Групповая работа младших школьников на уроках в начальной школе как одно из направлений работы с одаренными детьми


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Иркутска
средняя образовательная школа №15
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Групповая работа младших школьников на уроках в начальной школе как одно из направлений работы с одаренными детьми».
Современное общество, современная система образования сталкивается с тем, что появилось немало учащихся, умственные способности которых сильно отклоняются от средних показателей: от низкого уровня развития до высокого уровня одаренности. В связи, с чем возникает потребность в создании новых подходов в работе, программ развития потенциала каждого ребенка в условиях урока.
Скажу банальные вещи: «Несомненно, работать с одаренными детьми нужно, потому что от этого зависит будущее нашей страны, ее престиж на мировой арене. Разве мы не гордимся, когда видим на пьедестале наших лучших спортсменов, певцов, музыкантов и т.д., при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! И не только со страной, а и с той территорией, где человек проживает или где его корни! Достичь максимального уровня развития каждый одаренный ребенок имеет право, никто у него этого права не может отнять! Вопрос в другом, а есть ли у всех одаренных детей равные ресурсы, чтобы осуществить это право? Если учителя, а тем более родители не видят в ученике одаренности, а считают его в лучшем случае чудаком! Да и есть ли в муниципальных управлениях образования ресурсы (финансовые, педагогические, родительские), чтобы разглядеть одаренность и не только поддержать, но и развить?»
Сошлюсь на Владимира Николаевича Дружинина: «Потерять интеллектуальных и творческих детей для страны страшнее, чем потерять 100 миллиардов долларов. С умными вы сможете договориться, они вам помогут эти доллары заработать. С дураками договориться и работать не удастся никогда».
Целенаправленная работа с одаренными детьми просто необходима хотя бы по той простой причине, что не будет костра, если его не поддерживать. Любая детская одаренность нуждается в развитии, поддержке, в деятельности.
В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. Учитель должен верить, что каждый его подопечный одарен, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть – имеющие склонность к обобщению, есть прирожденные исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарен больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одаренности детей.
В современной зарубежной школе, во многих высших учебных заведениях, а так же в лицеях и гимназиях нашего города в настоящее время существует такая форма работы с одаренными детьми, как лаборатории.
Что можем мы, учителя начальных классов, взять на вооружение? Что такое лаборатория? Это место, где работает группа детей над решением одного вопроса, т.е в условиях урока мы тоже можем организовать такие мини – лаборатории, организуя работу в группах.
Преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять и сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую деятельность учащихся.
Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. Бывая на уроках, я много раз обращала внимание на то, как непродуманно комплектуют педагоги группы во время лабораторных и практических работ. Если работа парная, то в эту пару, как правило, включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности, или по разнородности учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников. Сразу же отметим , что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, несформированность познавательного интереса, отсутствие лидера – все это приведет к каким-либо положительным результатам. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в разнородной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Правда, есть опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».
А какова численность групп? В одном исследовании изучался вопрос, как влияет количественный состав на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность. Так вот выяснилось, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четное или нечетное является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходят к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.
Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:
*Объяснение цели предстоящей работы.
*Разбивка учащихся на группы.
*Раздача заданий для групп.
*Контроль за ходом групповой работы.
*Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
*После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.
Для мировой педагогики характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, входе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Перемены, происходящие в мировой школе, не могли не коснуться и организационных форм обучения. Мировой тенденцией в этом вопросе является переход в рамках классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым видам работы. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.
Ноябрь 2013 г.
Учитель начальных классов: Алферова И.С.