Программа кружковой работы «Деревообработка и резьба по дереву»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Кемерово»











Программа дополнительного образования
Кружок
«Деревообработка и резьба по дереву»

рассчитана на обучающихся 10-15 лет














Учитель технологии:
Садвакасов Рафаиль Газисович













Кемерово, 2012

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка.


Учебный план объединения « Деревообработка и резьба по дереву»
на 3 года обучения.


Учебно-тематический план объединения « Деревообработка и резьба по дереву » на 3 года обучения:

а ) Первый год обучения. Пояснительная записка. Содержание программы первого года обучения.

б ) Второй год обучения. Пояснительная записка. Содержание программы второго года обучения.

в ). Третий год обучен6ия. Пояснительная записка. Содержание
программы третьего года обучения.


Методические рекомендации к организации по программе.


Список литературы.


Приложения.














1. Пояснительная записка


Социально – экономические преобразования в обществе диктуют
необходимость формирования личности, обладающей способностью эффективно решать новые, поставленные жизнью задачи. Поэтому, важной целью работы педагога является развитие творческого потенциала подрастающего поколения.
Деревообработка и резьба по дереву всегда сопутствовала Русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовало простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров.
Программа рассчитана на приобщение школьников к самостоятельному творчеству, расширению их художественного кругозора.
Занятия по данной программе позволяют узнать основы множества специальностей, связанных с обработкой древесины, что облегчит выбор будущей профессии. Она дает понимание основ народно - прикладного искусства, воспитывает художественный вкус, прививает навыки безопасного общения с инструментами и приспособлениями, работы с измерительными приборами и чертежными принадлежностями. На занятиях вырабатываются навыки выполнения столярных работ, составление композиций, художественной обработки древесины.
Данный документ содержит образовательную программу для системы дополнительного образования по курсу « Деревообработка и резьба по дереву », которая включает в себя знания основ математики, химии, черчения, рисования, геометрии, физики. Межпредметный характер тем позволяет обучающимся осознать многообразие и сложность связей технического и художественного миров. Во времена научно- технического прогресса все острее ощущается необходимость в высококвалифицированных, технически образованных, способных к художественному и творческому мышлению специалистах. Программа имеет большое практическое значение для подготовки молодежи и отвечает принципам дополнительного образования.
В группах занимаются по 10-12 человек. Общий объем времени по плану определяется количеством рабочих недель в учебном году – 36 недель.
Объем часов в год составляет: в 1 год - 144 часа (для младших групп и начинающих); во 2 -3 годы - по 216 часов. Расписание строится из расчета 2-3 занятия в неделю. Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, хотя и предусматривает обучение старших. Занятия проводятся на базе школы № 14 г. Кемерово.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями, что предполагает необходимую коррекцию времени и режим.


Целью программы является воспитание творческой активности и целеустремленности у обучающихся, а также привлечение школьников к народно прикладному творчеству в свободное от занятий время, закрепление на практике основ наук полученных в школе и не преподающимся в школьном курсе.

Задачи программы:
дать основы теоретических и практических навыков и умений по работе с древесиной;
способствовать раскрытию творческих способностей;
формировать и развивать качества творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально- экономических условиях;
подготовить к осознанному выбору профессии;
формировать творческое отношение к своей деятельности;
обеспечить гармоничность эстетического и физического развития;
выработать навыки здорового образа жизни.

В конце освоения учебной программы « Деревообработка и резьба по дереву » обучающиеся должны знать:

правила техники безопасности при работе с древесиной;
историю самодеятельного народного творчества наших предков;
художественные народные традиции и их влияние на самодеятельное творчество;
строение древесины, ее особенности и пороки, характеристику;
источники орнаментальных узоров для выпиливания, правила их нанесения, разработку композиций узоров;
материалы, инструменты и приспособления; особенности работы лобзиком, приемы выпиливания деталей изделия, порядок сборочных и отделочных работ;
технологию контурной, геометрической и рельефной резьбы.

Должны уметь:
работать с материалами, инструментами и приспособлениями для любого рода деревообработки;
выпиливать лобзиком, собирать и отделывать изделия;
владеть различными технологиями резьбы по дереву;
уметь читать чертежи, работать с ними и технической литературой;
составлять композиции для оформления изделий; самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность;
изготовить любое изделие согласно перечню практических работ (Приложение №1).



При реализации данной программы планируется получение следующих результатов:
формирование высокой степени самостоятельности создания изделий;
воспитание устойчивого профессионального интереса;
формирование художественного и технического стиля мышления, творческого подхода к труду.
Критериями оценки знаний, полученных в творческом объединений, являются:
качество изготовления изделий, их новизна и сложность исполнения, нестандартность решений при их создании;
степень успешности выступления в конкурсах и выставках различных профилей и рейтинга.

Реализация данной программы возможна только при наличии специальной учебной материально- технической базы, материалов, инструментов ручного труда, специальных станков, механизмов наборов электроприборов (Приложение № 2).
Непременным условием выполнения данной программы также является
наличие специально оборудованных учебных помещений, возможность творческих встреч обучающихся с мастерами высшей категории.
























Тематический план на три года обучения


п/п
Разделы программы
Количество часов



1 год
2 год
3 год

1
Вводное занятие. Техника безопасности при работе в школьной мастерской.
2
3
3

2
Выпиливание лобзиком, как
разновидность оформления изделия.

16
-
-

3
Материалы, инструменты и приспособления.

34
-
-

4
Технические приемы.

44
-
-

5
Сборочные и отделочные работы
46
-
-

6
Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне).
-
27
-

7
Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического характера.
-
39
-

8
Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно-выемчатой ) резьбы.
-
30
-

9
Азбука геометрических элементов. Узор геометрического характера изученных (азбучных) элементов ( работа по образцам ).
-
30
-

10
Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического характера ( сочетание контурной и геометрической резьбы на темном и светлом фоне ).
-
36
-

11
Выполнение простого предмета ( строганного или точеного) с резной заставкой ( вид резьбы по выбору обучающегося).
-
48
-

12
Рельефная резьба. Инструменты материалы для рельефной резьбы.
-
-
39

13
Орнаментальная композиция ( по образцам).
-
-
51

14
Декоративная пластина с композицией на произвольную тему (творческая работа).

-
-
60

15
Резные пластины по сюжетам народных сказок (коллективная творческая работа).
-
-
60

16
Заключительное занятие .

2
2
3



Итого:
144
216
216





































3. тематический план на три года обучения


Первый год обучения.

Цель первого года программы – адаптация обучающихся к новым условиям, к учреждению и группе; знакомство с объединением « Деревообработка и резьба по дереву»; научить выпиливать лобзиком и изготавливать изделия согласно тематического плана.

Данная цель требует решения ряда задач :
- получение первичных знаний о наследии наших предков;
- знакомство с декоративно - прикладным творчеством;
- получение первичных сведений о деревообработке и художественной
обработке;
- приобретение навыков работы с ручным инструментом и
приспособлениями; работа лобзиком.
К концу года обучающиеся должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимовыручку; знать простые соединения деталей изделия и уметь использовать их; знать и уметь применять приемы выпиливания лобзиком на практике; уметь делать простейшие изделия из фанеры.






тематический план первого года обучения


п/п

Месяц

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1
2
3
4
5
6

1.

Вводное занятие. История
Развития домовой резьбы, подготовка рабочего места, техника при работе в столярной мастерской.


2


2


-

2.

Выпиливание лобзиком, как разновидность оформления
изделия

16



6


10










2.1

Современное самодеятельное творчество. Знакомство с содержанием курса.

2



213 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-

2.2

Современное самодеятельное творчество. Овладение приемами работы с древесиной ,знакомство с видами современного творчества и их традициями.
2

1

1


2.3
2.4

Художественные народные традиции и их влияние на самодеятельное творчество.

2
2
2
-
-
2



2.5

Источники орнаментальных узоров для выпиливания. Откуда берутся узоры, правила нанесения узоров на изделия.
2
1
1

2.6

Источники орнаментальных узоров для выпиливания. Разработка композиции узоров
( геометрических, скобчатых волнообразных)
2
-
2

2.7
2.8

Особенности работы лобзиком. Правила безопасной работы. Полотна, замена полотен. Закрепление заготовки в приспособлении.
2
2
1
-
1
2

3

Материалы, инструменты и приспособления.
34
9
25

3.1

Древесина, строение древесины, характеристика пород, пороки.
2
1
1

3.2

Древесина, радиальный разрез, тангентальный разрез, кора, камбий, сердцевина.
2
1
1

3.3

Шпон и фанера. Строгий шпон, лущеный шпон.
2
1
1

3.4

Шпон и фанера. Клеянная фанера из трех и более листов шпона.
2
1
1

3.5

Древесностружечные, древесноволокнистые плиты, древесные пластинки.
2
1
1

3.6

3.7

Клеи.
Виды клеев, предназначение клеев.
2

2
1

-
1

2

3.8

Отделочные материалы. Доски и бруски, способы их получения и классификация.
2
1
1

3.9

Отделочные материалы. Брус, рейка, фанера, ДВП, ДСП.
2
1
1

3.10

Пласт, ребра, торцы и грани.
2
-
2

3.11

Нетрадиционные материалы.
2
-
2

3.12
3.13

Пластмасса, текстолит, оргстекло,
Гипса - картон и т.д.
2
2
1
-
1
2

3.14

Инструменты и приспособления.
2
1
1

3.15

Набор инструмента резчика по дереву (ножи-косяки, ножи- резаки).
2
-
2

3.16
3.17

Прямые стамески, стамески – косяки отлогие, полукруглые стамески.
2
2
1
-
1
2

4.

Технические приемы.
44
6
38

4.1

Технические приемы. Подготовка материалов.
2
1
1

4.2

Подготовка материала. Строгание, распиливание.
2
1
1

4.3

Зачистка деталей, шлифование деталей.
2
-
2

4.4

Изготовление шаблонов и нанесение рисунка на деталь с помощью шаблона.
2
1
1

4.5
4.6
-
4.7

Приемы выпиливания деталей изделия.
2
26
1
-
1
26

4.8

Способы соединения деталей.
2

1

1

4.9
4.10

Шиповые соединения деталей.
2
2
1
-
1
2

4.11

Сращивание деталей впритык, в четверть, в полдерева.
2
1
1

5.

Сборочные и отделочные работы
46
4
42

5.1
5.2
-
5.3

Сборочные и отделочные работы. Облицование изделия шпоном.
2
10
1
-
1
10

5.4


Циклование и шлифование

2
1
1

5.5
-
5.6

Циклование и шлифование
10
-
10

5.7
5.8
5.9

Выпиливание и сборка. Устранение дефектов.
2
2
2
1
-
-

1
2
2

5.10
5.11
-
5.12

Прозрачная отделка лакокрасочными материалами.
2
6
1
-
1
6

5.13
-
5.14

Экскурсии. Подготовка к выставкам и участие в них.
8
-
8

6.

Заключительное занятие.
2

2

-




Итого:
144
29
115



Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие.
Содержание раздела «Деревообработка и резьба по дереву». Актуальность деревообработки в настоящее время. Литература, рекомендуемая для изучения. Знакомство с содержанием профессии столяра, плотника. Организация работы объединения. Правило поведения на занятиях. Правила техники безопасности при работе с древесиной и на станках, столярными инструментами и приспособлениями.

2. Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия.
Понятие о техники резьбы по дереву, о составлении композиции для украшения изделия из древесины. Изучение основ оформления изделия из древесины. Устройство лобзика, установка полотна.

