от удельного сопротивления материала, его длины и площади поперечного сечения. Исходя из электропроводности материала, классифицируем электротехнические материалы и определяем их значение.
Во время объяснения, чтобы закрепить часть нового материала можно предложить выполнить ученикам несложную самостоятельную работу.
Первые два ученика, нашедшие правильные ответы, получают положительные оценки (двоек не ставлю).
Тема: «Проводниковые материалы»
После объяснения строения Ме. Электропроводности металлов выполняется самостоятельная работа. По таблице «Характеристика проводниковых материалов» надо найти два металла, у которых наилучшая электропроводность.
Учащиеся должны вспомнить, от чего зависит электропроводность (она зависит от удельного сопротивления). Найти минимальное значение этой величины и соответствующий проводник – металл.
Чтобы иметь правильное представление об уровне усвоения учащимися материала можно сделать в конце урока блиц-опрос (как я его называю).
Вопросы должны быть сформулированы так, что на них можно ответить коротко, одним словом. Или закончить предложение.
Блиц-опрос по электротехнике «Проводниковые материалы»
В. Какие частицы являются носителями электрического заряда?
О. Электроны
В. При увеличении темпертуры проводника его удельное сопротивление , электропроводность при этом
О. Увеличивается, уменьшается.
В. Какой заряд имеет электрон?
О. Отрицательный.
В. При уменьшении температуры проводника его электропроводность
О. Увеличивается.
В. Явление сверхпроводимости заключается в том, что при понижении температуры до абсолютного нуля.
О. Его удельное сопротивление скачкообразно падает до 0 Ом.
Обратной связью может быть и лабораторная работа. В конце темы «Физико-химические свойства металлов», лабораторная работа в которой ребята используют полученные знания и определяют на практике:
Самый тяжёлый металл.
Самый тугоплавкий металл.
Металл с лучшей тепло- и электро - проводностью.
Маслоизменяющий объём при нагревании.
Зная и понимая определения плотности металла, его температуры плавления, теплопроводности, электропроводности, теплового расширения ребята находят ответы на поставленные вопросы.
Групповая форма организации на уроках.
Предмет «Технологическое оборудование»
Тема: «Универсальные приводы»
В конце урока, для того чтобы выявить насколько хорошо запомнили учащиеся правила эксплуатации привода, класс разбивается на две группы по 5-6 человек. Выдаю чистый лист первому ученику в группе и говорю задание:
«Написать правила эксплуатации привода, первый ученик пишет одно предложение, передаёт следующему, второй читает что написал его товарищ, дописывает ещё одно предложение, передаёт листок. В конце должен получиться связанный текст по теме.» Это задание даёт возможность повторить пройденный материал 2-3 раза.
Ещё пример групповой организации учащихся на уроке.
Тема «Прямоугольное проецирование»
В начале урока идёт объяснение нового материала, затем я вместе с ребятами (я на доске, а они активно помогая, отвечая на вопросы) выполняем чертёж модели в трёх проекциях.
Затем класс разбивается на группы по 3 человека, группа получает задание «Выполнить чертёж детали в 3 проекциях» Каждый ученик выполняет одну проекцию, в группе ученики помогают друг другу, обсуждают правильность выполнения задания. После выполнения задания ребята из каждой группы поочерёдно выходят к доске и выполняют чертежи своей детали (всего на доске чертёж от руки выполняют по одному представителю из каждой группы ).
Когда все 3-4 группы заканчивают выполнения задания на доске, правильность изображения проекций обсуждает весь класс, затем все группы приступают к выполнению чертежа в своей тетради по черчению.
Личностно ориентированный подход помогает выявить и развёртывать индивидуальные способности и склонности учащегося. Наша задача, задача школы – создание условий благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности учащихся. Образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производстве специалистов, должно обеспечить им простраивание жизненной перспективы и осознание своего потенциала в контексте требований современного общества, что является основой самоопределения и самоактуализации.



Список литературы.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Новиков А. Постиндустриальное образование. – М.: 2002.-135с.
Сибирская М.П. Педагогические технологии. – М.:2002.-126с.
Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов. – М.:2004-204с.
Ярочкина Г.В., Белогурова В.А. Методические рекомендации к составлению модульных программ на основе компетентностного подхода. – М.: 2007











13PAGE 15


13PAGE 14715



U
J = ----- {A}
R


P х L
R = ----- {Om}
S


R х S
p = ----- {Om . m}
L