Конспект урока по биологии 8 класс Науки об организме человека


Урок № 1
Класс 8
Тема: Науки об организме человека.
Цель: создать условия для формирования представлений об основных науках, изучающих строение, процессы жизнедеятельности человека: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии; способствовать пониманию роли этих наук в мире, формированию информационной компетентности.Задачи:
Образовательная:
Раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии, генетики, экологии человека, медицины – для сохранения и поддержания здоровья человека.Познакомить с вкладом ряда учёных в развитие наук об организме человека.
Развивающая:
Развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источником информации.
Воспитательная:
Сформировать интерес к изучению нового курса.
Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека.
Тип урока: формирование новых знаний.
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)Основные термины и понятия: анатомия, физиология, гигиена, цитология, гистология, антропология.
Оборудование и материалы: презентация к уроку, портреты ученых (Гераклита, Аристотеля, Гиппократа, Луи Пастера, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова).Образовательные ресурсы:
Основные:
Учебник:с.4, 8-9.
Электронное приложение: «Науки об организме человека» (1).
Рабочая тетрадь.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Науки, изучающие человека. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/http://biodan.narod.ru – интересные факты из области биологии.
План урока:
Орг.момент.
Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.
Актуализация знаний.
Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Усвоений новых знаний и способов действий.
Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.
Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.
Первичное закрепление изученного материала.
Рефлексия учебной деятельности.
Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.
Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.
Актуализация знаний.
Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.
Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?
Что такое здоровье?
Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Вводная беседа. Работа по учебнику.
Мотивирую обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. На доске – слово «ЗДОРОВЬЕ».
- Здоровье. Что для вас означает быть здоровым? (Не болеть: чувствовать себя хорошо; быть счастливым; успевать делать все дела и не уставать; всегда быть в хорошем настроении и т.д.)
Здоровье – одна из важнейших составляющих человеческого счастья. Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления планов, труда, создания семьи, рождения и воспитания детей.
С точки зрения биологии у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде.
- Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? (Для того, чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы: что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.)
- Верно, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно.
Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимся поставленных целей урока.
Усвоений новых знаний и способов действий.
Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.
Объясняю новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращаю внимание на вопросы гигиены (бережное отношение к здоровью).
Биологические науки, изучающие строение человека и процессы, происходящие в нем, - анатомия и физиология. Существует также биосоциальные науки – гигиена и психология. Они помогут вам лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. При изучении данных наук вы сможете найти ответы на многие вопросы. Например, для чего необходимы активные двигательные упражнения и к чему может привести малоактивный образ жизни; почему нашему организму требуется нормальный сон; и многое другое.
Анатомия – наука о строении организма и его органов.
Физиология- наука о жизненных функциях организма и его органов.
Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья.
Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм. Мы должны знать, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь, быть здоровым.
В этом году вы также познакомитесь с такими науками, как цитология и гистология.
Цитология – наука, которая изучает строение клеток, их органоидов.
Гистология – наука о строении, функционировании и особенностях тканей.
Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.
Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.
Для каждой науки характерны свои методы изучения. Мы с вами рассмотрим основные, имеющие наибольшее значение, применение которых актуально и сегодня.
В предыдущих классах вы уже изучали строение микроскопа. Как называется метод, при котором используют микроскоп? (Микроскопия).
- Совершенно правильно, а теперь подумайте, в каких науках ученые используют метод микроскопии? ( В гистологии и цитологии).
Многие из вас хотя бы раз проходили медицинский осмотр – либо перед поступлением в школу, либо в качестве допуска к тренировкам или же для справки в бассейн. При поступлении на работу тоже необходимо проходить медосмотр. В этом нам помогает медицина. Как и у любой другой науки, медицина имеет методы изучения. Думаю, что многие из вас смогут назвать несколько методов, которые также используют для изучения организма человека. ( Электрокардиография, флюорография, УЗИ, рентген).
Один из основных методов цитологии и гистологии – микроскопия. С помощью светового микроскопа можно различить разные типы тканей и увидеть в клетке некоторые структуры. Но для более детального изучения строения клетки и тканей используют электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп может создать трехмерное изображение изучаемого объекта.
Для изучения состава слюны, крови, лимфы и других жидких структур нашего организма используют биохимический анализ. С помощью некоторых реактивов можно обнаружить те или иные химические соединения, сделать их количественный анализ.
Эндоскопический метод дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости и сосудов.
Визуальный осмотр (соматоскопический метод) используют в медицине для определения конституции тела, диагностики тела, диагностики искривления позвоночника. То есть то, что можно определить простым взглядом на тело.
Антропометрический метод изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорций тела, соотношения мышечной, костной и жировой тканей.
Генетический анализ проводится для выявления наследственных факторов предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Все эти методы позволяют более точно узнать о строении организма человека, обнаружить заболевание, если оно есть, и вовремя начать лечение. Надеюсь, что теперь у вас сформировалось более точное представление о том, что необходимо знать о строении тела человека.
Первичное закрепление изученного материала.
Устанавливаю осознанность восприятия материала обучающимися, организую первичное обобщение, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Подвожу обучающихся к выводу о необходимости соблюдения мер по сохранению мер по сохранению здоровья. Наводящими вопросами помогаю выявить причинно-следственные связи между наукой и предметом ее изучения. Обеспечиваю положительную реакцию учеников на работу одноклассников.
Работа с рабочей тетрадью.
- Что изучает анатомия, физиология, гистология, гигиена?
- Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма?
Рефлексия учебной деятельности.
Акцентирую внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
Подведение итогов.
Оцениваю работу обучающихся во время урока, комментирую оценки.
Домашнее задание.
Стр. 8-9 читать параграф 1.