Урок математики по теме Задачи на части

Тема: Решение задач на части .
Класс: 5
Учитель: Татаурова И. А.
УМК: Математика. 5 класс/ Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др., изд-во «Просвещение»
Место урока в системе уроков: первый урок в блоке, урок ознакомления с типологией задач
Цели урока:
познакомиться с новым типом задач;
создать алгоритм решения задач на части;
опираясь на имеющиеся в личном опыте учащихся способов действий с объектами, выделить предмет изучения, то есть преобразовать практическую задачу в учебную;
продолжить формирование умения действовать в рамках определенного предмета, анализировать, контролировать свои действия, делать выводы;
продолжить формировать умения индивидуальной и совместной деятельности;
создать условия для мотивирования изучения материала.
Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин)
Формируемые УУД

1. Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация устного счета
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
3
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
определяют тему и цель урока.
4
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Показать разнообразие заданий
Организация и контроль за процессом решения задач.
Работают в парах над поставленными задачами.
20
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
2


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
4
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
Подводит итоги работы класса в целом.
Учащиеся сдают выданные задания.
3
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
3





Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Вр
Формируемые УУД

1.Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей.
«Крупное научное открытие даст решение крупной проблемы, но в решении любой задачи присутствует крупица открытия».
Д. Пойа

Включаются в деловой ритм урока.

1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Незнайка выполнил задание по математике, которое дал ему Знайка, однако, когда Доктор Пилюлькин посмотрел решение, то сказал, что решение выполнено не верно. Проверьте, так ли это?
51:17=3
15*5-15*3=(15-15)*3=0
12*7=74
(10+43)*2=10*3+43=73

- устно выполняют предложенные задания.

Выполняют проверку действий устно, исправляют ошибки.


7
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.





Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
- учитель задает серию вопросов, необходимых для:
1) формулирования темы урока;
2) формулирования цели урока;
3) индивидуальных задач.
- Героями какой сказки являются эти герои? Кто ее автор?
(портрет)
- Какие еще произведения Н. Н. Носова вы знаете?
Прочтите отрывок из повести «Витя Малеев в школе и дома».
- Что вы можете про него сказать?
« Она ушла, а я взял задачник и стал читать задачу:
"Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?"
Прочитал я задачу, и даже смех меня разобрал. "Вот так задача! - думаю. - Чего тут не понимать? Ясно, 120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько мальчик: 120 отнять 60, тоже будет 60.
... Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задаче сказано, что девочка сорвала в 2 раза меньше орехов. Ага! - думаю. - Значит 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов." Посмотрел в ответ, а там : мальчик 80, а девочка 40.
- Позвольте! - говорю. - Как же это?! У меня получается 30 и 60, а тут 40 и 80».
Можете ли вы сейчас решить эту задачу?
Можете ли вы предположить тему урока?

Логогриф: ребус
Сначала назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(дача-задача)
Буквенный диктант:
Прибор для определения времени (Часы).
Домашний бассейн для рыб (Аквариум).
Вездеход бабы-Яги (Ступа).
1000 килограммов (тонна).
Последняя буква в слове "мышь" (Ь).
Слово - "часть".
Просит сформулировать тему урока, состоящую из полученных слов ("задача" и "часть").
Сформулируйте тему и цель урока.
Какую задачу на сегодняшний урок каждый из вас поставит для себя?
Нарисуйте на полях лесенку из 5 ступенек и отметьте на кокой из них вы сейчас находитесь.
- Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.


Отвечают на вопросы




















-Выстраивают монологический рассказ в соответствии с поставленными вопросами; формулируют тему и цели урока.
- Отвечают на вопросы




- познакомиться с новым типом задач;
- создать алгоритм решения задач на части.

4
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.- Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее



4. Изучение нового материала
Формирование представлений о решении задач на части.
Давайте решим ее.
Что необходимо сделать в первую очередь? (составить кр. запись)
Д ___
М ______ 120 орехов

А теперь попробуйте в парах решить эту задачу.
У кого получилось?
Как нужно было решить задачу?
Давайте составим алгоритм решения задач на части:
Алгоритм.
1. Найти количество частей
2.Определить вес (размер, стоимость, ) одной части
3.Ответить на вопрос задачи.