Практические работы.
Изучение разновидности древесины (шпон, фанера, древесноволокнистые плиты, древесностружечные плиты, строганный шпон, лущеный шпон и т.д.) Изучение видов клея и его применение (казеиновый клей, синтетический лей). Основы владения лобзиком и резцами по дереву. Замена полотен на лобзике. Приобретение навыков выпиливания лобзиком. Ремонт и эксплуатация столярных инструментов.




3. Материалы, инструменты и приспособления.

Изучение строения древесины, пороки древесины, свойства древесины (поперечный разрез древесины, радиальный разрез, тангентальный разрез, древесные пластинки). Отделочные материалы (доски, бруски, способ их получения и их классификация).

Практические работы.

Изучение свойств отделочных материалов. Обработка древесины (строгание, пиление, шлифование). Определение материала (пласт, кромка, торец, ребра), обработка столярными инструментами. Изучение нетрадиционных материалов (пластмассы, текстолит, эбонит и т.д.). Обработка нетрадиционных материалов.

Технические приемы.

Инструменты и приспособления. Виды столярных инструментов и их применение. Инструменты и приспособления резчика по дереву. Правила безопасного обращения с инструментами и приспособлениями. Виды резьбы. Правило нанесения рисунка на изделия, составления композиции.

Практические работы.

Накладка и ремонт слесарного инструмента и приспособлений. Заточка инструментов. Приемы выполнения резьбы по дереву. Подбор материала для резьбы по дереву. Разработка изделия, оформления изделия. Изготовление шаблонов. Подготовка для оформления резьбы.


Сборочные и отделочные работы.

Изучение видов столярного соединения. Общие сведения о соединениях, сращивание их. Изучение видов покрытия древесины (морилка, лаки, краски масленые и нитроэмали).

Практические работы.

Изучение соединений деталей изделия, соединение под прямым углом для формирования решеток. Соединение для формирования рамок из брусков, подрезанных на ус. Соединения для формирования коробок, серединные соединения. Угловые соединения брусков, шип « ласточкин хвост».
Облицование шпоном. Циклование и шлифование изделий. Устранение дефектов выпиливания. Прозрачная отделка лакокрасочными материалами.
Экскурсии в музеи и на выставки. Подготовка изделий к выставкам и конкурсам. Участие в них.

6. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы объединения за учебный год. Поощрения наиболее отличившихся. Игры, викторины. Поощрение актива объединения. Игры, викторины, конкурсы.


































ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель второго года программы – научить обучающихся работать в малой и большой группах; закрепление знаний и навыков 1-го года; начало изучения разделов и тем программы « Деревообработка и резьба по дереву ».

В соответствии с целью ставятся задачи :
- научить обучающихся взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе,
сопереживанию товарищам;
- научить применять на практике простые виды резьбы по дереву;
-развивать умения самостоятельной работы с научной литературой,
обучение работе с чертежами и схемами;
- развивать способность анализировать результаты собственной
деятельности.
К концу года обучающиеся должны ощущать себя частицей единой группы, коллектива; уметь читать чертежи и работать с ними; составлять композицию для оформления изделия; самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность; принимать участие в выставках народного творчества; уметь изготавливать изделия согласно тематического плана.



тематический план второго года обучения


п/п

Месяц
Наименование разделов и тем
Всего часов
Теория
Практика

1
2
3
4
5
6

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе в школьной мастерской. Инструктаж по технике безопасности.
3
2
1

2

Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение задания по образцу
( на светлом фоне).
27
3
24

2.1

Технология контурной резьбы.
3
1
2

2.2

Материалы для контурной резьбы.
3
1
2

2.3

Инструменты для контурной резьбы.
3
1
2

2.4
2.9

Выполнение задания по образцу
( на светлом фоне).
18
-
18


3

Контурная резьба по тонированному фону.
Композиция анималистического характера.
39
2
37




