Рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 1 класс по программно-методическому материалу «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и ФГОС

Государственное казенное специальное (коррекционное)
Образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Приозерская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»


ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕН

на педагог. совете
Распоряжение №145

Протокол №1
от 28.08.2015г

от 28.08.2015г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Речи и альтернативной коммуникации»
1 класс
(Вариант II)

2015 – 2016 учебный год





Разработчик программы:
учитель Н.А. Ротару

I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
2 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Особенности обучения
Занятия по предмету «речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.

II. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

III. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Аудирование

Способность понимать обращенную речь
Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Дикция и выразительность речи

Умение определять интонацию

Уметь произносить слоги, слова, чистоговорки;
Уметь различать интонацию.


Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Умение вступать в контакт
Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Культура общения

Понимать смысл доступных жестов и графических изображений
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.


IV. Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
Группа БУД
Учебные действия и умения.
Виды заданий на уроке.
Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.
Наглядные - практические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Найди свою парту»
«Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы.
«Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
( физкультминутки, динамические паузы)
« Знакомство с книгой»
« Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»


- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;




- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась»,
«Бусины и ниточки», «Построй домик »,
«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»


- от начала до конца,




- с заданными качественными параметрами.




4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-Умение следовать инструкции педагога.
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».

В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
V. Содержание программы
Каждый раздел предмета включает в себя несколько подразделов:
1.Аудирование
Содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации заложенном в устном высказывании.
В содержание работы по развитию навыков аудирования так же включены упражнения на слушание, понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируюсь только на ее вербальный компонент
2. Дикция и выразительность речи
Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа.
В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности.
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержании подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
4 Культура общения
Содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами.
VI. Тематическое планирование.
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Содержание раздела

1
Аудирование

Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов
Выбор из 2 близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении.

2
Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения в развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек. Перечисление предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданных условиях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией.
Разучивание детских стихотворений.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихах.

3
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

«Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «я дома», «я и мои товарищи», «Мойдодыр», «мир природы».
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстрированный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристики предметов.
Составление предложений по вопросам.
Сравнение 2 предметов по заданному признаку.
Внятное выражение просьбы и желания.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

4
Культура общения

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов: здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания. Использование как выразительных средств речи, так и их помощников. Употребление вежливых слов.


VII. Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
п/п
Изучаемый раздел
Индикаторы
Баллы




0
1
2
3
4
5

1
Аудирование
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.









Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов









Выбор из 2 близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению.









Слушание сказок и рассказов в устном изложении.







2
Дикция и выразительность речи

Умение играть и выполнять упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата.









Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.









Пение слоговых цепочек.









Перечисление предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы.









Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданных условиях.









Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов.









Разучивание детских стихотворений.









Различение вопросительной и восклицательной интонация в стихах.







3
Подготовка речевой
ситуации и организация высказывания.
Называние предметов и действий с ними, характеристики предметов.









Составление предложений по вопросам.









Сравнение 2 предметов по заданному признаку.









Выражение просьбы и желания.







4
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома.









Употребление слов: здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания.









Использование как выразительных средств речи, так и их помощников.









Употребление вежливых слов.








Баллы
Уровень сформированности навыка

0
Навык или умение отсутствует

1
Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2
Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3
Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4
Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5
Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно


VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Учебно-методический комплекс.
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с сюжетными картинками и игрушки.

Литература

IX. Поурочное планирование

№ Урока
Дата

Тема
Тип урока
Технологии
Цели урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
Формы и виды контроля


План
Факт





Предметные
БУД


1
01.09
02.09

Имена детей в речи учителя.
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Формиров-е эмоц-го контакта с учителем, знакомство с детьми.
Работа с мячиком
Уметь: произносить имена одноклассников и различать женские от мужских, обращение детей к друг другу
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

2
04.09
08.09

Выявление представлений детей о цвете
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Скорректировать представления детей о цвете
Игра «Цветик-семицветик», «Собери цветок»
Уметь различать цвета
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

3
09.09
11.09
15.09

Различение предметов по цвету и форме
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Скорректировать представления детей о цвете и форме
Игра собери пирамидку, картинки и конструктор
Уметь различать цвета

