Технологическая карта по истории Средних веков. Итоговое повторение Урок-игра


Итоговое обобщение по истории Средних веков
Педагогические цели Создать условия для обобщения знаний об основных изменениях в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета Средневековья.
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Планируемые образовательные результаты Предметные: систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.
Метапредметные:
Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства других людей.
Оборудование Карточки с заданиями игры-викторины.
Организационная структура урока Планируемые результаты Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Предметные Формируемые умения (УУД) Формы контроля
I. Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Фронтальная. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.II. Обобщение и систематизация знаний Игра-викторина Класс делится на две команды. Победителем выходит та команда, которая даст больше правильных ответов и заработает большее количество баллов. Задания для игры (см. Приложение) Выполняют задания игры-викторины. Фронтальная, групповая. Систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.
Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям.
Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.Личностные: понимают чувства других людей.
Игра-викторина
III. Итоги урока. Рефлексия. Обобщающая беседа Закончите предложения:
- Я приобрёл..- Я научился..- Я смог…
- Меня заинтересовало…
- Мне захотелось..- У меня получилось…
- Мне понравилось… Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Фронтальная Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.
Личностные:
Понимают причины успеха в учебной деятельности
Оценивание работы учащихся на уроке
Приложение
1 этап. РАЗМИНКА
Дайте определение понятиям:
- Средние века, феодализм, сословие, барщина, вассал, сословно-представительная монархия;
- Натуральное хозяйство, парламент, повинности, оброк, сеньор, феод.
2. Назовите события, которые произошли в указанные периоды:
- VI в. н.э (Возникновение франкского государства)
- 800 г. (Провозглашение Карла Великого императором)
- 1054 г. (Разделение христианской церкви на западную и восточную)
- 1096-1291 гг. (Крестовые походы)
- 1337-1453 гг. (Столетняя война)
- 1453 г. (Гибель Византийской империи)
3. Нарисуйте схемы:
- организации христианской церкви;
- феодальной лестницы.
4. Вычеркните лишнее и объясните свой выбор:
- саксы, вандалы, майя, вестготы, франки (Майя – индейское племя, все остальные – германские племена) - Кастилия, Арагон, Германия, Португалия, Испания. (Германия, все остальные – это государства, образовавшиеся во время Реконкисты).

II этап. ПОГОВОРКИ
Объясните, что означает средневековая поговорка:
- «Городской воздух делает свободным». (В средние века был закон, по которому тот, кто проживёт в городе год и один день, обретает свободу. Этим правом воспользовались многие крестьяне, сбежавшие от своих феодалов.)- «С кого раз шкуру сдерёшь, того не пострижёшь дважды». (Французская поговорка; имелось в виду, что феодалам невыгодно было в виде наказания за провинность убивать зависимых крестьян, так как пока они живы, феодал мог получать с них постоянный доход в виде барщины или оброка.)

III этап. ТАБЛИЦА
1-я команда выделяет особенности восточных цивилизаций в Средние века.
2-я команда выделяет особенности западной цивилизации в Средние века.
Учитель может вместе с классом выделить общие черты двух видов цивилизаций.
В итоге должна получиться следующая таблица:
Западная цивилизация (особенности) Общие черты Восточные цивилизации (особенности)
Господство монотеизма в форме христианства Ведущая роль религии в жизни человека Много религий: ислам, буддизм, конфуцианство, язычество
Расслоение крестьян на зажиточных, середняков и бедноту Государство было главным собственником земли Сильная и закрытая крестьянская община
Преобладание частной собственности над государственной Государство вмешивается в личную жизнь подданных Преобладание государственной собственности над частной
Сильная власть феодалов Государство переживало этапы феодальной раздробленности и централизации Сильная государственная власть
Управление городами находится в руках горожан Существовали феодальные отношения Управление городами находится в руках феодалов
Зарождение товарно-денежных отношений Общество было аграрным Господство натурального хозяйства
Существует система вассалитета Развит коллективизм, корпоративность общества Сохраняются первобытнообщинные и рабовладельческие отношения
IV этап. ШАРАДЫ
- Первый слог – кусок земли.
Второй слог – передача мяча в футболе.
Целое слово – изобретение китайцев. (Компас)
- Первый слог – нота.
Второй слог – часть игры.
Третий слог – болезнь.
Целое слово – освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова. (Реконкиста)
- Первая часть слова – правило, стандарт.
Вторая часть слова – удвоенная согласная буква.
Целое слово – северный германец, викинг. (Норманн)
- Первый слог – использованная вещь.
Вторая часть слова – волшебник.
Третья часть слова – первая буква алфавита.
Целое слово – изобретение Китая. (Бумага)
V этап. ПРОЗВИЩА
Задача команд – не только понять, о ком идёт речь, но и объяснить, откуда эти прозвища возникли.
- Всемирный паук. (Людовик XI, король Франции, был хитрым политиком и в борьбе за власть использовал любые средства).
- Последний рыцарь. (Карл Смелый, герцог Бургундии. Пытался жить по законам рыцарской чести).- Орлеанская дева. (Жанна д, Арк – французская народная героиня. Во время Столетней войны добилась коренного перелома в ходе военных действий, освободив Орлеан от англичан).- Гуго Капет. (Граф Парижский, основатель династии Капетингов. Прозвище получил по названию любимого им головного убора – капюшона).В конце игры учитель подсчитывает количество заработанных командами баллов и объявляет победителя.