Рабочая программа по истории средних веков 6 класс. Автор: Е.В.Агибалова.


Муниципальное образование Первомайский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новокраюшкинская основная общеобразовательная школа»
Согласовано:
Решение педагогического совета
протокол №__7___
от «__28__»__08__2014 г. Утверждено:
Приказом директора школы
Приказ № __33___
от «_28__»___08___2014 г.
Рабочая программа
по истории средних веков
для учащихся 6 класса
на 2014–2015 учебный год
Срок реализации – 1 год
Составитель программы:
Шиленина Т.Г.,
учитель истории
1 квалификационной категории
с. Новокраюшкино
2014 год
История средних веков
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом годового календарного учебного графика МКОУ «Новокраюшкинская оош» на основании:
Программы для общеобразовательных учреждений. «Всеобщая история» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2008 г., авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер.,И.И. Шевченко, А.Я. Юдовская, Д.М. Ванюшкина, А.О. Сороко-Цюпа.Курс «История средних веков». и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта (основного) общего образования.
Цели:
сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
сформировать умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации, изготовление аппликаций, макетов.
На изучение истории в 6 классе учебный план МКОУ «Новокраюшкинская ООШ» отводит 68 часов, из расчета 2 часа в неделю , (34 часа на изучение истории средних веков и 34 часа – на изучение истории Отечества), что соответствует требованиям БУП 2004 г.
Программа – адаптированная, создана на основе авторской программы В.А. Ведюшкина к учебнику Е.В. Агибаловой «История Средних веков» для 6 кл. (в виду отсутствия авторской программы Е. В. Агибаловой).
Требования к уровню подготовки учащихся
      В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
Знать и понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность всемирной истории;
периодизацию всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
Содержание программы.
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 класс (34 ч)
Введение. Живое Средневековье
Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятия и образ жизни германской общины. Германские традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Разложение родового строя и усиление расслоения в общине. Выделение знати. Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов. Нашествие кочевников. Гунны и германцы.
Ослабление Римской империи и последующий её раздел под натиском .варваров. Трагическое вандальское нашествие на Вечный город. Падение Западной Римской империи. Исторический рубеж древности и Средневековья. Роль вторжения германских племён в границы ослабевшей Западной Римской империи. Территории расселения германских союзов племён на бывшей территории Западной Римской империи.
Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов.
Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом.
Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.
Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы и их последствия. Система вассалитета — феодальная лестница.
Западная Европа в IX—XI вв. Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля — его домен.
Германия в IX—XI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон I. Ещё одно восстановление древней Римской империи — Священная Римская империя. Италия и Германия.
Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Борьба англосаксов с нооманнами.
Объединение Англии в единое государство.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Служители церкви — хранители знаний и письменности. Карл Великий — созидатель и архитектор. Открытие школ Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия — книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.
Византия при Юстиниане
Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Византия — единое монархическое государство.: Император - правитель новой империи.Византия Юстиниана. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии. Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.
Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви;
славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси
Тема 3. Арабы в VI—XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Мухаммед — проповедник новой религии. Возникновение ислама. Хиджра. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом..Арабский халифат. Халиф — заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения.
Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами.
Тема 4. Феодалы и крестьяне
В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.
Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. ,Изменение культуры европейцев i Развитие торговли Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе.
Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства.
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост
влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу.
Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены.
Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана П. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Объединение мусульман перед угрозой далшейших завоеваний крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвёртый крестовый поход. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и
крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии.
Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан —- трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д'Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д'Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Чёрная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: её победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлер.а в Англии. Итоги и значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти в Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцве-тие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.
Тема 8. Германия и Италия в XII—XV вв.
Усиление власти князей в Германии. Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Завоевание полабских и поморских крестьян. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Ослабление внутренних связей между княжествами. От династии Люксембургов к династии Габсбургов: утрата учреждений и авторитета имперской власти. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии.
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Византийская империя — потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове.
Битва на Косовом поле. Вторжение в Болгарию.
Падение Византии Завоевание турками-османами эсмановБалканского полуострова.
Тема 10. Культура Западной Европы в XI—XV вв.
Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Поло. Возникновение университетов. Развитие светской культуоы. Развитие знаний о природе.Роль философии в средневековую эпоху.
Средневековая литература и искусство. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Рыцарская литература.Городская литературам. Данте
Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образцы средневекового изобразительного искусства — памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных» Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты — Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековый Китай. Империя Тан — единое государство. Император — «Сын неба». Население страны — подданные одного господина — императора. Подчинение соседей власти империи. Развитие феодальных отношений. Торговые связи. Захват чиновниками,военными государственных земель Империя Сун в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и развитие городов. Художественные ремесла. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Образование и научные знания. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись.
Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщённость народов Индии. Единое культурное наследие древности как основа единства государства в эпоху Средневековья. Установление феодальных отношений. Государственная и местная власть. Раджи. Индуистская религия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества.
Государства и народы доколумбовой Америки. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение ро-доплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Достижения в хозяйстве, изучении природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки- Освоение Африки европейцами. Наследие Средних веков в истории человечества.
Тематическое планирование
курса «История средних веков». 6 класс. (34 ч).
