Рабочая программа по окружающему миру с приложением календарно-тематического планирования к УМК Школа России для 2 класса для школ ЛНР


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»





РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО ДИРЕКТОР ГБОУ СОО «СОШ №8 учителей начальных классов ________Исаева А.З.
(Протокол № 2 от 01.09.2015)

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________Гончарова Л.Д..






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
УМК «Школа России»
2-А класс








Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Игнатенко Людмила Николаевна








2015-2016 учебный год





Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС НОО, авторской программы А.А.Плешакова
"Окружающий мир"«Школа России», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, планируемых результатов начального общего образования и образовательной программы на 2015-2016 учебный год.

Цели изучения курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно -научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов от поколения к поколению и жизнеспособности общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю 68ч (34 учебные недели).

Распределение часов по разделам


п/п
Содержание учебного материала
(разделы, темы программы)
Количество часов

1

Где мы живём? Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём!»

4

2

Природа. Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода? В гости к осени. Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух И про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Проект «Красная книга, или Возьмём под
защиту»
20

3

Жизнь города и села. Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга», «Профессии».

10

4

Здоровье и безопасность. Строение тело человека. Если хочешь быть здоров Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
9

5

Общение. Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости . Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

7

6

Путешествия. Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (экскурсия). В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

18


Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:
1) формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:
1) воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) формирование уважительного отношения к Родине, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Контроль и оценка планируемых результатов.
Проверочные работы, тесты, контрольно-измерительные материалы, проекты.





Календарно-тематическое планирование


п/п
№ урока
в теме
Тема урока
Дата проведения
Примечание




по плану
по факту


«Где мы живём?» (4 ч)

1
1
Родная страна




2
2
Город и село. Экскурсия «Достопримечательности родного города»




3
3
Природа и рукотворный мир. Экскурсия «Что нас окружает»




4
4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём!» . Контрольная работа




«Природа» (20 ч)

5
1
Неживая и живая природа. Экскурсия




6
2
Явления природы.




7
3
Что такое погода?




8
4
В гости к осени. Экскурсия «Осенние изменения в природе»




9
5
В гости к осени.




10
6
Звёздное небо.




11
7
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами»




12
8
Про воздух




13
9
И про воду. Практическая работа «Свойства воды»




14
10
Какие бывают растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав.»




15
11
Какие бывают животные.




16
12
Невидимые нити.




17
13
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. »




18
14
Дикие и домашние животные.




19
15
Комнатные растения. Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями.»




20
15
Животные живого уголка.




21
16
Про кошек и собак.




22
17
Красная книга.




23
18
Будь природе другом




24
19
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Контрольная работа




25
20
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»




Жизнь города и села. (10 часов)

26
1
Что такое экономика.




27
2
Из чего что сделано.




28
3
Как построить дом.




29
4
Какой бывает транспорт.




30
5
Культура и образование.




31
6
Все профессии важны.




32
7
В гости к зиме. Экскурсия «Зимние изменения в природе»




33
8
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Контрольная работа




34
9
Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга», «Профессии».




«Здоровье и безопасность» (9 ч)

35
1
Строение тело человека




36
2
Если хочешь быть здоров. Практическая работа «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.»




37
3
Берегись автомобиля!




38
4
Школа пешехода. Практическая работа «Отработка правил перехода улицы»




39
5
Домашние опасности




40
6
Пожар




41
7
На воде и в лесу




42
8
Опасные незнакомцы




43
9
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Контрольная работа




Раздел «Общение» ( 7 ч)

44
1
Наша дружная семья




45
2
Проект «Родословная»




46
3
В школе




47
4
Правила вежливости. Практическая работа «Отработка основных правил этикета»




48
5
Ты и твои друзья




49
6
Мы – зрители и пассажиры




50
7
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»




Раздел «Путешествия» (18 ч)

51
1
Посмотри вокруг




52
2
Ориентирование на местности . Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу»




53
3
Ориентирование на местности




54
4
Формы земной поверхности. Экскурсия «Формы земной поверхности родного края.»




55
5
Водные богатства. Экскурсия «Водоёмы родного края.»




56
6
В гости к весне . Экскурсия «Весенние изменения в природе.»




57
7
В гости к весне




58
8
Россия на карте. Практическая работа «Основные приемы чтения карты»




59
9
Проект «Города России»




60
10
Путешествие по Москве




61
11
Московский Кремль




62
12
Город на Неве




63
13
Путешествие по планете




64
14
Путешествие по материкам




65
15
Страны мира. Проект «Страны мира»




66
16
Впереди лето




67
17
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Контрольная работа




68
18
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»





Перечень учебно-методического обеспечения
Окружающий мир
2-А класс
Учебно-методическое обеспечение
Название, автор, издательство, год издания

Программы
Рабочая программа по окружающему миру «Школа России»

Учебная литература
Окружающий мир 2 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений А.А.Плешаков 2016 г.
Поурочное планирование уроков окружающего мира.

Дополнительная литература
Тесты.
Интернет-ресурсы.

Оборудование
Коллекции полезных ископаемых и минералов.
Гербарий дикорастущих и культурных растений.



15