ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34
«Рекомендовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Заместитель Директор
МОБУ СОШ №34 директора по УВР МОБУ СОШ №34
________/_________/ МОБУ СОШ №34 _________/________/
Протокол №______ _________/_________/ Приказ №________
от «___»______201 __г. «___»______201 __г от «___»______201 __г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ЭКОЛОГО- БИОЛОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»
1 КЛАСС
2014- 2015 уч.годСоставитель:
Журавлева Г.Н.
педагог дополнительного
образования
2014 год
Пояснительная записка.
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009)
Цель программы – формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.
Задачи:
развитие представлений о правильном питании;
формирование полезных навыков и привычек;
формирование ответственного отношения к своему здоровью;
формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием;
просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей.
Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, программа вводит в процесс ценностного отношения к своему здоровью, а именно здоровому питанию ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Программа «Правильное питание» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Общая характеристика программы
Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 1-х классов.
Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.
Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей идее:
- идее заботы о своём здоровье. Забота о своём здоровье – это представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Содержание учебно-методического комплекта направлено на активное вовлечение детей в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков.
Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении детьми навыков поведения в различных ситуациях.
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Самые полезные продукты» дети должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по эколого- биологическому направлению «Правильное питание» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Программа внеурочной деятельности по эколого- биологическому направлению «Правильное питание» предназначена для обучающихся 1-х классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 8 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (33 ч в год). Годовой календарный график МОБУ СОШ № 34 на 2014-2015 уч. год определяет 33 учебные недели. Исходя из нормативных условий рабочая программа составлена на 31 час. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Содержание программы
Название темы
Задачи
Основные понятия
Если хочешь быть здоровформировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания
Здоровье, питание, правила питания
Самые полезные продукты формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда
•формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека
•формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию Продукты, блюда, здоровье
Как правильно есть •развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения
•развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием
Питание, здоровье, правила гигиены
Удивительные превращения пирожка •формировать представление о роли регулярного питания для здоровья
•формировать представление об основных требованиях к режиму питания
Здоровье, питание, режим
Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной •формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню
•расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака
•формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде
Завтрак, режим, меню, каша, крупа
Плох обед, если хлеба нет •формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню
•формировать представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку»
Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню
Полдник. Время есть булочки •формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню
•формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника
Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты
Пора ужинать •формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню
•расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина
Ужин, меню
Где найти витамины весной •формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов
•формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи
Витамины, фрукты, овощи
Как утолить жажду •формировать представление о роли воды для организма человека
•расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков
Жажда, здоровье, напитки
Что надо есть, если хочешь стать сильнее •расширить представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья
•формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом
Здоровье, спорт, питание
На вкус и цвет товарищей нет •познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд
•формировать представление о том, как происходит распознавание вкуса
•формировать умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд
Вкус, блюда, продукты
Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты •расширить представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов
•расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи
Овощи, фрукты, витамины, здоровье
Каждому овощу — свое время •развивать представление о пользе фруктов и овощей
•формировать представление о сезонных фруктах и овощах
Овощи, фрукты, витамины, здоровье
Праздник урожая •обобщить знания о правильном питании
•расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах
Питание, здоровье, блюда
Календарно-тематическое планирование
1 класс
«Правильное питание»
задачи:
-первичное ознакомление со здоровым образом жизни;
- формирование потребности в личной гигиене;
- ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

п/п Дата
(план) Дата
(факт) Наименование тем Теор. Практ.
02.09 02.09 Если хочешь быть здоров 1 1
2 -3. 09.09
16.09 09.09
16.09 Самые полезные продукты 1
4-5. 23.09
30.09 23.09
30.09 Как правильно есть 1 1
6-7. 07.10
14.10 17.10
14.10 Удивительные превращения пирожка 1 1
8. 21.10 21.10 Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной 1 1
9-10. 11.11
18.11 11.11
Плох обед, если хлеба нет 1 1
11-12 25.11
02.12 Полдник. Время есть булочки 1 1
13-14 09.12
16.12 Пора ужинать 2
15-17 23.12
13.01
20.01
Где найти витамины весной 1 2
18-20 27.01
03.02
17.02 Как утолить жажду 1 2
21-23 24.02
03.03
10.03 Что надо есть, если хочешь стать сильнее 1 2
24-27 17.03
07.04
14.04
21.04
На вкус и цвет товарищей нет 1 2
28-29 28.04
05.05 Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты 1 1
30 12.05 Каждому овощу — свое время 1 1
31 19.05 Праздник урожая 1
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Правильное питание», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.
Предметными результатами освоения программы являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
В трудовой сфере:
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
планирование технологического процесса труда.
В мотивационной сфере:
выраженная готовность в потребности здорового питания;
осознание ответственности за качество правильного питания.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
освоение навыков сервировки стола.
В коммуникативной:
публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по эколого- биологическому направлению «Правильное питание» обучающиеся должны знать:
народные традиции, связанные с питанием и здоровьем;
правила питания, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
правила этикета, связанные с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания;
о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
навыками укрепления здоровья;
уметь:
пользоваться навыками правильного питания как составной частью здорового питания;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
навыками укрепления здоровья.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Контроль осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, участие в организации выставок.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Ресурсы и условия реализации программы
Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
«Примерная программа по окружающему миру» М.: «Просвещение», 2010.
«Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
«Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
«Примерная программа по технологии» Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010.