№№ Название темы Кол-во часов
1. Введение. 1
2 Раздел 1.Раннее Средневековье 10
3 Раздел 2 Расцвет Средневековья 13ч
4 Раздел 3. «Осень» Средневековья 6 ч
5 Раздел 4. Вдали от Европы. 3 ч
6 Контрольно-обобщающий урок по всему курсу «История средних веков» 1 ч
Итого 34
Формы контроля: текущий контроль, итоговая контрольная работа, тест.
Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии:заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Критерии оценивания ответов в форме тестирования:
«отлично» - 80% - 100% правильных ответов
«хорошо» - 70%-79%
«удовлетворительно» - 60%-69%
«неудовлетворительно» - 50% и менее
Учебно-методический комплект: СС
Литература для обучающегося:
Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. М.,- Просвещение 2010г.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2010.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2009.
– Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I, II части;
Методическая литература для учителя:
Учебник: История Средних веков для 6 класса Агибалова Е.В., Донской Г.М. - М.: Просвещение 2008г.
Петрович В.Г.. Петрович Н.М. Уроки истории. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
– Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 1990;
– Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. – М.: МИРОС, 1995;
– Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. – М.: Экзамен, 2006.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Компьютер
Проектор
Электронное средство учебного назначения. История искусства.
Библиотека электронных наглядных пособий. Мировая художественная культура
Учебное электронное издание. Всеобщая история. 6 класс.
Библиотека электронных наглядных пособий. Мировая художественная культуры.
Календарно – тематическое планирование по истории средних веков 6 класс (34 часа)
№ урока Перечень разделов, тем Кол-во часов Количество и темы контрольных работ Методическое, технологическое и дидактическое обеспечение ПОДата проведения
Введение. Живое Средневековье. 1 ч. 2 1 Что изучает история Средних веков? 1 Линия времени
карточка Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.) 5 ч 2 Древние германцы и Римская империя. 1 Презентация «Древние германцы», Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории средних веков 3 Королевство франков и христианская церковь в VI – VIIIв.в. 1 Карта «Франкское государство».
4 Возникновение и распад империи Карла Велико
го. Феодальная раздробленность. 1 Карта «Раздел империи Карла Великого».
5 Западная Европа в 9 – 11 веках. 1 Историческая карта «Европа в конце IX–XI в.». 6 Культура Западной Европы в раннее Средневековье. 1 Презентация « Культура Западной Европы в раннее Средневековье» Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.
Византия при Юстиниане
3 ч. 7 Борьба империи с внешними врагами. 1 Историческая карта «Византийская империя в IV–XI вв.» 8 Культура Византии. 1 Энциклопедия 9 Образование славянских государств 1 Историческая карта Тема 3. Арабы в 6 – 11 веках 2 ч 10 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. 1 Фото мечети в г. Барнауле. Историческая карта «Арабы в 6 -11в)11 Культура стран Арабского халифата. 1 Презентация Культура стран халифата. Тема 4. Феодалы и крестьяне 2 ч 12 В рыцарском замке. 1 Электронное издание «Всеобщая история». Интернет-ресурсы 13 Средневековая деревня и ее обитатели. 1 Тестовое задание «Средневековая деревня и ее обитатели» Презентация «Средневековая деревня». Карточки: барщина, оброк, натуральное хозяйство
Тестовое задание Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
2ч 14 Формирование средневековых городов 1 Презентация «Ремесло в средневековом городе». Хрестоматия по истории Средних веков 15 Горожане и их образ жизни 1 Презентация «Борьба городов с сеньорами» Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы. 2ч 16 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики 1 Учебное электронное издание. Всеобщая история 6 класс 17 Крестовые походы 1 Историческая карта «Крестовые походы в XI–XI вв.»; презентация Крестовые походы» Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)
6 ч. 18 Как происходило объединение Франции. 1 «Англия и Франция в XI–XIV вв.». 19 Что англичане считают началом своих свобод 1 Электронное издание «Всеобщая история. 6 класс». 20 Столетняя война 1 Презентация, 21 Крестьянские восстания во Франции и в Англии. 1 Презентация, 22 Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.1 Презентация, «Англия и Франция в XI–XIV вв.». 23 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. 1 Презентация, Тема 8. Германия и Италия в XII—XV вв. 2 24 Усиление власти князей в Германии. 1 25 Расцвет итальянских городов. 1 Интернет-ресурсы. Презентация Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. 2 ч 26 Гуситское движение в Чехии 1 Историческая карта 27 Завоевание турками-османами Балканского полуострова. 1 Историческая карта Тема 10. Культура Западной Европы в XI—XV вв. 3 ч 28 Образование и философия. 1 Интернет-ресурсы. Презентация 29 Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. 1 Интернет-ресурсы. Презентация 30 Научные открытия и изобретения 1 Интернет-ресурсы. Презентация Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века 3 ч 31 Средневековый Китай. Индия. Государства и культура. 1 Электронное издание «Всеобщая история. 6 класс». Интернет-ресурсы. 32 Государства и народы доколумбовой Америки 1 Электронное издание «Всеобщая история. 6 класс». 33 Африка 1 Электронное издание «Всеобщая история. 6 класс». 34 Наследие Средних веков в истории человечества.
1 Лист внесения изменений
По предмету___________________________
Учитель ______________________________
Дата внесения изменений Характеристика изменений Реквизиты документа, которым закреплено изменение Ф.И.О. сотрудника, внесшего изменения, причина