Методическая разработка урока по окружающему миру на тему Свойства воды в жидком состоянии ПНШ 3 класс


Технологическая карта урока по окружающему миру
на тему: «Свойства воды в жидком состоянии»
Класс: 3
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Еремина Н.И.
Тип урока: освоение нового материала
Цель: изучить свойства воды в жидком состоянии
Задачи: познакомить со свойствами воды в жидком состоянии, развивать память, речь, мышление, внимание, воображение; воспитывать уважение, любовь к окружающей природе, самостоятельность, интерес к предмету.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся со свойствами воды при нагревании и охлаждении; научатся проводить опыты; формулировать, фиксировать выводы Метапредметные:
регулятивные- контролировать свою деятельность;
познавательные – определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
коммуникативные – понимать основание разницы между двумя заявленными
Личностные:
любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.
Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, колба с подкрашенной водой, в которую вставлена стеклянная трубка; сосуд с горячей и холодной водой; сахар, соль, песок, 3 стакана.
Организационная структура урока
Этапы урока,
формы работы Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности обучающегося
1.Организационный момент Проверяет готовность учащихся к уроку
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Слушают учителя. Выполнять действия предлагаемые учителем
2.Актуализация опорных знаний Подводит детей к теме урока
Слайд 1
-Какое вещество может находиться в трех состояниях?
-Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять?
-Как расположены молекулы воды в трех состояниях? Соотнесите рисунки молекул воды с надписью.
(на доске надписи: твердое, жидкое и газообразное и даются карточки с рисунками молекул их нужно соотнести с надписью) Отвечают на вопросы учителя
-В трех состояниях может находиться такое вещество, как вода.
-Вода
-Во льду молекулы сильно связаны между собой, в воде – слабее, а у водяного пара свободны друг от друга. Выделяют существенную информацию из заданий
3.Сообщение темы урока. Определение целей урока.
Выдвигает проблему. Организует формулирование целей урока обучающимися.
Какую тему изучали на прошлом уроке?
-Прочитайте тему сегодняшнего урока.
Слайд 2
-Свойства воды в жидком состоянии.
-Определим цель нашего урока используя опорные слова.
Слайд 3
(на слайде слова в разброс и дети получат фразу: узнать и изучить свойства воды в жидком состоянии)
Слайд 4
Дети читают стихи о воде:
Слайд 5
Обсуждают тему урока.
Высказывают предположения.
Вода – необыкновенное вещество.
-Свойства воды в жидком состоянии.
-узнать и изучить свойства воды в жидком состоянии
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить
Принимать и сохранять учебную задачу и цель.
4.Открытие нового знания ,способа действия. Предлагает учащимся заслушать доклад Маши Ивановой. Далее урок посвящается проведению опытов.
- Наши помощники Маша Иванова и Костя Погодин помогут нам в изучении этой темы.
Маша Иванова предлагает нам свой доклад. Послушайте его.
(ученик читает доклад)

-Ребята, вы согласны с Машей, что нам необходимо дальнейшее изучение свойств воды?
-Тогда приступим. Сегодня на уроке мы проведем несколько опытов, которые возможны в наших условиях. А о некоторых расскажут ребята, которые провели опыты дома.
Но прежде познакомимся с правилами проведения опытов.
Слайд 7
Опыт 1. Проделывает учитель
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении
Дидактическая задача: выяснить, как изменяется объем воды в зависимости от температуры.
Оборудование: два широких сосуда (один с горячей водой, другой с очень холодной), колба с пробкой (150 – 200 мл.), тонкая трубка (20 см).
Опорные знания: вещества состоят из частиц, которые постоянно двигаются, между частицами есть промежутки.
11112527813000Собрать прибор: колбу наполнить подкрашенной водой доверху. В пробку вставить трубку, предварительно наполненную водой до определенной метки (набрать воду можно, зажав один конец трубки пальцем). Плотно закрыть колбу пробкой с трубкой (см. рис. А). Для герметизации можно использовать пластилин или жевательную резину. Исходный уровень воды в трубке отметить любым способом (прочертить фломастером, наклеить полоску, прикрепить тонкую метку).
*Внимание! В колбе после сборки прибора не должно быть воздуха.
Опустить колбу в сосуд с горячей водой. Наблюдать движение столбика жидкости в трубке. Максимальный уровень отметить меткой (см. рис. Б). Как объяснить, что воды стало “больше”?
47688571183500Опустить колбу в сосуд с холодной водой. Наблюдать движение столбика жидкости в трубке. Минимальный уровень отметить меткой (см. рис. В). Как объяснить, что воды стало “меньше”?
Вывод: вода при нагревании расширяется, так как частицы начинают двигаться быстрее и растояние между ними увеличивается; вода при охлаждении сжимается, так как частицы замедляют движение и расстояние между ними уменьшается.
Работа с рисунком – раскрашивание колб с водой.
Опыт 2
-Сейчас мы узнаем, могут ли некоторые вещества растворяться в воде.
Растворение в воде сахара, соли и песка. Опыт проводит 1 или 3 ученика.
Как узнаем, что вещество растворилось в воде? (твердое вещество как бы «исчезнет», а жидкость останется прозрачной)
Что увидим, если вещество в воде не растворилось? (кусочки твердого вещества видны глазом, со временем они оседают на дно сосуда).
- Ребята, а на какие 2 группы можно разделить эти вещества?
Физминутка.
У нас славная осанка,Мы свели лопатки.Мы походим на носках,А потом на пятках.Пойдём мягко, как лисята,Ну а если надоест.То пойдём все косолапо,Как медведи ходят в лес.
