Разработка урока по русскому языку на тему «Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» .


Урок русского языка в 5 классе
Тема: Развитие речи. «Подготовка к сочинению по картине
И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» .Цели урока:
Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить самим отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания пейзажа
Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины
Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты:
Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме
Регулятивные: построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры
Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
1. приветствие
2. проверка готовности учащихся к уроку
II. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока
- Чтобы узнать сегодняшнюю тему урока, давайте решим кроссворд.
(Кроссворд составлен учителем на сервере  LearningApps.org, используется интерактивная доска).
- После того как мы разгадаем кроссворд, появится слово, с помощью которого вы узнаете, о чем будет наша сегодняшняя тема урока.
Вопросы кроссворда:
И верхушку украшая, там сияет, как всегда, очень яркая, большая пятикрылая ... (Звезда)
Встанет ёлочка в углу у окошка на полу. а на ёлке до макушки разноцветные ... (Игрушки)
Рассыпала Лукерья серебряные перья, закрутила, замела, стала улица бела. (Метель)
Под Новый год пришёл к нам в дом таким весёлым толстяком, но с каждым днём терял он вес и наконец совсем исчез. (календарь)
В белом инее берёзы. спят ежи, медведи спят.
Но хотя пришли морозы, снегири зарёй горят.
Будет Новый год и светлый ,чудный праздник Рождества.
В шубу тёплую одета белоснежная… (зима)
- Догадались о чем будем говорить на уроке?
- Ребята, посмотрите в окно. С каким цветом у вас ассоциируется зима?
- Сегодня на уроке вы узнаете, что зима бывает не только белой.
III. Работа по теме урока
Беседа
- Сегодня мы будем рассматривать и описывать картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Репродукция картины есть в наших учебниках (см. цветную вклейку учебника).
-Чем описание отличается от других типов речи?
-Какие ещё типы речи вы знаете?
-Что можно описывать?
-Как называется картина, на которой изображена природа?
-Каких художников-пейзажистов вы знаете?
2. Слово учителя о художнике .Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.
                С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.
                Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.
               Все они проникнуты радостным, светлым чувством.
- А сейчас прочитаем фрагмент рассказа самого художника о том, как создавалась «Февральская лазурь»: чтение текста упр. 348.
IV. Работа по картине
Работа со словарем
Что же такое лазурь? (Толковый словарь)
Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.
2. Беседа по картине:
- Рассмотрите еще раз репродукцию картины .-Какое настроение вызывает у Вас картина?
- Как Вы думаете, почему картина вызывает именно такое настроение?
- Какое время года изображено?
-Что дает основание Вам для такого предположения?
- Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?
- Какое время суток?
- Почувствовали ли вы ликование природы?
- С помощью каких красок создает художник впечатление февральских праздников в природе?
- Как построена картина?
- Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о березках?
- Рассмотрите небо. Как меняется его цвет , какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нем облака?
- Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? В тени?
- Какова береза на переднем плане? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, о цвете прошлогодней листвы на её верхушке?
- Приходилось ли вам наблюдать удивительную красоту в природе?
- Что Вы чувствуете, когда смотрите на картину?
-Какой из предложенных в начале урока стихотворных отрывков можно использовать в качестве эпиграфа к сочинению?2. Составление плана сочинения.
1. Картина И.Э.Грабаря – гимн красоте природы.
2. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»
а) красавица береза;
б) лазурное небо;
в) удивительный снег.
3. Почему картина названа «Февральская лазурь»?
4. Чудо, подаренное художником.
3.Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.
4. Работа над черновиками сочинения.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Беседа по вопросам:
- Какая была тема урока?
- Какая цель урока?
- Какое впечатление произвела картина?
-Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?
2. Домашнее задание
Написать сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».