3.1

Контурная резьба по тонированному фону.
3
1
2

3.2
-
3.3

Выполнение контурной резьбы по тонированному фону.
12
-
12

3.4

Композиция анималистического характера.
3
1
2

3.5
-
3.6

Выполнение композиций анималистического характера.
21
-
21


4



Технология и декоративные особенности геометрической
( трехгранно - выемчатой) резьбы.
30
1
29

4.1

Технология и особенности геометрической резьбы.
3
1
2

4.2
-
4.3

Практическая отработка технологии геометрической (трехгранно - выемчатой) резьбы.
27
-
27

5

Азбука геометрических элементов. Узор геометрического характера и изученных (азбучных) элементов
( работа по образцам).
30
1
29

5.1

Узор геометрического характера.
3
1
2

5.2
-
5.3

Выполнение узора геометрического характера из ранее изученных элементов (работа по образцам).
27
-
27

6

Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне).
36
2
34

6.1

Декоративная пластина с композицией из растительных элементов.
3
1
2

6.2
-
6.3

Выполнение декоративной пластины с композицией
12
-
12

6.4

Контурная и геометрическая резьба на разных тонах.
3
1
2

6.5
-
6.6

Выполнение контурной и геометрической резьбы на светлом и темном фоне.
18
-
18

7

Выполнение простого предмета
( строганного или точеного ) с резной заставкой ( вид резьбы – по выбору учащегося )
48
1
47

7.1

Порядок выполнения простого предмета.
3
1
2

7.2
-
7.3

Практическое выполнение строганного или точеного предмета с резной заставкой
36
-
36

7.4
-
7.5

Экскурсии в музеи декоративно- прикладного искусства и на выставки. Подготовка поделок к выставкам и участие в них.
9
-
9

8

Заключительное занятие.






Итого:
216
15
201





Содержание программы второго года обучения

Вводное занятие.

Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития деревянной резьбы и ее современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы объединения. Решение организационных вопросов. Правила безопасности.

Практическая работа

Подготовка рабочего места.

2. Технология контурной резьбы. Материалы, Инструменты. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне).

Контурная резьба по светлой древесине. Пластический характер контурного решения композиций. Примеры истории народного декоративно- прикладного искусства. Пластический характер решения композиции, закономерности интерпретации природных форм в декоративные образцы. Симметрия в декоративной композиции.
Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож), деревянной поверхности естественного цвета или тонированной. Этапы выполнения контурной композиции.

Практические работы
Изготовление строганной основы под резную композицию растительного характера по размерам образца (возможно использование в качестве основы крышки школьного пенала).
Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции. Отдельные операции в соответствии с характером и особенностями контурной резьбы.

3. Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического характера.

Контурная резьба по тонированной древесине. Ознакомление с произведениями народных мастеров на анималистическую тему. Цвет, как активное средство художественного образа. Элементы цвета ведение. Цветовой фон: насыщенность, светлота; ахроматические тона. Хроматические цвета: теплая и холодная гамма, дополнительные цвета.
Контраст. Его значение в создании декоративной композиции. Контраст цвета, фактур, светотени и др. Нюанс и его роль в решении художественного образа.
Характерные особенности свойственные нюансу. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон. Приемы работы: сидя, стоя, с поворотом заготовки и без поворота.

Практические работы

Декоративные композиции для игровых комнат детского сада. Подготовка основы. Работа над эскизом на темном фоне. Использование набросков, зарисовок животных. Декоративная трактовка форм животного мира. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.

4. Технология и декоративные особенности геометрической
(трехгранно- выемчатой) резьбы.
Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Приемы резных композиций из истории народного декоративно- прикладного искусства. Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения.
Ритм в декоративной композиции: равномерные, убывающие или нарастающие ритмические повороты. Размер, интервал, светлота в ритмическом повторении.
Практические работы

Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка (поперек волокон) резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы « азбуки» (