Методическая статья: Использование активных методов обучения в начальной школе


МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ
«Использование интерактивных методов обучения в начальной школе»
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму
Китайская притча.
Использование в работе интерактивных технологий – веление времени.
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания.
Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и навыков, помогающих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. В связи с этим возникает необходимость изменения статуса урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Это должен быть такой урок, в котором находят комплексное решение задачи обучения, развития и воспитания младших школьников, для решения которых нужны новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, а значит, интерактивные методы обучения.
Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Стратегия интерактивного обучения – это организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:
- субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);
- многосторонней коммуникации;
- конструировании знаний учащимся;
- использовании самооценки и обратной связи;
- активности учащегося.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Использование интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре урока. Структура таких уроков состоит из пяти этапов:
1) мотивация;
2) сообщение, представление темы и ожидаемых учебных результатов;
3)актуализация знаний, предоставление необходимой информации; 4)усвоение;
5) рефлексия.
Как правило, интерактивное упражнение – центральная часть урока. Для того, чтобы преодолеть сложности использования интерактивных технологий надо помнить следующее. Интерактивные технологии требуют определенных изменений жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки, как учеников, так и педагога. Использование интерактивных технологий – не самоцель. Это лишь средство создания той атмосферы в классе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, дает возможность действительно реализовать личностно - ориентированное обучение.
Для каждого этапа урока в технологии интерактивного обучения используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:
начала образовательного мероприятия
Активно начать урок помогут методы «Улыбнемся друг другу», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны прикоснуться, улыбнуться, назвать имена своих одноклассников. Такое взаимодействие воспитывает коммуникативные качества, навыки совместной работы.
выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методики как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад» разрешают лучше понять класс и каждого ученика в отдельности, а полученный результат использовать в дальнейшем для осуществления личностно-ориентированного подхода к младшим школьникам.
Система работы по данным методикам состоит в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги цветочки, снежинки, ягодки, разноцветные листы и предлагается попробовать выразить своими словами то, что они хотели бы получить от сегодняшнего урока, обучения в целом, записав и прикрепив высказывания на определенную поверхность поляну, дерево и т. д. После выполнения учитываются и классифицируются сформулированные цели, пожелания и подводятся итоги.презентации учебного материала
Использование на уроках таких активных методик, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят учителю сориентировать обучающихся в теме урока.
Так, применяя на уроке методику «Мозговой штурм» учитель записывает на доске тему урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала.
организации самостоятельной работы над темой 
Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Инфо-карусель», «Ярмарка», «Автобусная остановка».
Например: метод «Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
релаксации
Такие методы, как «Пантомима», «Роботы», «Постройся по росту», «Земля, воздух, огонь и вода» позволят «перевести дух», активно взбодриться, повысить уровень энергии в классе.подведения итогов урока
Заканчивая урок, можно  использовать приёмы «Мухомор», «Мудрый совет», «Лестница успеха», «Комплименты», «Ромашка», которые помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Остановлюсь на методе «Лестница успеха». Учитель предлагает учащимся оценить свое участие в уроке, степень удовлетворенности общением, которое состоялось на уроке, своим вкладом в работу всей группы, в итог урока с помощью «Лестницы успеха». Учащиеся проходят к ватману с «Лестницей» и приклеивают смайлик там, где считают нужным. Полученная картина обсуждается учителем и учащимися: сколько учащихся позиционировали себя на верхней ступеньке, сколько на второй, сколько на третьей.
Применение интерактивного обучения также осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. К наиболее часто употребляемым можно отнести:
 - при фронтальной форме приёмы «Микрофон», «Незаконченное предложение»;
 - при кооперативной форме работы: работа в парах «Лицом к лицу», работа в малых группах «Карусель», «Броуновское движение»;
 - интерактивные игры: «Ролевая игра», «Драматизация»
 - технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».
     Как показывает опыт, в результате такой деятельности у учеников возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, гибкость мышления, личный жизненный опыт. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать свое мнение, сопоставлять различные точки зрения. А это, в свою очередь, стимулирует выражение своего «Я», раскрывает его творческий потенциал.
Интерактивное обучение, несомненно, является интересным, творческим и перспективным направлением педагогики.