Планирование образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тематическая неделя Игры и игрушки.Сказки (по программе Мир открытий)



Тема: Игры. Игрушки .Сказки.
Социально-коммуникативное развитие
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие коммуникативных навыков
научить детей адекватно использовать невербальные средства
общения (жесты, мимику), регулировать темп речи и силу голоса,
использовать разнообразные интонации.
1.« Хоровод сказочных героев» ( В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников» )
Цель:
- развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности.
2. «Колобок» ( В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников»)
Цель:
- развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.
3. « Сказочные зайцы» ( В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников»)
Цель:
- развитие воображения ,наблюдательности, выразительности движений и речи.
4. «Выбери девочку» ( В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников»)
Цель:
- развитие произвольности, наблюдательности, воображения.
5. « Джинн» ( В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников»)
Цель:
- развитие выразительных движений, групповой сплоченности.
Познавательное развитие
Организованная образовательная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром)
«Моделирование игрушки-собаки при помощи метода фокальных объектов» (Прохорова Л.Н. « Путешествие по Фанталии»)
Задачи:
- обогатить знания детей о материал, из которых изготавливаются предметы и игрушки;
- закрепить знания о свойствах этих материалов;
- создать игрушечных собак ( изображения, образы), сделанных из разных материалов (металла, пластмассы, хрусталя, бумаги, парафина) , используя метод фокальных объектов;
- развивать критичность мышления, направленную на выявление недостатков в придуманных образах ( в игре « Хорошо-плохо»).
Познавательно-исследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) (Петерсон, Кочемасова « Раз ступенька, два ступенька» )
Тема: «Сложение»
Задачи:
-сформировать представление о сложении как объединении групп
предметов ;- познакомить со знаком « + »;
- закрепить знание свойств предметов.
Конструирование
«Как люди создали театр кукол» ( И.Лыкова « Конструирование в детском саду»)
Задачи:
- расширять представление о театре кукол и его видах;
- вызвать интерес к созданию персонажей и декораций пальчикового театра из мягкой проволоки и фольги;
- продолжать знакомить со способом каркасного конструирования;
- развивать эстетическое восприятие , творческое воображение ,ассоциативное мышление , выразительность речи, способность к импровизации;
- воспитывать устойчивый интерес к конструированию , желание создавать своими руками театрально-игровое пространство, заботиться о малышах и радовать их пальчиковыми играми, подарками, спектаклями.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Опыт «Фартук для Почемучки» (под ред. Л.Н.Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»)
Цели:
- способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца, мешковины;
-поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы;
-расширять словарный запас детей , обогащая словами болонья, капрон, ситец, мешковина;
-развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи;
-воспитывать аккуратность при работе с водой.
Дидактическая игра « Отгадай предмет» ( О.В.Дыбина «Рукотворный мир)
Цель:
- научить детей отгадывать предмет с помощью описания признаков
Дид.игра «Ленточки», « Письмо другу» (Л.И Тихонова, Н.А.Селиванова
« Математика в играх с лего-конструктором»)Цель:
-формирование у детей правильного представления о величине и умения сравнивать предметы как визуально, так и путем наложения или прикладывания предмета к другому;
-формирование у детей правильного представления об окружающих предметах пространства, умения различать геометрические фигуры, развитие наблюдательности.
Дид.игра « Угощения для друзей» ( Методические рекомендации к игровому комплекту миниларчик)
Задачи:
- закрепление понятия о составе числа;
Конструирование из снега на прогулке « Как снег превратился в надежную крепость» ( И.Лыкова « Конструирование в детском саду»)
Задачи:
- создать условия для художественного экспериментирования со снегом;
- расширять опыт творческого конструирования в свободном сочетании природного и бытового материала;
- вызвать интерес к конструированию снежной крепости;
- уточнить понятие о базовой конструкции «стена»;
- продолжать знакомить со структурой деятельности, учить планировать последовательность действий и распределять объем работы в коллективной постройке;
- развивать восприятие, творческое воображение, пространственное мышление, способности к продуктивному взаимодействию и общению;
- воспитывать активность, инициативность, устойчивый интерес к конструированию , желание участвовать в оборудовании прогулочной площадки- создавать красивые и необычные композиции из снега.
Речевое развитие
Организованная образовательная деятельность
Коммуникативная деятельность (развитие речи)
Составление сюжетного рассказа по набору игрушек (О.С .Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»)
Задачи:
-связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествовательный диалог;
-словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов самостоятельно;
-звуковая культура речи :учить различать на слух звуки [с]- [сь] ,[щ] в словах ,четко произносить слова с этими звуками .
Восприятие художественной литературы
Чтение нанайской сказки «Айога».Анализ пословиц ( О.С.Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»)
Задачи:
- познакомить детей с калмыцкой сказкой;
-учить эмоционально воспринимать образной содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов ,идеях, языке двух сказок.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1.Составление рассказа по картинкам « Больная белочка» ( О.Ушакова « Придумай слово»)
Цель:
-формировать умение соблюдать логическую последовательность при составлении рассказа по картинкам
2.Дид.игра « Копилка слов»
Цель:
- активизировать в речи детей существительные ,глаголы и слова-признаки по теме.
3. Чтение рассказа Н.Носова «На горке» (О.С .Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»)
Задачи:
-учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.
4. игра «Шнур-малыш»
Цель:
- закрепление умения продевать шнурок под диктовку воспитателя в определенной последовательности; развитие моторики, внимательности.
5.игра « Конструктор букв»+ интерактивное приложение
Цель:
- развитие умения работать по схеме.
6.Игра «Назови правильно» ( Методические рекомендации к игровому комплекту миниларчик)
Задачи:
- формирование у детей умения составлять предложения с простыми предлогами перед , после, между.
Художественно-эстетическое развитие
Организованная образовательная деятельность
Изобразительная деятельность (лепка ) «Наши любимые игрушки» (И.А.Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду»)
Задачи:
- учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей);
- учить планировать свою работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки;
- инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки).
Изобразительная деятельность (рисование)
« Лиса-кумушка и лиса-голубушка» (И.А.Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду»)
Задачи:
- учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев;
-вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительными средствами;
-познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное , изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами;
- развивать композиционные умения (показывать расположение персонажей и предметов в пространстве).
Изобразительная деятельность (художественный труд)
«Пряничные человечки» -тестопластика по народным мотивам (И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»)
Задачи:
-расширить опыт работы с тестом;
- познакомить со старинной технологией изготовления пряничных человечков и других фигурок силуэтным способом ( с помощью лекала);
Продолжать учить работать с тестом: замешивать, раскатывать скалкой, создавать фигурки человечков (птичек ,рыбок) с помощью лекала, украшать глазурью;
- развивать интерес к истории и традициям национальной культуры;
- воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять или привносить семейные традиции, отвечающие национальным ( домашняя кухня, праздники).
Изобразительная деятельность (аппликация)
« Нарядные пальчики» (И.А.Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду»)
Задачи:
- учить детей вырезать из бумаги персонажей пальчикового театра;
- закреплять способ вырезания из бумаги, сложенной вдвое;
- вызвать интерес к обыгрыванию фигурок в мини-спектакле пальчикового театра по содержанию знакомых песенок и потешек;
- воспитывать эстетические эмоции и чувства.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
« Любопытная змейка» » ( Методические рекомендации к игровому комплекту миниларчик)
Задачи:
-развитие графических навыков.
2.Слушание музыки П.И. Чайковский « Детский альбом» («Больная кукла» , «Марш оловянных солдатиков»).
Задачи:
- воспитывать устойчивый интерес к музыке, развивать эмоциональнуюотзывчивость на музыку, развивать музыкальный вкус.
4.» Игрушки из коробочек»( О.В.Дыбина « Творим, изменяем, преобразуем»)
Цель:
-научить детей проявлять умелость, творчество, самостоятельность в процессе создания игрушек, видеть пути творческого преобразования предметов.
5. « Путешествие в сказку» ( Г.М.Бондаренко « Развивающие игры в ДОУ» стр.74)
Цель:
- учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки ,интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок, используя структурно-логическую схему;
- развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, творческому воображению.
6. «Отгадай загадки»
- учить детей отгадывать загадки.
Физическое развитие
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Эмоциональное благополучие
- содействовать укреплению эмоциональных связей между детьми и их родителями.
Формирование культурно-гигиенических навыков
- способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических правил.
Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни правилах безопасного поведения
- формировать потребность в бережном отношении к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни.
ОРУ
- расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений;
- вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей в процессе выполнения физических упражнений: правильно оценивать свои силы, мобилизовать их адекватно поставленным целям.
Подвижные игры
«Кто скорее добежит до флажка» (картотека)
Цель: учить детей бегать с одной стороны площадки на другую, преодолевая препятствия. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений.
«Хитрая лиса» (картотека)
Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту
«Гуси - лебеди» (картотека)
Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.
Спортивные игры
«Найди себе пару» (картотека)
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, по сигналу находить себе пару. Закрепить разные виды бега. Воспитывать чуткое отношение друг к другу.
Прогулки
(И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду»)
Понедельник-Прогулка 1 (стр.37)
Вторник- прогулка 2 (стр.38)
Среда - прогулка3 (стр.38-39)
Четверг - прогулка4 (стр.39-40)
Пятница - прогулка 5 (стр.40-41).


