Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение рассказа Н. Н. Носова Огурцы.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 18 ПОС. ГИРЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН
Конспект по ознакомлению
с художественной литературой
Чтение рассказа Н. Н. Носова «Огурцы».
Старшая группа.
Воспитатель:
С. Г. Штименко2016 г.
Цель:
- продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;
- совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;
- акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков;
- воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.
Материал:
- оформленные телеграммы;
- портрет Н. Н. Носова;
- иллюстрации к рассказу Н.Н. Носова «Огурцы».
Предварительная работа:
- познавательный рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н. Н. Носова;
- чтение рассказов Н. Н. Носова «Дружок», «Живая шляпа», «Фантазёры», «На горке», рассматривание иллюстраций к рассказам, беседы по содержанию рассказов.
Ход:
Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила телеграммы, а вот кто их отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.
Дело в том, что в телеграммах написан текст, а вот кто его написал неизвестно.
Воспитатель читает текст телеграмм, задаёт вопросы детям.
Воспитатель: «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо черное. И я его очень люблю».
Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова?
Дети: «Дружок».
Воспитатель: А кто их произносил?
Дети: Мишка.
Воспитатель: Правильно, значит, телеграмму прислал Мишка из рассказа «Дружок». А вот следующая телеграмма: «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»
Дети: Вадик из рассказа «Живая шляпа».
Воспитатель: «Горка получилась хорошая, скользкая!»
Дети: А это Котька из рассказа «На горке».
Воспитатель: «А я однажды купался в море, и на меня напала акула. А я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила».
Дети: Рассказ «Фантазеры», написал Мишутка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали названия всех
рассказов и имена героев. Кто автор этих рассказов?
Дети: Николай Николаевич Носов.
Воспитатель помещает на доску портрет Н. Н. Носова.
Воспитатель: Правильно, автора рассказов зовут Н. Н. Носов. Чем запомнились произведения Н. Н. Носова? Какие у него рассказы? 
Дети: Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.
Воспитатель: О ком и писал Н. Н. Носов?
Дети: О детях.
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новым рассказом Н. Н. Носова. А как называется рассказ, вы скажите сами, как только отгадаете загадку.
Летом в огороде – свежие зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
Дети: Огурцы.
Воспитатель читает рассказ, в процессе чтения помещает на доску иллюстрации.
После чтения проводится беседа по содержанию рассказа. Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Кто главные герои рассказа?
- Где живут дети: в городе или в деревне?
- Куда отправились дети?
- Куда забрели дети на обратном пути?
- Что делали мальчики на колхозном огороде?
- Как отнеслась мама к тому, что Котька пришёл домой с огурцами?
- О чём думал Котька, когда нёс огурцы обратно?
- Что Котька сказал сторожу?
- В каком настроении Котька возвращался домой?
- Почему на душе у Котьке было радостно?
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» Воспитатель называет поступки героев рассказа Н. Н. Носова «Огурцы», дети оценивают их, поднимая и опуская большой палец в кулаке.
- Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.
- Мальчики забрались в колхозный огород.
- Мальчики убежали от сторожа.
- Павлик подумал, что ему достанется от мамы и отдал огурцы Котьке.
- Котька рассказал маме, где взял огурцы.
- Мама отправила Котьку к сторожу.
- Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс.
- Котька подумал: «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!»
- «Дедушка, я принёс огурцы обратно,» - произнёс Котька.
- Котька сказал: «Павлик брал и я взял»
- Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
Воспитатель: Ребята, в народе говорят: «Не тобой положено, не тобой возьмётся» Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Нельзя брать чужого.
Воспитатель: Кому из героев рассказа нужно так сказать?
Дети: Павлику и Котьке.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выложить пирамиду добра. Подумайте и скажите, что вы хотите пожелать Котьке, Павлику, и самим себе.
Дети по очереди говорят пожелания, кладут ладонь и выстраивают
пирамиду.
- Быть честным.
- Быть трудолюбивым.
- Быть смелым.
- Быть умным.
- Быть порядочным.
- Быть здоровым.
- Быть справедливым.
Воспитатель: Ребята, наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся.