Материал по теме Технология деятельностного метода обучения учащихся начальной школы




Милованова Людмила Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ Верхнетойденской СОШ



Технология деятельностного
метода обучения учащихся
начальной школы



Дела? Проблемы? Всё пустое!
Душа ребенка – вот святое!
Цветок в душе еще так мал!
Успей полить, чтоб не завял!

В современном обществе востребованы люди, обладающие такими качествами, как мобильность, решительность, способность усваивать знания, применять их в незнакомых ситуациях и выстраивать коммуникацию с другими людьми. В связи с данными требованиями в основе моей педагогической деятельности лежит технология деятельностного метода обучения. Данный метод тесно связан с идеей компетентностного подхода в обучении и позволяет реализовать положения нового образовательного Стандарта.
В массовой школе еще преобладает традиционная модель обучения, ориентированная на освоение знаний, умений и навыков, с ее неизменными атрибутами: классно-урочной технологией обучения и ориентацией на ведущую деятельность учителя. Такое положение сохраняет в образовании основные неразрешенные противоречия: между декларируемыми целями образования и его реальными результатами.
Технология деятельностного метода обучения позволяет объединить все известные ныне системы, осуществляет синтез новых идей и не разрушает то лучшее, что есть в традиционной школе. Ученики быстрее своих сверстников усваивают учебный материал, склонны к исследовательской деятельности, способны четко сформулировать свою точку зрения. Они активны, самостоятельны, общительны, обладают более высоким уровнем знаний, с удовольствием учатся.
Для формирования у учащихся деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать в выполнении различных видов деятельности. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте, можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Об этом писали А.Дистервег, К.Д. Ушинский, Д.И.Писарев, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и многое другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. «Именно понятие деятельности, - подчеркивал В.В.Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия и различные частные теории его отдельных сфер». Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно активизации деятельности детей на уроке. Отсюда следует, что необходимым условием совершенствования методической системы обучения в рамках гуманизации образования является деятельностный подход («от ученика») во всех ее компонентах, проектирование учителем идеальной траектории деятельности ученика в учебном процессе – учебной деятельности ученика – требует совмещения поля деятельности учителя с полем деятельности учащихся так, чтобы каждый ее элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в учебной деятельности. Эта замкнутость двух пространств деятельности есть основа проектирования технологии обучения на основе деятельностного подхода.
Технология системно-деятельностной педагогики обеспечивает отказ от заучивания фактов и освоения навыков, характерных для традиционной модели образования, формирование взаимосвязанного, взаимозависимого мышления, направленного на решение образовательных проблем, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, наблюдается активность мыслительной деятельности, стремление обучающихся к самореализации, самоутверждению.
Формы обучения:
Урок-практикум.
Практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств предметов (объектов, явлений). Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов.
Урок-поиск.
Целенаправленное наблюдение за действиями (поведением, динамикой) объекта (явления) для обнаружения доказательств в истинности или ложности намеченной гипотезы. Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей решения.
Урок-наблюдение.
Восприятие объекта (явления, события) окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них. Основной структурный элемент: целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимися.
Урок - дискуссия.
Обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной информации. Основной структурный элемент: диалог/ полилог.
Интегрированные уроки.
Для развития ребенка очень важно, чтобы учебный материал осмысливался в более широких и разнообразных связях. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. Интегрированные уроки способствуют развитию заинтересованности и постепенному переходу к самостоятельному творчеству, требующему воображения и фантазии.
Урок – игра.
Освоение понятий темы, для введения в тему, объяснения, закрепления, упражнения, контроля. Основной структурный элемент: процесс разыгрывание игровой ситуации.
Урок - творчества.
Моделирование воображаемой ситуации с целью изменения
( творческого преобразования) объекта. Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.

Литература:
1.Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – С. 23 - (Стандарты второго поколения).
2. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – С. 31 - (Стандарты второго поколения).
4.О.Е. Жиренко «Инновационные технологии и современной начальной школе».





Рисунок 1