Наблюдение, оперативный разбор

4
16.09
18.09

Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Скорректировать представления детей о цвете и форме
Картинки и конструктор
Уметь различать цвета

Наблюдение, устный опрос

5
22.09
23.09

Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя
Совершенствования знаний, умений и навыков
личностно-ориентированного обучение
Сформировать умение выполнять инструкции учителя
Игра
Выполнение инструкций учителя
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию


6
25.09
29.09
30.09

Слушание, запоминание и воспроизведение слоговых компонентов (2-3 слога), близких по звучанию (в рифму)
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык воспроизведения слоговых компонентов
Слушание сказок, чистоговоррок
Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей

Наблюдение, оперативный разбор

7

02.10
06.10

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык внимательно слушать
Слушание сказок, чистоговоррок
Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей

Наблюдение, оперативный разбор

8
07.10, 09.10, 13.10, 14.10

Слушание сказок в устном изложении учителя, выбор учащихся картинок по мере изложенного текста
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык внимательно слушать
Слушание сказок, чистоговоррок
Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

9
16.10, 20.10

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикулярного аппарата
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата
Игры и упражнения
четкость (по мере возможности) движений органов артикулярного аппарата

Наблюдение, оперативный разбор

10
21.10, 23.10, 27.10, 28.10


Заучивание чистоговорок с голоса учителя, их произношение
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Выучить чистоговорку
Слушание и заучивание чистоговоррок
Чистоговорка

Наблюдение, оперативный разбор

11
30.10

Упражнения на развитие речевого дыхания (пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен)
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Развитие речевого дыхания
Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен
Развитость речевого дыхания
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор




II ЧЕТВЕРТЬ



11а
10.11

Упражнения на развитие речевого дыхания (пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен)
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Развитие речевого дыхания
Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен
Развитость речевого дыхания

Наблюдение, оперативный разбор

12
11.11
13.11

Упражнения на развитие речевого дыхания (перечисление 2-3 предметов на одном дыхании)
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Развитие речевого дыхания
Перечисление 2-3 предметов на одном дыхании
Развитость речевого дыхания

Наблюдение, оперативный разбор

13


Упражнения на развитие речевого дыхания (произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений)
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Развитие речевого дыхания
Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений
Развитость речевого дыхания

Наблюдение, оперативный разбор

14


Различение громкой и тихой речи в игре.
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык различения громкой и тихой речи в игре.
Ролевая игра
Развитость речевого дыхания
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

15


Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов.
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык произнесения ряда звуков, слогов, слов.
Упражнения
Произнесения ряда звуков, слогов, слов.

Наблюдение, оперативный разбор

16


Разучивание детских стихотворений.
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Выучить стихотворение
Слушание, заучивание
Выученное стихотворение

Наблюдение, оперативный разбор

17


Вопросительная и восклицательная интонация в стихах
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык распознания вопросительной и восклицательной интонации
Слушание стихотворений
Умение распозновать вопросительную и восклицательную интонацию
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

18


Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык распознания вопросительной и восклицательной интонации
Ролевая игра
Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации

Наблюдение, оперативный разбор

19


Выражение лица
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить распознавать выражение лица
Картинки, ролевые игры
Распознание эмоций

Наблюдение, оперативный разбор

20


Мимическая реакция на речь
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить распознавать выражение лица
Картинки, ролевые игры
Распознание эмоций
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

21


Приветствие и прощание в школе и дома
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить и сформировать навык вежливому общению
Картинки, ролевые игры
Употребление вежливых слов

Наблюдение, оперативный разбор

22


Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания»
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить и сформировать навык вежливому общению
Картинки, ролевые игры
Употребление вежливых слов

Наблюдение, оперативный разбор

23


Использование выразительных средств речи, помощников речи
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить и сформировать навык вежливому общению
Картинки, ролевые игры
Употребление вежливых слов

Наблюдение, оперативный разбор

24


«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!» Выявление представлений детей по теме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить и сформировать навык вежливому общению
Картинки, ролевые игры
Употребление вежливых слов
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

25


«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить и сформировать навык вежливому общению
Картинки, ролевые игры, конструкто
р
Употребление вежливых слов. Называние предметов и действий с ними.

