Статья на тему Применение кейс – технологии и методики ментальной карты как способ формирования общих и профессиональных компетенций по профессии «Повар, кондитер»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Новочебоксарский политехнический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Кострова Надежда Ивановна, преподаватель профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер»
«Применение кейс – технологии и методики ментальной карты как способ формирования общих и профессиональных компетенций
по профессии «Повар, кондитер»
Подготовка конкурентоспособного специалиста в профессиональных образовательных учреждениях – одна из ключевых задач современного образования.
Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
Подготовку специалистов в профессиональных образовательных учреждениях необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте студентов. Специалиста нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В своей педагогической деятельности кроме выше сказанной технологии, решила применить методику ментальной карты. Использование ментальных карт на уроках теоретического обучения, дает больше эффективности при формировании общих и профессиональных компетенций. Ментальные карты - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века.
Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.
Мы привыкли записывать свои мысли линейно. То у такого способа есть существенные недостатки:
-записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.
В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.
Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.
Для того чтобы стать конкурентно способным специалистом, необходимо знать не только теорию, также уметь ориентироваться в различных производственных ситуациях. В своей работе убедилась в том, что применение кейс – технологии и методики ментальной карты позволяет формировать общие и профессиональные компетенции. Этому есть доказательства.
Вначале прошлого учебного года, проводя входное тестирование по кулинарии, выявили группу для проведения эксперимента. В этой группе оказалась, что многие студенты самостоятельно никогда не готовили, не знают какие столовые приборы и посуда бывает и т.д.
Итоговый мониторинг показал эффективность применения кейс – технологии и методики ментальной карты для формирования общих и профессиональных компетенций по сравнению со второй группой.
Таким образом, можно прийти такому выводу. Кейс-технология развивает активность студентов, формирует познавательный интерес, умения оценивать свои возможности, развивает самостоятельность, творчество, инициативность. Ментальная карта развивает логическое мышление, творческий подход, развивает память.
Благодаря применению кейс – технологии и созданию ментальных карт, студенты хорошо сдают дифференцированный зачет и по теории, и по учебной практике. И в будущем им легче будет ориентироваться в различных производственных ситуациях. Приобретенные знания, умения и навыки помогут сформировать общие и профессиональные компетенции, стать конкурентоспособным специалистом.
Список использованной литературы.
1. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru2. Правила создания ментальных карт в виде ментальной карты [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.stimul.biz/images/data/gallery_122.jpg