Опыт 3.
- Еще один интересный опыт проделал Костя Погодин. Дома ученик нашего класса проделал этот же опыт и сейчас он нам расскажет
-Спасибо. Думаю, что ребята сегодня же проведут этот опыт дома.
-Где может пригодиться знание свойства воды при замерзании?
Слушают доклад. Делают выводы.
Доклад Маши Ивановой
Вода – это прозрачная жидкость, которая не имеет запаха и вкуса. Она обладает свойством текучести. Как каждое вещество, вода состоит из отдельных мельчайших частиц (молекул). В природе это вещество может находиться в газообразном, жидком и твёрдом состояниях.
Слайд 6
Чем различается твёрдое, жидкое и газообразное состояния этого вещества? Во льду молекулы сильно связаны между собой. В воде – слабее, а у водяного пара они свободны друг от друга. Поэтому лёд сохраняет свою форму, вода принимает форму сосуда, а водяной пар занимает весь предоставленный ему объём.
Жизнь на Земле невозможна без воды. Она входит в состав любого живого организма. Для многих растений и животных вода – это их природный дом.
Поэтому так важно дальнейшее изучение свойств этого вещества.
-Да
Дети читают цепочкой
Правила поведения при проведении опытов: 
1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. 
3.Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником (учителем). 
4.Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему. 
5.Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. 
6.Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению учителя. 
-Растворимые и нерастворимые в воде.
Дети заполняют карточки на столе. А затем проверяем на доске.
Растворимые в воде вещества Нерастворимые в воде вещества
Соль
Сахар
песок
(таблица на доске)
-Дома я поставил баночку с водой, прикрытую крышкой, в морозильную камеру холодильника. Я был удивлен, замерзшая вода «вылезла» из баночки и приподняля крышку. Я убедился в том, что вода при замерзании расширяется. И вам предлагаю провести дома этот опыт.
-Знание свойства воды расширяться при замерзании учитывается строителями при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода в трубах превратится в лёд и разорвёт металл.
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственную отзывчивость. Осуществлять взаимный контроль.
5.Закрепление изученного материала. Учитель:Молодцы ребята, было очень интересно. А вы знаете почему воду назвали водой?
Послучайте притчу о воде
Слайд 8
Притча о воде
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
-Ребята, а какая бывает вода?
-Проверим, как вы усвоили свойства воды и что вы знаете о состояниях этого вещества. Мы о многом вспомнили, много узнали нового. А теперь отгадайте загадки, которые непосредственно связаны с водой.
Что за звёздочки сквозныеНа пальто и на платке?Все сквозные, вырезные,А возьмёшь – вода в руке?(Снежинки)
Приказало солнце: стой,Семицветный мост крутой!Тучка скрыла солнце свет –Рухнул мост, и щепок нет.(Радуга)
Прозрачен, как стекло,А не вставишь в окно …(Лёд)
Детки сели на карнизИ растут всё время вниз.(Сосульки)
Чуть дрожит на ветеркеЛента на просторе.Узкий кончик – в роднике,А широкий – в море.(Река)
В тихую погодуНет нас нигде,А ветер подует –Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит, А голос не устаёт?(Водопад)
Кругом вода, А с питьём беда.(Море)
Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткалиИ пошли искать их днём,Ищем, ищем не найдём.(Роса)
Шумит он в поле и в саду,А в дом не попадёт.И никуда я не иду,Покуда он идёт.(Дождь)
Дождь прошёл, а я осталсяНа дорожке во дворе.Воробьи во мне купалисьНа потеху детворе.Но до завтрашнего дняСолнце высушит меня.(Лужа)
Пушистая ватаПлывёт куда-тоЧем вата ниже,Тем дождик ближе.(Облака)
По небесам оравоюБредут мешки дырявые.И бывает – иногдаИз мешков течёт вода.Спрячемся получшеОт дырявой …(тучи)
1.Какой только воды не бывает на свете!Есть вода морская и речная.Озерная и ключевая,Мёртвая и живая,Газированная и минеральная,Питьевая и индустриальная,Колодезная и водопроводная,Дождевая и болотная.
2.Есть даже вода тяжёлая, А есть вода и весёлая, Солнечная, чудесная, Привозная и местная, Волшебная, талая,
Большая и малая, Сточная, проточная,
Чистая и грязная … Ну, в общем, очень разная.
6.Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Знакомит и объясняет домашнее задание.
Слайд 9 Работа по вопросам слайда.
-Ребята, понравился ли вам урок?
На столе у вас лежат капельки воды (показывает учитель образец) раскрасьте их. (красят под музыку)
-И если вам понравился урок и вы узнали много интересного положите свою капельку в эту вазу. А если вам не понравился урок и вы ничего интересного не узнали, положите капельку рядом с вазой.
-Вы все активно работали на уроке, все старались. На столе у вас лежат капли голубого цвета. Как бы вы себя оценили. Поставьте себе отметку и вложите в дневник. Кто сомневается поставьте «?» на капле и я вам помогу.
-Домашним заданием для вас будет провести опыт Кости Погодина (поставить баночку с водой в морозильную камеру холодильника) По желанию приготовить сообщение о свойствах воды , о которых мы не говорили на уроке.
Слайд 10
-Сдайте свои дневники. Спасибо всем за урок и нашим гостям.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Внимательно слушают домашнее задание. Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности; формировать адекватную оценку.
Список использованной литературы:
1. Окружающий мир. Учебник 3класс. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва.
2. Окружающий мир. Методическое пособие. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва.
3.Окружающий мир. Поурочные планы. Т. С. Гулуева.