Смешанное обучение – как путь подготовки конкурентоспособного специалиста.


Смешанное обучение – как путь подготовки конкурентоспособного специалиста.Для того чтобы современный выпускник колледжа был востребованным и конкурентоспособным, мы, педагоги, должны владеть инновационными технологиями, выбирать нестандартные формы обучения, уметь работать творчески, и постоянно находится в поиске. Хорошие учителя должны обучаться постоянно, а не один раз в год. Если мы учим кого-то, не означает, что мы не должны учиться сами.
Исследователи образования, преподаватели и методологи активно работают над совершенствованием процесса передачи, получения и усвоения знаний. В настоящее время наиболее распространенными моделями обучения являются:
Традиционная;
Электронная;
Смешанная;
Дистанционная;
Открытая.
Традиционная модель – модель, к которой мы с вами привыкли со школы. Это очное общение с преподавателем, занятия в аудиториях, контрольные работы, защита докладов и рефератов у доски и т.д.
Электронная модель. Такая модель, подразумевает обучения с использованием информационных технологий: использование Интернет-ресурсов, общение с преподавателем в форумах и чатах, просмотр учебных материалов в онлайн режиме, прохождение тестирований на компьютере и т.д.
Смешанная модель, как следует из названия, это смешение традиционной и электронной моделей обучения.
Дистанционная модель. Данная модель отчасти схожа с электронной, но не подразумевает использование информационных технологий. Главное, что бы, между преподавателем и слушателем было расстояние (дистанция).
Открытая модель. Ее основным отличием от вышеперечисленных моделей является то, что в результате изучения материала от слушателя не требуется подтверждения полученных знаний и прохождения итогового контроля. То есть, слушатель получает знания исключительно для себя, например, человек идет на курсы по изучению Photoshop или на тренинг проведения деловых переговоров, в результате изучения которых, он получает не диплом или аттестат с оценками, а сертификат, о том, что он посетил данное мероприятие.
Модель существующего в данный момент в нашей стране электронного образования пока несовершенна, а традиционное образование уже не соответствует новым требованиям. Что делать?
Существует множество факторов, стимулирующих внедрять новые технологии в процесс обучения. Это:
Давление со стороны внешней среды (нарастающая конкуренция, требования работодателей);
Технологические разработки (быстро развивающиеся технологии, зависимость от информационных технологий);
Внутренние условия колледжа (цель на лидерство);
Образовательные разработки (новые концепции обучения, Гос. программа развития образования в РК на 2011-2020гг., новые модели преподавания, индивидуальные особенности студентов).
Анализируя эти факты, можно сделать выводы, что новые технологии в образовании должны использоваться и развиваться. Обучение в классной комнате насчитывает более одной тысячи лет, возраст же онлайн обучения измеряется десятком лет. Но сейчас время смешанных моделей обучения – когда мы соединяем всё самое хорошее, что имеется в сфере обучения и образования.
Что такое Смешанное обучение?
Это образовательная концепция, в рамках которой студент получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем, т.е. мы смешиваем традиционное общение педагога с учащимся и электронное обучение (дистанционные, образовательные технологии). В наше время смешанное обучение это одна из самых популярных, самых передовых и самых обсуждаемых в мире вещей в области современного образования. В американских образовательных учреждениях, где уже внедрили смешанное обучение процент успеваемости среди обучаемых выше на 27%, чем в тех учреждениях, где эта не применяется. По данным Министерства Образования Австралии, работодатели с наибольшим желанием берут на работу выпускников онлайн или смешанных программ, так как они уже имеют навыки не только работы с новыми компьютерными технологиями, но и навыки самостоятельной работы и обучения.
Чтобы понять, как работает данная модель обучения, давайте сравним ее с традиционной. Вот основные элементы традиционного курса:
-лекционные занятия
-семинарские и практические занятия
-практические задания (курсовые и контрольные работы, доклады, рефераты и т.д.)
-контроль и оценка полученных знаний и навыков.
Все эти элементы знакомы практически каждому студенту – они составляют основу традиционного процесса обучения,
Традиционная модель обучения перестает работать. Это выражается в том, что учащиеся становятся пассивными, теряют интерес к обучению. И то, какими мы выпускаем современных студентов, не соответствует требованиям конкурентоспособности. И эта проблема растет с каждым годом.
