Рабочая программа по истории Средних веков.6 класс Агибалова


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14
г. Зеленокумска Советского района»
«СОГЛАСОВАНА»
Зам. директора по УВР _________ Г.А.Сверидченко
______________2016 г. Рассмотрена и рекомендована к
утверждению педагогическим советом
от________2016 г. протокол № 1
Председатель педагогического совета ___________ А.А.Крисанов «УТВЕРЖДЕНА»
приказом по МОУ «СОШ № 14
г. Зеленокумска» от ______2016 г. № ____
Директор ____________ А.А.Крисанов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: история средних веков
Класс: 6
Учитель: Залукаева Мария Алексеевна, учитель без категории
Количество часов: 24 (2 час в неделю)
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, авторской программы И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской ≪Всеобщая история.5–9 класс≫. М.: Просвещение, 2014.
Данная программа ориентирована на использование учебника ≪Всеобщая история. История Средних веков≫: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 2014.
Программа предполагает последовательное изучение истории Средних веков.
На освоение содержания программы в 6 классе федеральным базисным учебным планом отведено 2 часов в неделю, т.е. 24 часа в год.
При изучении данного курса у школьников формируется научное понимание истории как закономерного поступательного процесса. С учетом знаний учащихся 6 класса и их возрастных особенностей при изучении предмета закладывается первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества. Учащиеся последовательно знакомятся с периодами феодализма: становления, феодальной раздробленности, образования централизованных государств.
Содержание всеобщей истории эпохи Средневековья открывает большие возможности для освещения роли народных масс в развитии производства, культуры, в освободительной борьбе, в развитии общества в целом. Курс содержит огромные возможности для нравственного воспитания, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем
всеобщей истории, где показана освободительная борьба народов за свою независимость. Одна из задач курса – ознакомление учащихся с важнейшими достижениями культуры разных стран и народов эпохи Средневековья. Показывается взаимодействие и взаимовлияние культур разных народов. В процессе изучения памятников искусства осуществляется эстетическое воспитание.
В программе курса предусмотрены уроки: открытия нового знания, развивающего контроля, рефлексии, общеметодологической направленности, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной и всеобщей истории.
Изучая курс истории 6 класса, ученики осваивают основополагающие ценности и исторический опыт других стран мира, приобретают знания об истории человеческих цивилизаций Средневековья и особенностях исторического пути других народов мира.
Учебный предмет ≪История≫ в 6 классе дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
В 6 классе закрепляются и усиливаются элементы сложности и самостоятельности в работе учащихся: развитие мышления, формирование умений и навыков самостоятельной работы, начатой в 5 классе. Продолжается развитие умения локализовать события в пространстве и времени: работа с картой,планом. Усложняется дальнейшее развитие умения совершать логические операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закрепляются и развиваются
общие практические умения.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни,
критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении оществоведения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания
учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области ≪Филология≫ значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся
на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области ≪Искусство≫.
Цели обучения
Главная цель изучения истории – образование, развитие школьника и воспитание личности, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса по истории:
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Планируемые результаты обучения в 6 классе
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся научатся:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
V. Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности.

п\п Содержание программного материала Виды деятельности
Введение. Живое средневековье. (1 час ) - работа с информационными источниками, таблицами, словарями;
- самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;
- решение проблемных ситуаций.
- выполнение индивидуальных заданий;
- работа с демонстрационным материалом,
- работа с картой
Раздел I. Раннее средневековье (7 часов) Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Переход к оседлому образу жизни Разложение родового строя и усиление расслоения в общине. Выделение знати. Королевство франков и христианская церковь в VI—YIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого.Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Образование империи Карла Великого.. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. От свободы крестьян – к крепостной зависимости.
Западная Европа в IX—XI вв.
Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы..
Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Служители церкви — хранители знанийи письменности. Влияние античности на архитектуру. Семь свободных искусств. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия — книга.
книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Византия при Юстиниане. Борьбаимперии с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи —Византии — Ромейской империи. Раздел II. Расцвет Средневековья (16 часов)
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.. Усиление власти короля. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Движение еретиков.. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока. Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Начало объединения Франции. Филипп II Август.Борьба французского и английского королей за французские территории. Франция — централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны.Завершение Столетней войны.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Многовековая Реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. - работа с информационными источниками, таблицами, словарями;
- самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;
- решение проблемных ситуаций.
- выполнение индивидуальных заданий;
- работа с демонстрационным материалом,
- работа с картой
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Тема урока
Введение – 1 час
Введение. Живое средневековье.
Раздел I. Раннее средневековье (7 часов)
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.)
Древние германцы и Римская империя.
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
Западная Европа в IX-XIвв.
Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.
Византия при Юстиниане
Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат.
Тема 3. Культура Раннего Средневековья
Культура Раннего Средневековья.
Раздел II. Расцвет Средневековья (16 часов)
Тема 4: Средневековый город в Западной и Центральной Европы
Крестьяне и феодалы
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы.
Тема 6: Образование централизованных государств в Западной Европе.
Как происходило объединение Франции
Что англичане считают началом своих свобод
Столетняя война
Крестьянские восстания во Франции и в Англии.
Усиление королевской власти в конце XVв.во Франции и Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Гуситское движение в Чехии
Тема 7. Культура Западной Европы в XI-XV вв.
Культура Западной Европы в XI – XV вв.
Тема 8. Восток, Африка и Америка в средние века
Османская империя. Китай в средние века. Индия в средние века.
Народы Америки и Африки в средние века
Итоговый урок по истории средних веков.
Учебно-методическое обеспечение курса
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2014.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского ≪Всеобщая история. История Средних веков≫:
М. Просвещение, 2014.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
1. Школьная энциклопедия ≪История Средних веков≫. М.: Олма-Пресс, 2003.
2. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История. М., 2000.
3. История географических открытий. География. М.: Аванта+, 2000.
4. Энциклопедия для детей. Всемирная история.Т. 1. М.: Аванта+, 2000.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
гуманитарного цикла
от____________ №__________
________ Стаценко Е.В.