Повышение профессиональной компетенции педагога как условие повышения качества образования


И. С. Клименко, научный руководитель
Е. В. Кривченкова «Костанайский государственный
педагогический институт»,
Костанай, Казахстан
I. S. Klimenko, scientific director
“The State Pedagogical
Institute of Kostanay»
Kazakhstan, Kostanay
Krivchenkova E. V.
E-mail: iskl@bk.ru, elenak899@gmail.comПовышение профессиональной компетенции педагога как условие повышения качества образования
Enhancing the professional competence of the teacher as
condition for improving the quality of education
Аннотация.
В статье раскрываются особенности профессиональной компетентности педагога в современном меняющемся мире, о повышение профессиональной компетентности учителя в школе через активное обучение в Центрах педагогического мастерства, прохождение Программы уровневых курсов, раскрытие идей Программы.
Abstract. The article describes the features of the professional competence of the teacher in today's changing world, to enhance the professional competence of the teacher in the school through active learning centers pedagogical skills, the passage of the program of level courses, the disclosure of the ideas of the program.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессионализм, компетентность, учитель нового формата, Программа Центра педагогического мастерства, коучинг, коуч, Lesson Study.
Keywords: professional competence, professionalism, a teacher of the new format,
The program of the Center for pedagogical skills, coaching, coach, Lesson Study.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования в Республике Казахстан – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, способного воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
В настоящее время в Республике Казахстан формируется социальный заказ на подготовку учителя, который должен быть инициативным, творческим, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения в профессиональной деятельности в современной школе.
Эффективность любых преобразований и реформ в сфере образования непосредственно зависит от того, насколько к ним подготовлены педагоги. Неслучайно вопросы их профессиональной компетентности и профессионализма педагога являются объектом исследований и публикаций известных психологов и педагогов [1].
Под профессионализмом «понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях» [1.с. 26]. Профессиональная компетентность педагога – составляющая его профессионализма, которая может быть определена как «многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний … и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания)» [1, с. 28].
Справедливым является утверждение, что «понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом - это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата» [1, с. 29].
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Чтобы быть востребованным в этом, так стремительно меняющемся мире, человеку нужны не только знания, нужны умения и навыки, которые помогут ему стать успешным профессионалом, полезным членом общества. Поэтому на современных учителях лежит большая ответственность - дать универсальные знания, развить умения и навыки, необходимые ученику XXI века: умение применить имеющиеся знания, умение работать в команде, критически мыслить, рефлексировать свою деятельность, самообразовываться.
Профессионально – компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, носителя новейших знаний и технологий. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию, готовности к педагогическим инновациям напрямую зависят результаты социально – экономического и духовного развития общества.
Современная трактовка профессиональной компетентности учителя носит интегративный характер и понимается как:
- совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда;
- комбинация личностных качеств и свойств;
- проявление единства профессиональной т общей культуры;
- комплекс профессиональных знаний и профессионально – значимых личностных качеств.
Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов.
Новые данные свидетельствуют: чтобы быть успешным в современном информационном обществе, учителя должны участвовать в более мощных формах активного конструктивистского обучения, которое развивает понимание и независимость. Учителям необходимо усвоить новые педагогические формы, чтобы они смогли осуществлять мониторинг и эвалюацию своей педагогической деятельности. Педагоги, как лидеры обучения, должны создать сообщества эффективной практики, в которых непрерывное профессиональное развитие перейдет на более высокий уровень и станет частью рабочего дня [3, с. 59].
Каким должно быть образование? Чему учить детей? Каким должен быть учитель? Что нас ждет впереди? Что, вообще такое школа? Что я могу сделать, чтобы наша школа и мои учителя стали лучше? Что учитель знает о своей школе? Не как об организации, в которой он работает?
Школа, как пространство, где ребенок переживает очень много разных ситуаций: переходя от одного учителя к другому, если учитель мало знает, то как он может быть успешным в своей практике? Что учитель знает о себе: какой он аналитик, какой он лидер, какой потенциал содержится в нем, какие педагогические инновации помогут стать ему виртуозом своего дела, если ответ учителя недостаточен, как он может быть удовлетворен своей практикой, как он может развиваться дальше.
Сегодня новое время, новая точка отсчета.
Как сказал Дж. Дьюи, учитель – «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Думающий, рефлексирующий, это не просто характеристики современного учителя, это ожидаемые результаты Программы трехуровневых курсов Центра педагогического мастерства. Программа, направленная на профессиональное совершенствование учителя, обеспечение учителей знаниями и практической готовностью к организации процесса обучения, способствующего формированию у учащихся самостоятельного обучения, саморегуляции.
Исходя из этого, во многих странах сейчас идет пересмотр образовательных систем. Казахстан – не исключение. Модернизация системы среднего образования в нашей стране касается не столько содержания образования, сколько профессионализма учителя.
В настоящее время в Казахстане для повышения педагогического мастерства учителей на уровне международных стандартов реализуется программа, основанная на качественно новом подходе к повышению квалификации учителей общеобразовательных школ. Программа создана совместно с Кембриджским университетом и включает в себя обучение по семи модулям. Основная задача Программы – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. В основу курсов положена идея непрерывного профессионального развития учителя в условиях интеграции казахстанского образования в мировое образовательное пространство [2, с.148].
Центр педагогического мастерства в реформированной Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан представляет новые идеи трехуровневой подготовки учителей школ, работающих в качестве лидеров в классах.
Следовательно, образование для XXI века должно включать более полное обучение критическому мышлению, умению работать в сотрудничестве и решать проблемы. Чтобы произошли такие изменения, требуется активное участие директоров, а также более компетентные эффективно работающие учителя в школе [2, с.52].
Автор статьи, как администратор школы и студентка - заочница стремилась попасть на курсы обучения по данной Программе. Прохождение курсов позволило лучше понять роль современного руководителя в деятельности образовательного учреждения, осознать необходимость постоянного самосовершенствования как личности, как профессионала и изучения потребностей/возможностей педагогов, оказания им поддержки в профессиональном развитии, готовность и способность устанавливать социальное партнерство с родительской общественностью, вести работу в сетевом сообществе.
Модель профессиональной практики руководителя школы имеет циклическую форму. Она включает в себя критический обзор состояния преподавания и обучения в школе (это сбор информации по данному вопросу через анкетирование, опросы, интервью), реакция на изменения (определение сферы совершенствования), планирование и действие (разработка стратегий, распределение ресурсов и, конечно, реализация плана).
Могу сказать, что в нашем педагогическом коллективе КГУ «Тобольская средняя школа отдела образования Тарановского района» успешно начался и движется процесс совершенствования профессионального мастерства учителей.
Все члены коллектива ознакомлены с идеями Программы, знают приоритеты развития школы в соответствии с Планом, стараются с разной степенью успешности работать по – новому.
Для введения инноваций была создана команда развития. В нее, в первую очередь вошли уровневые учителя. Они «в потоке»: применяют новые подходы в своей практике преподавания и обучения, проводят коучинги и менторинг с коллегами. Вокруг них уже образовалась группа творческих учителей, интересующихся всем новым и прогрессивным.
Приоритетное направление развития школы было сформулировано как повышение качества образовательного процесса в школе через развитие профессиональной компетентности учителя. Сферой совершенствования педагогов является внедрение идей семи модулей Программы в уроки, взаимодействие посредством коучинга, менторинга, участия в сетевом сообществе, исследование уроков в целях повышения качества преподавания и обучения.
На что мы рассчитывали, что хотели применять на уроках методы критического мышления для организации совместной работы и повышения внутренней мотивации ученика к обучению:
учителя будут использовать групповые, парные, индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся;
учителя будут совершенствовать мастерство по 7 модулям;
родители будут проинформированы о планируемых изменениях в школе;
родители будут поддерживать внедрение новых подходов в процессы преподавания и обучения в школе;
родители будут участвовать в решении вопросов обучения и преподавания;
учащиеся будут уметь работать в команде;
учащиеся научаться определять цели урока, задавать вопросы высокого порядка.
Для определения сферы совершенствования каждого педагога, в соответствии с требованиями, проведен мониторинг профессиональных компетенций педагогических работников школы. В результате анализа итогов мониторинга компетенций команда развития пришла к выводу, что требуют развития следующие компетенции:
умение использовать в общении с коллегами и учениками электронные почты (e-mail, gmail), программы связи (Skype. ICQ. Agent и др.);
уметь использовать мультимедиа в процессе урока (использование фото, видео, аудио файлов);
способность разрабатывать критерии оценивания работы в группах и паре;
способность разрабатывать критерии оценок индивидуальной работы.