Взаимодействие с семьями воспитанников
Тема Примерное содержание Форма Ответственный
Игры. Игрушки.
Сказки. - привлечение к изготовлению игрушек из бросового материала
-привлечь родителей к сбору старых игрушек для создания мини-музея
-приобщение детей и родителей к изготовлению рукописных книг
- привлечение родителей к совместной работе с детьми
- выявление семейных интересов
- привлечь родителей к проведению мастер-класса
привлечение родителей к совместной работе с детьми
-приобщение семей воспитанников к театральному искусству Конкурс « Фантастическая игрушка»
Мини-музей «Игрушки в которые играли мамы и папы»
Книжки-самоделки
« Моя любимая игрушка»
Семейные газеты « В какие игры играют дети разных стран?»,
« Игры нашей семьи»
Семейная игротека (презентация игр,придуманных всей семьей»
Фотостенд « Моя коллекция кукол», « Сувениры», « Такие кошки» ( представление семейных коллекций)
Гость группы- мастер глиняных игрушек и кукол-пеленашек.
Изготовление куклы барыни и куклы-пеленашки.
Семейные мультимедийные презентации « Народные игрушки», «Что было до…», « Как появилась кукла?» и т.д.
Домашний театр
( представление семьями разных сказок) воспитатели
Январь
Гимнастика для глаз (картотека)
«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
 (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)

Дыхательная гимнастика (картотека)
«Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны,
на выдох - опустить вниз с произнесением длинного
звука «г-у-у-у».
«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,  Лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)  Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх
(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака
(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю
(круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.
Пальчиковая гимнастика (картотека)
«Гномики – прачки».
Жили – были в домике Дети сжимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.
Токи – рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.
Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки. Мики умница был, Всем водичку носил. «Наша обувь»
Посчитаем в первый раз, Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.
Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки.