Из опыта работы ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО.


Организация исследовательской деятельности
на уроках истории в рамках реализации ФГОС ООО.

Войнова Галина Владимировна
учитель истории, обществознания и права
МБОУ «СОШ № 15 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области

«Самостоятельность головы учащегося – единственно
прочное основание всякого плодотворного учения». К. Д. Ушинский
В последние годы в педагогической среде получили развитие идеи построения учебного процесса на основе исследовательской деятельности, что позволяет формировать творческие и мыслительные способности учащихся и развивать универсальные учебные действия. Данная тема приобретает особую актуальность в связи с внедрением в образовательную деятельность ФГОС, которые определяют следующие результаты формирования исследовательских умений учащихся:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать и формулировать гипотезы исследования о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, раскрывать замысел – сущность будущей деятельности;
• планировать исследовательские работы и выбор необходимого инструментария;
• самостоятельно проводить исследование с целью проверки гипотез, на основе применения методов наблюдения и эксперимента и поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать активными участниками учебного процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, развивать умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.
В 2012-2013 учебном году наше учебное заведение в качестве 5 пилотных школ Энгельсского муниципального района Саратовской области приступило к внедрению федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в основной школе. В качестве УМК по истории нами были выбраны учебники ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ».
Рассмотрим возможности использования данных УМК при организации исследовательской деятельности на уроках истории. 
Считаю, что вовлекать учащихся в научно-исследовательскую деятельность необходимо поэтапно и УМК ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» активно этому способствует.
Так в 5 классе уже при изучении пропедевтического курса «Введение в историю» под редакцией А. Н. Майкова начинается формирование исследовательских умений учащихся. Это работа с археологическим материалом (в виде иллюстраций), с учебными картинами, что дает возможность составлять рассказы, искать ответы на поставленные вопросы. Особо хочется отметить, что автор учебника делает упор на личный социальный опыт ребенка. Учебник и рабочая тетрадь содержат задания такого типа:
• сохранились ли у вас дома старинные полотенца, скатерти, одежда с орнаментом? Узнайте, кто его вышивал. Познакомьтесь в краеведческом музее с одеждой народов, населяющих ваш край. Узнайте, как назывались различные детали национальных костюмов (§6 «Наука о народах и наука о прошлом», с. 68);
• задумывались ли вы, что означает ваше имя? Знаете ли вы, почему именно это имя дали вам родители? (§7 «Знать своих предков – знать историю», с. 79);
• составьте родословную своей семьи. К ее выполнению привлеките родителей, побеседуйте с родственниками. Организуйте работу по сбору материалов «Из истории моей семьи». Учтите, это работа на долгие годы (§7 «Знать своих предков – знать историю», с. 78);
• на с. 7 учебника помещена репродукция картины художника А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Используя дополнительные источники информации, ответьте на следующие вопросы: что произошло, где произошло, когда произошло? (рабочая тетрадь, задание 7, с. 4 к §1 «Что изучает история?»);
На мой взгляд, познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью умения работать с печатным текстом. Поэтому, учащиеся 5 классов работают с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. УМК Т. П. Андреевской, М. В. Белкина, Э. В. Ваниной «История древнего мира» даёт возможность педагогу организовать разные формы исследовательской деятельности на уроке:
• опишите, как работал ткацкий станок (§4 «Человечество на пути к новому обществу», с. 21);
• по каким признакам можно определить, что изображенный на иллюстрации бог Хапи является богом Нила? (§5 «Образование государства в долине Нила», с. 28);
• используя карту, расскажите о природных условиях Двуречья. Какой хозяйственной деятельностью могли заниматься здесь люди? (§11 «Шумер и Аккад», с. 59);
• рассмотрите изображение македонской фаланги. Какие преимущества в бою давало такое построение? (§36 «Греция и Македония в IV в. до н. э.», с. 189);
• внимательно рассмотрите реконструкции Фаросского маяка. Сравните их с описанием маяка и докажите, какая из них соответствует оригиналу (§38 «Александрия Египетская», с. 200);
• выясните по словарю, какое значение имеет слово «инавгурация» сегодня (§40 «Рим в эпоху царей», с. 209).
Одна из форм работы, которая эффективно используется – алгоритмизация работы. Алгоритм позволяет поэтапно определяют деятельность ученика, самостоятельно организовать работу и добиваться необходимого результата. Огромную помощь для организации работы по алгоритму оказывают 12 памяток, расположенных на двух форзацах учебника. При систематическом использовании данного приема предполагаемый результат выражается в сформированности следующих метапредметных универсальных учебных действий:
• делать анализ нового материала;
• сравнивать новые знания с уже имеющимися;
• устанавливать логическую связь между фактами;
• обобщать материал и самостоятельно делать выводы.
Ученики расширяют свои возможности исследовательской деятельности, работая с историческими источниками. После каждого параграфа учебное пособие предлагает рубрику «Изучаем источник». Все источники небольшие по размеру, адаптированы для восприятия пятиклассников, содержат вопросы исследовательского характера.
Большой интерес у учащихся вызывает рубрика после каждого раздела «В мастерской историка», где на выбор предлагаются творческие проекты: «Первобытный зоопарк», «Сокровища Тутанхамона», «В гостях у греческой семьи», «Спартанские афоризмы и высказывания», «История Рима в крылатых выражениях», «Виртуальная экскурсия по Древнему Риму».
В 6-ом классе продолжается и совершенствуется работа по формированию исследовательских умений учащихся, только усложняются методы и приемы, меняется характер вопросов и заданий. Начинается переход от заданий, связанных с получением информации – к аналитическим, от констатации очевидных фактов – к выявлению скрытых сведений.
Хочется особо отметить, что УМК Л. В. Искровской «История средних веков» и П. А. Баранова «История России» построены в том же ключе, что и история древнего мира. Это, несомненно, является важным при преемственности курсов. Сохраняется единое оформление, рубрики, условные обозначения. Однако УМК по средним векам имеет определенную «изюминку»: в учебнике появились параграфы для самостоятельного изучения, которые позволяют учащимся исследовать дополнительный материал, расширить и углубить свой кругозор.
Особо хочется остановиться на рабочих тетрадях к учебным пособиям по средним векам и истории России, разработанных П. А. Барановым. Содержащиеся в них задания позволяют организовать исследовательскую деятельность на уроке как индивидуально, так и в парах, группах, что делает данный процесс более эффективным, а так же продолжить исследовательскую работу при выполнении домашнего задания:
• задания на сравнение: нахождение общих и отличительных черт;
• задания творческого характера: тексты с ошибками, шифрограммы, матрицы слова, загадки, криптограммы, открытые и скрытые кроссворды;
• работа с различными типами письменных источников;
• работа с открытыми и закрытыми картами, схемами, планами;
• различные задания с иллюстративным рядом.
Практика показывает, что систематическое использование исследовательских методов работы даёт ощутимые результаты:
• усваивается алгоритм научного исследования, формируется научное мировоззрение учащихся;
• значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;
• учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, получают импульс к саморазвитию, способность к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
• формируется социальный опыт в труде и общении;
• процесс обучения строится совершенно по-другому, изменяется как роль ученика, так и роль учителя, по-новому оцениваются полученные знания.
         Необходимо отметить также и трудности в проведении исследовательской работы:
• сложность при формулировании темы, грамотной постановке проблемы, целей и задач, определении объекта, предмета и методов исследования;
• большая затрата сил и времени участников исследования;
• сложность в сочетании научности и самостоятельности в работе ученика.
         Но, несмотря на трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет большое будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, находить выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.
Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.