Сказкотерапия как одна из форм работы с детьми с ОВЗ


Сказкотерапия как одна из форм работы с детьми с ОВЗ
Ежеченко Я.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 28» г. Белгорода
C каждым годом в общеобразовательных учреждениях появляется всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы.
Это и часто болеющие дети, и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью.
В школах всплывает всё больше учащихся с гораздо более серьезными проблемами: ЗПР, аутизм, нарушение ОДА, глухота, слепота.
Дети с ОВЗ, как никто другой, нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт.
В обществе происходит понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Формируется установка - к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Появляется задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Оно направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование.
Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Работа с детьми с ОВЗ как никакая другая требует от педагога отдачи сил и внимания, и сказкотерапия является, на мой взгляд, наилучшей формой работы с такими детьми.
Сказки воздействуют на подсознание ребенка, вызывают у него эмоциональный всплеск. Метафорические высказывания, содержащиеся в сказках, более подробно и целостно могут оказать влияние на развитие детей с ОВЗ.
Сказка учит тому, как устроен мир, что может происходить с человеком на различных этапах его жизни, с какими трудностями и препятствиями может встретиться человек и каким образом ему удается справиться с теми или иными проблемами.
Сказки способствуют передаче смысл таких ценностей, как любовь, дружба, взаимовыручка, взаимопонимание. В них происходит обучение тому, как необходимо строить отношения между людьми, где и в чем черпать силы для прощения.
Чтение народных сказок о животных помогает выбрать положительного героя и следовать его решениям, регулировать взаимоотношения между людьми и «братьями нашими меньшими»
Бытовые сказки несут в себе поучительные истории о том, как безболезненно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, учат маленьким семейным хитростям.
При неоднократном прочтении страшных сказок, в которых одними из главных героев являются старухи-ведьмы, вурдалаки, оборотни, ребенок учится по-разному моделировать и переживать стрессовую ситуацию.
На уроках возможно использование дидактических сказок, в которых по предложенной группе примеров или задаче в несколько действий, используя детское воображение, можно составить свою сказку, где герой проходит ряд испытаний и получает заслуженную награду- славу и почет.
И наконец, чисто специфические сказки, которые как нельзя лучше подходят для решения проблем детей с ОВЗ- это психокоррекционные и психотерапевтические сказки.
Психокоррекционные сказки создаются самим педагогам для решения конкретных проблем ребенка.
Для того, чтобы создать такую сказку, необходимо :
выявить проблему ребенка;
предложить замещающий выбор для решения ребенком своей проблемы ( похожий на него герой, живущий в сказочной стране, попадающий в определенную ситуацию, схожую с проблемами конкретного учащегося);
предложить развитие сказочного сюжета в определенной последовательности.
Создание коррекционной сказки является составлением своеобразного алгоритма действий, когда при отсутствии положительной динамики, мы направляем ребенка опять к началу, предлагая новые способы решения создавшейся ситуации.
Эту операцию мы производим до тех пор, пока ребенок не только не сделает правильный, корректирующий его проблему выбор, но и закрепим результат путём повторения.
Необходимо помнить, что в данном виде сказок ребенок получает возможность побыть наедине с самим собой, подумать о том, как ему поступить, и цель педагога - направить его на путь, способный решить его проблему, а не создавать новые.
Психотерапевтические сказки не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец. Задача таких сказок - заставить ребенка задуматься над проблемами жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи. Можно использовать уже существующие сказки, которые задели ребенка за живое и попытаться дать им другую концовку.
Конечно же, в процессе работы со сказками, особенно детям с ОВЗ, необходимо выплеснуть те эмоции, которые находятся у них внутри, а для этого, как нельзя лучше подходят такие формы работ, как аппликация, рисование, лепка. Ребенок, работая с тем или иным цветом, несет нам информацию о том, как взволновала его та или иная проблема и каким образом на уровне своего подсознания, он к ней относится.
Для детей с ОВЗ очень полезным может быть изготовление кукольного персонажа после прочтения какой-либо сказки. Наша задача- помочь не только ее изготовить, но и научить ребенка манипулировать данной игрушкой, наблюдая за разговором, который будет производить ребенок, снять психическое напряжение.
Манипуляции с куклами позволяют достичь более длительной эмоциональной устойчивости, приводят к развитию коммуникативных навыков, мелкой и грубой моторики. Игры с куклами помогают производить коррекцию страхов и строить профилактическую работу с ними, влияют на самосознание ребенка и его отношение к внешнему миру - а это, как нельзя лучше, способствует развитию детей с ОВЗ.
Предоставление ребенку выбора- какую куклу изготовить- красавицу с огромными голубыми глазами или дурнушку с кривым носом позволяет диагностировать внутренние скрытые проблемы ребенка. А рассказывание сказки о том, что происходило и происходит с данным персонажем, позволяет «услышать» то, что на самом деле волнует ребенка.
Прекрасным дополнением к сказкотерапии можно отнести и песочно-музыкальную терапию, когда при сотворении песочной сказки ребенок и видит то, что происходит, и слышит музыку, которая настраивает его на определенный лад восприятия сказки.
Контактируя с песком, ребенок выплескивает в жизнь свои эмоции и переживания, а педагог, находящийся рядом, может увидеть проблему, попытаться скорректировать её, провести терапевтические мероприятия.
Таким образом, использование сказкотерапии для детей с ОВЗ позволяет раскрепостить их, помочь организоваться таким образом, чтобы проблем, находящихся внутри них, становилось как можно меньше, и эти дети могли бы иметь пути для осуществления контроля над решением своих жизненных трудностей.
Литература
1.Логинова О.И. Сказкотерапия. Электронный ресурс http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html2.  Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
3.  Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.
4.  Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.
5.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.