Наблюдение, оперативный разбор

26


«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». Составление предложений по вопросам учителя
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить и сформировать навык вежливому общению
Сюжетные картинки, ролевые игры,

Употребление вежливых слов. Составление предложений по вопросам учителя

Наблюдение, оперативный разбор

27


«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». Сравнение 2-х предметов по заданному признаку
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить и сформировать навык вежливому общению
Сюжетные картинки, ролевые игры

Употребление вежливых слов. Составление предложений по вопросам учителя
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

28


«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!». Коллективное составление рассказа по теме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить и сформировать навык вежливому общению
Сюжетные картинки, ролевые игры

Употребление вежливых слов. Составление рассказа

Наблюдение, оперативный разбор

29


«Играем в сказку: Теремок». Выявление представлений детей по теме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Выявить представления детей по теме
Картинки
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

30


«Играем в сказку: Теремок». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Скоректировать характеристики предметов
Картинки, конструктор
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

31


«Играем в сказку: Теремок». Составление предложений по вопросам учителя -
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить составлять предложения
Картинки
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

32


«Играем в сказку: Теремок». Сравнение 2-х предметов по заданному признаку -
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить сравнивать предметы
Картинки
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

33


«Играем в сказку: Теремок». Употребление вежливых слов
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Формирование навыка вежливого общения
Картинки
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

34


«Играем в сказку: Теремок». Коллективное составление рассказа по теме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить составлять рассказ
Картинки
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

35


«Школьная жизнь: Отгадай, что в мом ранце». Выявление представлений детей по теме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Выявить представления детей по теме
Картинки
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

36


«Школьная жизнь: Отгадай, что в мом ранце». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить различать предметы по форме, цвету и величине
Картинки, конструктор
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

37


«Школьная жизнь: Отгадай, что в мом ранце». Составление предложений по вопросам учителя
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить составлять предложения
Картинки, конструктор
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

38


«Школьная жизнь: Отгадай, что в мом ранце». Сравнение 2-х предметов по заданному признаку
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить сравнивать предметы
Картинки, конструктор
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

39


«Школьная жизнь: Отгадай, что в мом ранце». Употребление вежливых слов
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить употреблять вежливые слова
Сюжетные картинки, игра
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

40


«Школьная жизнь: Отгадай, что в мом ранце». Коллективное составление рассказа по теме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить составлять предложенния
Сюжетные картинки, игра
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

41


«Игры и игрушки: В магазине игрушек» Выявление представлений детей по теме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Выявить представления детей по теме
Картинки
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

42


«Игры и игрушки: В магазине игрушек». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить различать предметы по форме, цвету и величине
Картинки, конструктор
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

43


«Игры и игрушки: В магазине игрушек». Составление предложений по вопросам учителя
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить составлять предложения
Картинки, игра
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

44


«Игры и игрушки: В магазине игрушек». Сравнение 2-х предметов по за данному признаку -
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить сравнивать предметы
Картинки, конструктор
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

45


«Игры и игрушки: В магазине игрушек». Употребление вежливых слов
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить употреблять вежливые слова
Сюжетные картинки, игра
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

46


«Я дома: Мой адрес» Выявление представлений детей по теме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Выявить представления детей по теме
Сюжетные картинки
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

47


«Я дома: Мой адрес». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить различать предметы по форме, цвету и величине
Картинки, конструктор
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

48


«Я дома: Мой адрес». Составление предложений по вопросам учителя
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить составлять предложения
Картинки, конструктор
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

49


«Я дома: Мой адрес». Сравнение 2-х предметов по заданному признаку
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить сравнивать предметы
Картинки, конструктор
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

50


«Я дома: Мой адрес». Употребление вежливых слов
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить употреблять вежливые слова
Сюжетные картинки, игра
Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

51


«Я дома: Мой адрес». Коллективное составление рассказа по теме.
Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить составлять рассказ
Сюжетные картинки, игра
Ролевая игра

Наблюдение, оперативный разбор

52


Повторение пройденного материала
совершенствования знаний, умений и навыков

личностно-ориентированного обучение
Закрепить и скорректировать материал
Работа с картинками и игрушками

Ролевая игра
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор











13PAGE \* MERGEFORMAT142115