Конспект урока по окружающему миру по теме Зачем люди осваивают космос?


Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Дата: 27.04.2016
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1Б
Учитель: Солодилова Ираида Леонидовна
Руководитель практики: Королева Татьяна Павловна
Тема: Зачем люди осваивают космос?
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью в жизни современного человека.
Задачи:
образовательная: систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью в жизни современного человека ;развивающая: развивать мыслительные операции; умение наблюдать; обобщать знания; развивать воображение;
воспитательные: воспитывать чувство сотрудничества, расширение словарного запаса и кругозора.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: понимать значение освоения человеком космоса; знать имя первого человека, совершившего полет в космос; понимать значение искусственных и естественных спутников Земли.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; сравнение, анализ;РЕГУЛЯТИВНЫЕ – постановка учебной задачи; умение выстраивать логическую цепь рассуждений; контроль и оценка качества усваиваемого материала;
КОММУНИКАТИВНЫЕ – инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение работать в парах;
ЛИЧНОСТНЫЕ: установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивами; формирование учебно-познавательной мотивации.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 1кл. ч.2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России», рабочая тетрадь А.А. Плешаков, презентация.
Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность учащихся
1.Мотивация к деятельности
-Здравствуйте, меня зовут Юлия Витальевна. Присаживайтесь, урок окружающего мира.
( На доске 3 иллюстрации)
-Рассмотрите иллюстрации
-На какой из картинок человеку жить комфортно?
-А на какой он мог бы жить, но ему пока трудно?
-А на третьей картинке почему никто не изображен? Откуда эта картинка?
-Интересно человеку узнать что там находится под облаками?
Хотите поговорить об этом на уроке? Приветствуют учителя
-Рассматривают
-На земле
-В воде
-Небо, космос. Человек там не живет
-Да
-Да
2.Актуализация знаний
1.Характеристика погоды.
Какое сегодня число? Какое время года? Какая погода стоит сегодня? Температура выше или ниже нуля? Ясно или пасмурно?
2. Беседа по изученной теме
-Ребята, давайте вспомним материалы предыдущих уроков
-Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле?
-Какие правила безопасности нужно соблюдать в поезде и на железной дороге?
-Какие спасательные средства имеются на корабле?
-Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете?
-Для чего нужно соблюдать все эти правила? -Дают характеристику погоды
-Детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля, дети до 12 лет должны ездить в специальном детском кресле, установленном на заднем сиденье автомобиля.
-Двери в поездах метро и электричках открываются автоматически. Поэтому никогда не прислоняйтесь к дверям, на железной дороге пользуйтесь пешеходными переходами, никогда не переходите в неположенном месте.
-Шлюпка, спасательный жилет, спасательный плот, спасательный круг
-При подъеме и спуске по трапу необходимо соблюдать осторожность, во время взлета и посадки самолета необходимо застегнуть ремень безопасности, на время полета следует выключить мобильный телефон, после посадки самолета нельзя вставать с кресла до полной остановки самолета
-Сохранить здоровье и даже жизнь
3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
1.Определение темы урока
-Сегодня Муравьишка приглашает нас в необычное
путешествие. Почему необычное? Догадайтесь сами.
-Отгадайте загадки
1)Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
2)Он – не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке и в какое путешествие приглашает нас Муравьишка.
-Какая же у нас тема урока? (слайд1)
-Предположите какие учебные задачи мы поставим?(слайд2)
-Прочитайте на слайде
2.Беседа по теме урока
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: ”Человек в космосе! Русский, советский!” Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль “Восток” с первым космонавтом Земли- гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. С орбиты он докладывал: (Звукозапись)- полёт проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол. Больше часа, а именно108 мин (1 час 48 мин.), длился первый полёт человека в космос. Ю.Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.
Так зачем же люди летают в космос?
Основной целью, с которой человек поначалу стремился в космос, было желание найти там себе подобных разумных существ. К сожалению, это желание не осуществилось и до сих пор. На просторах вселенной, которых человек сумел достичь или изучить с помощью новейших телескопов и других специальных устройств, не было пока обнаружено жизни вообще.
Благодаря полётам в космос человек много узнал о своей собственной планете Земля, смог увидеть её со стороны. Сейчас множество спутников, двигающихся каждый по собственной орбите вокруг Земли, дают человеку возможность делать снимки Земли из космоса, передавать радиосигналы, а также обеспечивают работу многих устройств, работающих на земле. Теперь многим трудно представить свою жизнь без телевизоров, мобильной связи, Интернета.
-Знаете ли вы что такое Луна? (Слайд 3)
-Видели ли вы луну?
-А вот посмотрите луноход (слайд4) с его помощью передвигаются по Луне.
-А это фотографии лунного грунта (слайд5), люди исследуют луну, пытаются понять ее жизнь, почву и т.д.
-Люди придумали еще и искусственные спутники (слайд6)
-Зачем они созданы?
Благодаря им спутниковые телефоны работают в любой точке земли. Спутниковые навигационные системы помогают людям не заблудиться, а кораблям – точно прийти в порт. Мы смотрим спутниковое телевидение. Искусственные спутники управляются с земли, люди на них не летают.
-Люди создали космические научные станции. Рассмотрите их (слайд7) Они используются для различных исследований на Луне.
-Кто летает на космическом корабле? (слайд8)
Они управляют кораблями, проводят исследования на поверхности Луны. Космические станции приспособлены для жизни людей, экипажей( слайд9). Там есть все условия и человек там может долго(слайд10). Для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье им нужна специальная одежда, она называется скафандр, рассмотрите их (слайд11)
Космические станции это очень дорогое дело, этим занимаются только Россия и Америка. Остальные страны готовят космонавтов и отправляют их в космос, запускают ракеты, но таких космических станций они изготавливать не могут. -Ракета
-Космонавт
-О космосе. Муравьишка приглашает нас в космическое путешествие.
-Зачем люди осваивают космос
-Узнаем, зачем космонавты летают в космос, для чего нужны искусственные спутники Земли.
-Воспринимают
-Естественный спутник Земли
-Да
-Рассматривают
-Предполагают
-Космонавты
4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Откройте учебник на 72 стр. Прочитайте тему урока, вспомним задачи.
-Кто был первым космонавтом Земли, найдите фото
-Покажите как выглядят первые искусственные спутники Земли
-Найдите первый искусственный спутник
-Найдите первый корабль, посмотрите на слайд. Скажите чем отличаются первый и настоящий космические корабли? Чем они похожи?
-Сейчас разделитесь на 6 групп, у каждой группы на столе лежат конверты с разрезанными кораблями, вы должны их сложить.
-Сейчас я каждой группе раздам карточки с вопросами, вы прочитаете и ответите на них
1 группа читает и обсуждает 1 вопрос Как вы понимаете слова «естественный спутник Земли»
2 группа читает и обсуждает 2 вопрос Как вы понимаете слова «искусственный спутник Земли»
3 группа На рисунке космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за «крылья»? Для чего они нужны?
4 группа Какие научные исследования проводят космонавты на космической станции?
5 группа Какую работу выполняют искусственные спутники Земли?
6 группа Кто был первым космонавтом? Когда был первый полет в космос?
Как ответила на вопрос 1 группа. Откройте учебник на 92 стр. и проверим правильно ли они ответили. И так со всеми группами
Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете,
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Раз, два,
(Стойка на носках, руки верх, ладони образуют «купол ракеты».)
Три, четыре-
(Основная стойка)
Вот, летит ракета ввысь! -Открывают
Зачем люди осваивают космос?
Узнаем, зачем космонавты летают в космос, для чего нужны искусственные спутники Земли.
-Ищут
-Показывают
-Ищут
-Отвечают
-Делятся на группы, складывают
5. Самостоятельная работа с самопроверкой
-Откройте рабочие тетради на стр.50
-Выполните задание под номером 1
-Рассмотрите фотографии, постарайтесь подобрать к каждой фотографии подпись.
Творческая работа.
-Представьте, что вы- космонавты и полетели в космос. Что вас там может ожидать, что вы могли бы там увидеть? Придумайте историю об этом, работайте в парах. -Открывают
-Выполняют
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Д/з: р.т. задание №2 (слайд 12)
-Какая была тема урока?
-Какие задачи ставили перед собой?
-Зачем космонавты летают в космос?
-Для чего нужны искусственные спутники Земли?
-Записывают
-Зачем люди осваивают космос
- Зачем космонавты летают в космос, для чего нужны искусственные спутники Земли.
-Отвечают
Подпись руководителя практики________________________
Подпись учителя_____________________________________
Отметка_____________________________________________