Урок по окружающему миру для 3 класса «Лес и его обитатели» ПНШ


ПРОЕКТЫ УРОКОВ по окружающему миру
Разработчик: Гаврилова Наталья Михайловна
Тема: Лес и его обитатели (1 урок) «Перспективная начальная школа»
Класс 3
Задачи:
- повторить материал о растениях и животных леса;
- расширить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания;
-духовное развитие детей через знакомство с уникальностью ленточного бора.
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний, использовать словарь учебника
Личностные УУД:
- работать над развитием чувства патриотизма,
- работать на формирование рефлексивного отношения к учёбе;
Регулятивные УУД:
-ставить цели предстоящей работы;
-различать учебные задания разного типа;
-контролировать свои учебные действия.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в паре, в группе;
- осуществлять учебное сотрудничество;
Оборудование:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Ход урока
Этап урока приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг.момент Настрой на работу
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи Подготовка класса к работе.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» сиквейн, фронтальная работа На доске написано слово «лес»
составление сиквейна к этому слову:
- Перед вами существительное – лес
2 строчка
- Подберите 2 прилагательных, которые ассоциируются у вас с этим словом,
3 строчка
- 3 глагола к этому слову,
4 строчка
- Фраза, несущая смысл
5 строчка
существительное – вывод
Таким образом, мы составили загадку про лес, используя наши знания о лесе.
Лес
Прохладный, зеленый
Шумит, питает, защищает
Источник кислорода на земле
дерево
3.Постановка учебной задачи
Цель: Формулирование темы и цели урока. Работа с содержанием учебника, постановка проблемы - Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- По содержанию учебника найдите нашу тему урока?
-Прочитайте название
- Предположите о чем будет идти речь?
- Как называется глава, в которой находится эта тема? Как вы понимаете название этой главы и почему, в ней говорится о лесе?
- Сформулируйте задачи нашего урока
Предположения детей – о лесе
С. 43
Варианты детей
У.З.
- узнать, что такое природные сообщества леса,
- какие виды лесов встречаются в природе.
- есть ли особенности в строении леса или как растет лес?
- обитатели леса
4. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель: расширить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания
Работа с условными обозначениями
Работа со словарем Работа с пиктограммой « Повтори пройденное» с.43
- Что такое лиственный лес? Хвойный лес? смешанный лес? Тайга?
- Проверте свои предположения по словарю учебника
Ленточный бор
- Есть ли в нашем крае лес? Как он называется?
- А вы знаете, что вы живете рядом с уникальным лесом?
- А в чем его уникальность?
Информация о ленточном боре ( см. дополнительный материал) Предположение детей, основанных на наблюдениях, знаниях из книг
Ленточный бор
Работа по учебнику
Микроиссле-
дованиеРабота в парах - Как в литературе называют лес?
- Прочитайте учебник на с.43 и вы узнаете об этом
- Без чего невозможно представить лес?
- Какие растения растут в нашем лесу?
- Вы замечали, что некоторые растения высокие, а некоторые низкие, как же они уживаются вместе?
- Найдите пиктограмму – выскажи предположение, вы согласны с этим утверждением?
Учебник с. 44-45
-Самостоятельно прочитайте текс учебника, найдите или опровергните наше предположение
- Сколько ярусов выделяют ученые?
- Какие растения растут на верхнем ярусе?
На втором? на третьем?
Учебник с.45-48
- кроме растений, кто еще обитает в лесу?
- Зависит ли проживание животных от ярусов леса?
- В парах проработайте текст учебника с.45-48 и найдите ответ на этот вопрос
- Какие животные обитают в лесу?
- На следующий урок подготовьте рассказ о животных нашего леса «Царство деревьев»
Без деревьев
Деревья в лесу растут ярусами:
Верхних ярус высокие светолюбивые растения, ниже находятся теневыносливые растения, еще ниже кустарники, еще ниже травы и на последнем ярусе расположились мхи и лишайнике
животные
4.Рефлексия деятельности
(итог урока) - Какие задачи мы поставили перед собой?
- Все ли ответы нашли?
- ответ на вопрос, что такое природное сообщество мы будем искать на следующем уроке? Нет, мы не узнали, что такое природное сообщество
д/зПодготовить сообщения о животных нашего леса Дополнительный материал:
Ленточные боры Алтайского края
Сказать, что ленточные боры Алтайского края уникальны, значит, ничего не сказать. Других таких просто нет на планете. Растут они в виде протяженных полос-лент, протянувшихся с северо-востока на юго-запад, вдоль прежней субширотной сети древнего стока, и разделены обширными степными пространствами. Мощными корнями деревья сдерживают миллионы тонн песка, кронами прикрывая Алтай от иссушающих ветров и песчаных бурь, долетающих сюда из Казахстана и Средней Азии. Нетрудно себе представить, что случится, если ленточный бор, выросший посреди степи, вдруг исчезнет - на месте плодородных земель и сельскохозяйственных угодий возникнет безжизненная пустыня с барханами и суховеями.
Ученые ведут отсчет возникновения ленточных боров с четвертичного периода. Около миллиона лет назад на Земле наступило похолодание. Снег, выпадавший зимой, не успевал полностью таять, и накапливался, образуя мощные ледники. Когда наступило общее потепление, талые воды от предгорий Алтая широкими потоками устремились по древнему руслу Оби на север, но, подпертые медленно отступающим ледником, были вынуждены повернуть в сторону Иртыша. После того как материковые льды сошли, а воды скатились в Полярное море, освободив Западно-Сибирскую низменность, окончательно сформировалось современное русло Оби. По готовым путям древних лощин потекли современные реки: Бурла, Барнаулка, Касмала, Кулунда, а на оставшихся толщах песка, принесенного в лощины древними реками, впоследствии выросли прекрасные сосновые леса, уникальные ленточные боры.
Этих удивительных лент - четыре, самая крупная из них, барнаульская, берет начало от Оби у г. Барнаула и тянется почти на 400 км. Ее ширина невелика, лишь в некоторых местах достигает пятнадцати километров.
Легенда
Существует предание касательно ленточных боров. Как-то Бог ветров осматривал земли и разглядел красивую девушку Айгуль. Красавица очаровала Бога ветров, он схватил девушку и отправился с ней в свое поднебесное жилище. Слезы Айгуль падали вниз, и там, где они разбивались о землю, появлялись озера. Айгуль потеряла и зеленые ленточки, которыми она подвязывала свои чудесные волосы. В тех местах, где ленточки опустились на землю, появились леса…
Литература:
http://www.ouraltai.ru/interesnye-fakty/unikalnye-lentochnye-bory-altajskogo-kraya.html
http://www.vega-tur.ru/lentochnye-boy-altay.htmlТема: Лес и его обитатели (2 урок) «Перспективная начальная школа»
Задачи:
- Повторить материал предыдущего материала;
- Раскрыть связи, которые существуют между обитателями леса;
- Сформировать представления о лесе, как о природном сообществе;
- Расширить знания детей о цепях питания, зависимости одного вида от другого.
Познавательные УУД:
-Характеризовать природные сообщества (на примере леса);
- Проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса;
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
-ставить цели предстоящей работы;
-различать учебные задания разного типа;
Оборудование:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Ход урока
Этап урока приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг.момент Настрой на работу
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Работа в группах Игра « Найди лишнее слово»
Береза, клен, осина, орешник
Малина, калина, ветреница жимолость
Майский жук, улитка, жук - олень, долгоносик
Зяблик, щегол, пищуха, крот
- Почему эти слова лишние?
- Лес можно назвать «многоэтажным домом»?
Орешник – кустарник
Ветреница – трава, нижний ярус
Улитка – обитатели нижнего яруса
Крот – обитает в почве
3.Постановка учебной задачи
Цель: Формулирование темы и цели урока. Фронтальная работа - Над какой главой мы начали с вами работать?
- С какой темой познакомились?
- Какие задачи мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы их?
- На какой вопрос мы не смогли найти ответ?
- Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос? Что такое природное сообщество
4. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель: Сформировать представления о лесе, как о природном сообществе Сообщения детей
Работа по учебнику
Самостоятельная работа по поиску нужной информации - Назовите лесных жителей нашего края, которые обитают на деревьях; ведут наземный образ жизни; обитают в почве.
Расскажите то, что вы узнали об этих животных.
Уч. С. 48-49
- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете почему?
Прочитайте самостоятельно параграф и ответьте на этот вопрос.
Дети выступают со своими сообщениями
Растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать друг без друга. Они живут в сообществе и приносят пользу друг другу
5. Закрепление изученного материала
Цель: Расширить знания детей о цепях питания, зависимости одного вида от другого.
работа в парах Хрестоматия «Цепочки в лесу», «Какое звено в лесных цепочках самое главное?»
Вопросы для поиска:
- Каким образом обитатели леса зависят друг от друга? Назовите 1 цепь питание.
- Существует ли в лесных цепочках главное звено?
- Предположи, что будет, если цепь питания прервется?
- Что будет, если наш лес исчезнет? По содержанию ищут нужную страницу, читают, составляют ответ на вопросы
Предположения детей
6.Рефлексия деятельности
(итог урока) - Какие задачи мы ставили перед собой?
- Достиг ли мы их?
- В чем была трудность? Д/З