Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Парные согласные на конце слова»


Тема «Парные согласные на конце слова»
Программа «Школа 2100»
Цель урока Познакомить учащихся с новой орфограммой «Парные согласные на конце слова»
дать понятие о правиле проверки парных согласных на конце слов
Тип урока
Форма проведения
Метод работы Открытие новых знаний
Урок-суд (урок нестандартной формы)
Групповая
Умения Предметные
Минимум: Ребята должны научиться распознавать новую орфограмму;
Максимум: Уметь объяснять правописание парных согласных на конце слов; уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки; Универсальные учебные действия
Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные:
Уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение. Личностные
умение оценить свою работу и работу товарища; умение находить причину успеха работы.
Межпредметные связи
Литературное чтение
Базовая технология
Проблемно-диалогическая технология Ресурсы:
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс», 2009
Дополнительные: слайды, раздаточный материал. Инструментарий
оценки
Работа по карточкам
Примечание
Учитель заранее распределяет сильным ученикам ролевые слова, стихи для совместного ведения урока.
Технологическая карта урока «Русский язык», 2 класс.
Этапы урока Ход урока Оборудование
ресурсы
Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок – урок-суд. Чтобы работа суда была плодотворной, надо всем участникам судебного процесса быть внимательными, активными, не мешать при показаниях. Итак, прошу всех встать! Суд идёт! Объявляю состав суда:
Судья – учитель,
Прокурор – 1 группа,4ученика,
Адвокат – 2 группа,4 ученика,
Подсудимые – 3 группа,4ученика,
Свидетели- все остальные ученики (рассажены тоже по группам)
Присяжные заседатели - гости нашего урока.
Приветствуют стоя II.Актуализация знаний Судья: Чтобы найти обвиняемых, вытащите из конвертов карточку №1. Разделите их попарно!
б в г ж з пк ф ш с д т
Уважаемые свидетели, что вы можете рассказать суду об этих обвиняемых?
Это все буквы, обозначающие согласные звуки?
Итак, подсудимые сегодня - парные согласные. б в ж г д з
пф ш к т с
Свидетели рассказывают о согласных звуках
Непарные:
л м н р й- буквы звонких согл.звуков х ц ч щ- буквы глухих согл. звуков Таблица на слайде

III. Постановка учебной проблемы
Судья: запишем дату, классная работа. Списываем слова в столбик. Разберёмся в чем же дело?
- Давайте подытожим наш разговор:
Один и тот же звук обозначается на конце слова разными буквами. Почему так? Что мы должны разобрать на суде?
Уважаемый прокурор, в чём вы обвиняетепарные согласные?
- Адвокаты, вам слово!
Прокурор:
Сколько можно говорить о парных звонких и глухих согласных? Пусть все пишут так, как слышат. Замучили они детей: слышится глухой звук, но пишется либо буква звонкого согласного, либо буква глухого согласного-просто беда…Прошу посмотреть на концы слов и убедиться, после записать слова в тетрадь. (Раздаёт Карточку №2, записать в тетрадь слова)
Прокурор:Я обвиняю парные согласные в том, что при одинаковом звучании на конце слова они пишутся по-разному.
Адвокат:
Ничего странного тут нет, надо знать о чём говоришь и уметь проверять звонкие и глухие согласные на конце слов. Карточка №2
Плот - [Т] - плод
Лук- [К] -луг
Карп - [П] -гриб
Шарф -[Ф]- лев
На доске:
Что? Где? Как? Чем?
Надо проверить?

IV. Совместное открытие новых знаний Судья:
-У свидетелей есть показания, давайте послушаем
Судья: Чтобы понять, о чём говорило Правило, проведём несколько следственных экспериментов. Прошу получить следственные материалы, ознакомиться с их содержанием и выполнить в группах.
(Задания раздаются группам)
Эксперимент №1
Посмотри на образец,подумай и поставь нужную букву
(как говорим, когда нет и когда много?)
Нет Много
Лёд - льда льды
Камы__ -
Зу____-
Воло__
Огоро__-
Эксперимент №2.
Догадайся, какие слова с проверяемой согласной на конце надо написать. Напиши эти слова с однокоренными проверочными словами.
Мёд - проверочное слово: медовый
бе__-проверочное слово:
са__-проверочное слово:
ро__- проверочное слово:
перехо__- проверочное слово:
Судья:Суду пришло время отдохнуть. Прошу встать!

ФЗК игра «Покажи!».
Я называю вам слова с парными согласным на конце, а вы показываете их движениями, звуками:
Медведь, пароход, самолёт, рюкзак, кот, утюг, арбуз, глаз, сапог, обед, сапог,Судья: Свидетели, какое мнение у вас сложилось о парных звонких и глухихсогласных на конце слов?
Судья: Подсудимые, так о чём вам рассказало ПРАВИЛО?
Разыгрывают диалог:
«В одном городе жили согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл спор.
Зв.согл.
– В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука.
Гл. согл.
– Нет, не правда. Нужно писать глухую согласную.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки.
(гл. согл.)
– Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую.
-Звонкие замолчали. Ведь они не знали самого главного – правила. И на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. Только вот ПРАВИЛО это было глухонемое, поэтому никто ничего так и не понял. Так и разошлись»
Групповая работа
Проверка по образцу
Высказывают мнения
Свидетели:
Чтобы не путать звонких и глухих,
Прислушайтесь к звучанию согласных!
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
(читает наизусть)
Подсудимые рассказывают правило проверки парных согласных на конце слов.
ПРАВИЛО:
Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Например:
ДУБ – ДУБА, ДУБЫ
ОБЕД- ОБЕДА, ОБЕДЫ
МОРОЗ- МОРОЗА, МОРОЗЫ
ЗУБ- ЗУБА,ЗУБЫ
Слайд 2

Слайд 3

V. Первичное закрепление знаний Судья:прошу открыть Книгу Правил(учебник) на стр.152 и сверить ответ.
Судья:
Найдите 245 упражнение
Судья:
Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: звонкие и глухие согласные оправдать и постоянно их проверять. Подсудимые, Вам последнее слово.
Прокурор: А может, в книге правил написано по-другому?
Ученики находят, читают самостоятельно
Прокурор:
Это ещё не доказательство того, что дети знают и умеют проверять слова с парными согласными на конце слов. Прошу усложнить задание и провести последний следственный эксперимент.
Выполняют упражнение. Объясняют, какие слова подобраны неправильно и почему. Работают в тетрадях, взаимопроверка по образцу
Адвокат: Следственные эксперименты показали, что ребята теперь знают, как проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слов.
Подсудимые
Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:гласный рядом подставляйследом за согласным,и всё станет ясно
Зуб – на зубы, лёд – на льды
Будешь грамотным и ты.
Учебник «Русский язык» 2 класс
Слайд 4 Слайд 5

VI. Рефлексия Судья:
-И так ребята, выполняя сегодня задания, суд убедил в том:
Надо проверить?
Что?
где?
Как?
Чем?
Самые активные нашего заседания получают медальон «Заслуженный деятель судебного заседания»
Оценивание своей работы на шкале самооценки. Ответы по опорной схеме.


Заслуженный деятель
Судебного заседания
Урок русского языка во втором классе проводится в виде урока – суда (нестандартная форма урока).
Урок: открытие новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с новой орфограммой «Парные согласные на конце слова»
дать понятие о правиле проверки парных согласных на конце слов
Задачи:
Познакомить с новой орфограммой «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»; научить подбирать проверочные слова, формируя умение сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемых слов.
Корректировать мыслительные процессы: внимание, память, наблюдательность. Развивать связанную речь.
Закреплять умение работать в коллективе, сотрудничая друг с другом.
На уроке главная роль отведена ведущим, которые ведут урок и определяют задания для выполнения:
Судья – учитель,
Прокурор – «сильный» ученик,
Адвокат – «сильный» ученик,
Подсудимые – «сильные» учащиеся.
Урок необычен тем, что к нему отдельные дети заранее должны быть подготовлены.