Данные мониторинга компетенций помогли коучам и менторам составить планы коучингов, темы встреч с менти, график открытых уроков, где можно обучить и продемонстрировать умение использовать компьютер при подготовке к уроку, научить использовать глобальную сеть ИНТЕРНЕТ, мультимедиа в процессе урока, разрабатывать критерии оценивания индивидуальной работы учащихся, а также групповой и парной работы.
Одной из форм, оказывающих влияние на самосовершенствование учителя, является коучинг. По мнению Майлза Дауни «коучинг – это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека». В коучинге, в отличие от наставничества, подопечный всегда сам определяет, формулирует визуализирует цель, самостоятельно определяет шаги к ее достижению. Взаимодействуя с коллегами, коуч (коуч «coach» - координирует, направляет процесс проведения коучинга) способствует росту и развитию личности, росту профессионального мастерства.
Сертифицированные учителя активно проводят менторинг (наставничество) с учителями по запросам последних: оказывают помощь в организации коллаборативной среды, в активизации групповой работы с целью развития критического мышления, разработке критериев к заданиям, в организации на уроке исследовательской беседы, работы на уроке всех учащихся, формирующего оценивания. В ходе взаимодействия менти научились рефлексировать свою деятельность, критически мыслить, проектируя урок.
Ключевой идеей изменений в школе является внедрение подхода Lesson Study для совершенствования практики преподавания и обучения. Исследование строилось на уроках из последовательной серии в соответствии со среднесрочным планированием. Постоянное взаимодействие с коучами по вопросам, возникающим в процессе подготовки Lesson Study, консультирование и поддержка учителей и наблюдателей способствовали успешному проведению исследований уроков. Рекомендации групп Lesson Study: необходимо продолжать исследование уроков с целью изучения того, как дети учатся, уделять больше времени на подготовку к проведению каждого урока, приучать учащихся к мысли о том, что наблюдение за их процессом учения необходимо для улучшения процессов обучения и преподавания.
Созданы два сетевых сообщества: «Тобольская средняя школа» на сайте «В контакте» и сетевое сообщество учителей школы «Идеал» на платформе сайта филиала института АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК и ПР по Костанайской области», которое дает возможность размещения своих файлов и пользования файлами других пользователей в библиотеке сообщества, возможность общения на форуме, в чате, участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях и др. Развивается, идет обмен опытом на других сайтах в сети ИНТЕРНЕТ. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что коллектив школы работает по – новому, изменилось отношение к процессам преподавания и обучения, педагоги научились рефлексировать свою практику.
На данный момент наша школа является опорной школой Тарановского района, с целью обеспечения сотрудничества сертифицированных педагогических кадров, а также вовлечение в процесс учителей, не прошедших обучение по уровневой Программе.
Педагоги оказывают большое воздействие на результаты обучения учеников. Следовательно, улучшение преподавания, а не просто структурные изменения, является основным для любой стратегии совершенствования. Качество преподавания неизменно связано с целями школы. Совместно, работающие команды эффективных учителей вероятнее всего будут самыми лучшими преподавателями. Практически по определению, это создает позитивную культуру работы в школе и высокий уровень профессиональной практики.
Введение в действие постоянных непрерывных возможностей для учителей изучать свои классы, а также возможностей профессионального развития, которые развивают общую практику преподавания и учения путем комбинирования теории, имеющихся данных и практической деятельности через партнерские формы исследований. Чтобы сделать возможной практическую деятельность, основанную на исследованиях, необходимы процедуры, обеспечивающие наличие формативных, непрерывных и целесообразных школьных данных (как данных оценивания, так и результатов исследований) об учении учеников, школьной успеваемости и методах, улучшающих учение и преподавание. [3, с. 62].
На учителя возлагается миссия фантастической значимости – формирование мировоззрения и мировосприятия человека. Считаю точным высказывание Н. Рериха, который отметил, что «ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель… Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы».
Список литературы.
Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога. – // Новокузнецк. – 2005 (вып. 8). – С. 26 – 29.
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства. Меняется мир – меняемся мы. - // Астана, 2014. С. 148 – 149
«Назарбаев Зияткерлir мекткптерш» ДББҰ Педагогикалық шеберлшк орталығы. Руководство для руководителей. Астана, 2013. 95 с.