Отвечают на вопросы,


Стараются выполнить задание.


Участвуют в составлении алгоритма,
Записывают алгоритм в тетрадь
7


5.Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
- зарядка для глаз

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
2


4.Применение знаний и умений в новой ситуации
Показать разнообразие заданий
Решим задачи из учебника: №425, № 426

По одному ученику на каждую задачу, коллективное обсуждение.



Работают в парах над поставленными задачами.
-учащиеся выполняют задание,
8
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; взаимодействие учащихся в парной работе.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Умение самостоятельно применять свои знания в стандартной, но новой ситуации,
самоконтроль, самопроверка
Когда у Незнайки разболелся зуб, доктор Пилюлькин дал ему рецепт настоя для полоскания зубов и сказал, приготовить 180 грамм сухой смеси.
Рецепт приготовления настойки для полоскания рта:
Ромашка - 3 части,
Календула - 2 части,
Шалфей - 4 части.
1столовую ложку смеси залить 1 стаканом воды, настоять, полоскать рот.

Узнайте самостоятельно, какое количество ингредиентов необходимо взять.


Учащиеся выполняют решение задач у доски. Осуществляют взаимопроверку.
Само оценивание.





5
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
О чем мы сегодня говорили?
Какую цель мы поставили сегодня?
Достигли ли мы этой цели?
Все ли было понятно, все ли успели?
Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры.
А сейчас в своих тетрадях нарисуйте лесенку из пяти ступеней и отметьте, на какой ступеньке по данной теме вы сейчас оказались, поднялись ли вы по ней?.
Как достичь самой верхней ступеньки?
Закончить урок я хочу таким высказыванием: «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такого возможно. Где есть желание, найдется путь» Д. Пойа

Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

Учащиеся отвечают на вопросы
3
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация

8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения дом.задания
Запишите домашнее задание: составить и решить задачу на части.
№ 427
Учащиеся записывают в дневники задание.
2





« Она ушла, а я взял задачник и стал читать задачу:
"Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?"
Прочитал я задачу, и даже смех меня разобрал. "Вот так задача! - думаю. - Чего тут не понимать? Ясно, 120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько мальчик: 120 отнять 60, тоже будет 60.
... Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задаче сказано, что девочка сорвала в 2 раза меньше орехов. Ага! - думаю. - Значит 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов." Посмотрел в ответ, а там : мальчик 80, а девочка 40.
- Позвольте! - говорю. - Как же это?! У меня получается 30 и 60, а тут 40 и 80».

Когда у Незнайки разболелся зуб, доктор Пилюлькин дал ему рецепт настоя для полоскания зубов и сказал, приготовить 180 грамм сухой смеси.
Рецепт приготовления настойки для полоскания рта:
Ромашка - 3 части,
Календула - 2 части,
Шалфей - 4 части.
1столовую ложку смеси залить 1 стаканом воды, настоять, полоскать рот.
« Она ушла, а я взял задачник и стал читать задачу:
"Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?"
Прочитал я задачу, и даже смех меня разобрал. "Вот так задача! - думаю. - Чего тут не понимать? Ясно, 120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько мальчик: 120 отнять 60, тоже будет 60.
... Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задаче сказано, что девочка сорвала в 2 раза меньше орехов. Ага! - думаю. - Значит 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов." Посмотрел в ответ, а там : мальчик 80, а девочка 40.
- Позвольте! - говорю. - Как же это?! У меня получается 30 и 60, а тут 40 и 80».

Когда у Незнайки разболелся зуб, доктор Пилюлькин дал ему рецепт настоя для полоскания зубов и сказал, приготовить 180 грамм сухой смеси.
Рецепт приготовления настойки для полоскания рта:
Ромашка - 3 части,
Календула - 2 части,
Шалфей - 4 части.
1столовую ложку смеси залить 1 стаканом воды, настоять, полоскать рот.

Заголовок 115