Статистика говорит о том, что 60% поступающих в ВУЗы не способны самостоятельно работать с информацией. Начальное и среднее звено образования не учит детей этому. При этом информационная нагрузка на студентов растет, и становится все больше.
. Нынешнее поколение – это поколение «цифровых детей», которые абсолютно иначе воспринимают образование. Новые технологии сделали информацию открытой, доступной. Раньше информацию сложно было добыть. Сейчас информация общедоступна. И именно на это опирается смешанное обучение, которое предоставляет студентам новые возможности по изучению дисциплин – можно не только в любое время посмотреть необходимый материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, ознакомиться с дополнительной литературой.
Я считаю, что в нашем колледже есть возможность и даже необходимость вводить смешанное обучение, что поможет в подготовке высококвалифицированных специалистов в образовательной и культурной сфере. Не надо думать, что наши студенты настолько несамостоятельны, и готовы получать знания лишь в классе. На вопрос, умеете ли вы пользоваться интернетом, 100% ответили положительно, и они умеют пользоваться интернетом, дополнительной литературой, и основная задача преподавателя – направить деятельность учащегося на поиск, на самостоятельное решение проблемы. Не надо обделять новыми технологиями в обучении. Наоборот, такого студента надо обязательно посвятить во все новое и дать ему тем самым возможность стать первоклассным специалистом.
Каковы же элементы процесса смешанного обучения? Основное преимущество такого подхода - гибкость. Примерно это будет выглядеть так:
Вначале курса вместо списка литературы студент получает адрес веб-сайта, где находится вся необходимая информация по курсу (материалы, ссылки и др.). Тематическая лекция более краткая и конкретная, сопровождается презентацией, что помогает быстрее и проще воспринять материал. Также лекционные занятия могут и вовсе отсутствовать – изучение материала относится к самостоятельной работе. А часть семинарских занятий посвящена именно обсуждению тех тем курса, которые интересны или не понятны студентам. Оценка успеваемости может проводиться как в режиме онлайн, так и в классе. Финальная оценка – зачет или экзамен – проводится только в классе.
Так выглядит процесс смешанного обучения со стороны студента. Он дает больше возможностей и гибкости, но в то же время учит самоорганизации – занятия и зачеты четко привязаны к определенному времени.
Замечено, что использование информационных и коммуникативных технологий улучшает отношение к получению знаний, а также качество коммуникации между студентами и преподавателями. Учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки. Тормозящим фактором может стать неравномерная IT-грамотность, зависимость от техники, низкий уровень владения технологиями. Поэтому необходимо установить определенные правила для организованного процесса обучения.
Преподавателям необходимо владеть интерактивными технологиями, активно пользоваться Интернетом.
Преподавателям также необходимо осознать, что смешанное образование не устраняет из процесса их авторитет и не превращает их в «операторов» образования. Они остаются ключевыми мотивирующими фигурами.
Для студентов посещение очных занятий остается обязательным.
ВыводСмешанное обучение – это технологии, затраты, определенная настройка студентов и преподавателей. Это масштабное внедрение в образовательный процесс, и оно должно быть не данью моды, а решением конкретной задачи. Такой задачей может быть повышение общей успеваемости, уровня образования или технологической грамотности; автоматизация оценки; формирование особого мировоззрения, предполагающего самостоятельность и умение учиться. Такие задачи раскрывает и развивает в своем послании Н.А Назарбаев: «К 2050 году казахстанцы должны стать одной из самых образованных наций, крепко держать в своих руках штурвал будущего страны».

Список использованной литературы:Послание президента РК. Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»
Вебинар по использованию смешанных технологий.
Http/vox populi/ruМ.Н.Мохова. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования. М.2005г.
Никитина М. С. Модель смешанного обучения в системе среднего и высшего образования.2006г.
А.В. Уткина Смешанная форма обучения М.2009г.
Кун К. E-Learning - электронное обучение // Информатика и образование. – 2006
Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования). 2007г.

Приложение