Доклад на тему: Воспитание духовно-нравственной личности – одно из направлений работы классного руководителя


Воспитание духовно-нравственной личности –
одно из направлений работы классного руководителя
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
значит вырастить угрозу
для общества.
Теодор Рузвельт
Коренные изменения в современном российском обществе ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания учащихся. Назрела необходимость усовершенствования и организации педагогического процесса в школе в целях воспитания нравственно и эстетически развитой личности, создание образовательного пространства, развивающей среды для раскрытия, сохранения и развития духовной сферы личности.
В условиях информационного многообразия все более отчетливо и убедительно должен звучать голос добра и истинных ценностей. Нарастанию глобальных проблем, угрожающих будущему нашей планеты, мы обязаны противопоставить бережное отношение к природе, нашему бесценному культурному наследию и, прежде всего, к жизни и здоровью человека. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна и нуждается в скорейшем решении.
Как известно, младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-нравственном становлении личности. К восьми годам у ребенка закладывается 80% интеллекта взрослого человека. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, разбирается в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», то есть вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка, происходит естественный отбор нравственных ценностей (2).
Одной из главных целей школы является формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» (4).
Учитывая все вышесказанное, хочу отметить, что главную роль в процессе становления личности младшего школьника занимает школа, а именно, классный руководитель.
Я считаю, что формирование духовности и нравственности ученика происходит в школе на всех уроках, классных часах Приступая к изучению систематических курсов русского языка и литературного чтения, учащиеся еще только встают на путь оценочных суждений, и в этом следует им помочь.
Возможности этих учебных предметов особенно широки и разнообразны в силу экстралингвистических факторов, они оказывают многостороннее воздействие на ученика. Широкая панорама фактов культуры и языка русского народа представлена на этих уроках различной работой со словом и текстом, которые используются в упражнениях, диктантах, изложениях, статьях, пословицах и поговорках, которые учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет. Хочется отметить, что образцовые тексты ценны тем, что они сами собой, без вмешательства учителя, дают нравственный настрой ученику, обогащают его, возбуждают в нем добрые чувства.
Многие текстовые задачи, включенные в учебник математики, по своему содержанию также дают богатый материал для нравственного воспитания учащихся (3). На уроках математики я обращаю внимание ребят на сюжет задачи, и в процессе решения, несколько минут тратится на проведение целенаправленной беседы с учащимися.
В наибольшей мере характер духовно-нравственных взаимоотношений закрепляется и видоизменяется во внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность богата разнообразными формами деятельности и содержанием. На этих занятиях педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным, волнующих их, проблемам.
Во внеурочной деятельности учитель применяет различные формы работы: это беседа, игра, психологический тренинг, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, инсценировки, викторины, праздники, соревнования.
По моему мнению, важнейшим компонентом работы с детьми является, в первую очередь, формирование мотивации к учебе. И действительно, наиболее продуктивным средством включить ребенка в мир Школы, в мир взрослых людей является Искусство во всем его разнообразии направлений и форм. Уроки изобразительного искусства, технологии, физической культуры, классные часы, привлечение детей к посещению танцевального кружка, руководителем которого я являюсь, позволяют погрузить ребенка в сказочный мир ярких и живых образов, а глубокое нравственно-духовное содержание становится тем средством обучения, которое способствует развитию его личности в целом.
Средств воспитания бесчисленное множество: это и слова, и жесты, мимика, действия и поступки учителей, тон, способ выражения того или иного требования, отношение к ребёнку, собственное поведение. И всё это необходимо тщательно анализировать, чтобы не допустить ошибки, найти верные способы воздействия на детей.
В нашей в школе традиционно проводится ряд мероприятий, в которых мои ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: «День Учителя», «День Героев Отечества», «Широкая Масленица», «День науки», подготовка к праздничным концертам к 23 февраля и 8 марта, встречи с ветеранами ВОВ и многие другие. Ребята приобретают опыт общения с представителями разных социальных групп, других поколений, опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, а также нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Духовно-нравственное развитие предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, труду, к своим обязанностям и самому себе, и, соответственно, развитие таких качеств личности, как патриотизм, толерантность, активное отношение к действительности и ответственности (1).
Итак, начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира (4). Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации (5).
Литература
Буева Л.П. «Духовность и проблемы нравственной культуры» // «Вопросы философии». 1996 №2
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под редакцией Давыдова В.В..- М.: Педагогика, 1991.
Григорьева А.И. «Педагог в образовательной системе школы» // М., 2001.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.) // Вестник образования.-№17. – сентябрь 2009
Философский энциклопедический словарь, М., 2003, 2-ое изд.