Рисование геометрического орнамента в квадрате (по образцу)






















Конспект урока ИЗО в 3 классе С(К)ОШИ VIII вида на тему:

Рисование геометрического орнамента в квадрате (по образцу)




Разработала: учитель начальных классов
Тычкова О.А.

























Тема урока: Рисование геометрического орнамента в квадрате (по образцу)
3 класс

Цель урока: Расширение знаний учащихся о разнообразии и красоте узоров и орнаментов.
Задачи урока:
Образовательная:
- формирование знаний о широте применения орнамента в повседневной жизни;
- совершенствование умений соблюдать правила и последовательность выполнения симметричного геометрического орнамента;
Коррекционная:
- развитие и коррекция зрительного внимания и памяти, речи, творческого воображения, пространственного ориентирования, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, глазомера, графических навыков, восприятия цвета путем выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;
Воспитательная:
- воспитание эстетических чувств и положительной мотивации к изучаемому предмету;
Оборудование: развивающие задания, термины, раздаточный материал, ИКТ, художественные инструменты, материалы и принадлежности, музыкальный ряд, образцы узоров и орнаментов.

Ход урока:

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Примечания


1.Оргмомент

- Приветствие, установка рабочей дисциплины, организация рабочего места.
- Я приветствую вас на уроке изобразительного искусства. Садитесь. Положите руки на парту и выпрямите спинки.

Стоя приветствуют учителя. Садятся за парты.


2. Коррекционно-развивающая минутка

1) Перед тем, как приступить к объяснению, я предлагаю вам поиграть с буквами. Перед вами лежит набор букв. Выберите, пожалуйста, ту букву, на которую начинается ваше полное имя.
МСАДНЭМЕ + О (буква учителя))
- Из полученных букв я предлагаю вам составить слова.
САД, СОН, НОС, СОДА
- Из достаточно сложного набора букв вам удалось составить сразу несколько слов.
Молодцы!
2) Продолжим игру с буквами. На этих листочках зашифрованы слова, которые
необходимо прочитать (подсказки – это ваши принадлежности, которые лежат у вас на партах ). Мы повторим как они называются, а заодно и проверим, всё ли у вас готово к уроку.
Карандаш, линейка, ластик, бумага
- Проверьте, все ли эти предметы есть у вас на партах?
Дети выбирают букву на которую начинается их полное имя.



Дети на партах составляют слова
САД, СОН, НОС, СОДА







Индивидуальная работа со слабоусевающими детьми.




У каждого ребенка на парте листочки с зашифрованными словами. Карандаш, линейка, ластик, бумага

3. Выявление имеющихся знаний учащихся.

- А сейчас обратите своё внимание на экран. Я буду показывать вам разные картинки с изображением предметов, которые нас окружают. Вам необходимо их очень внимательно
посмотреть, а затем ответить мне на один вопрос: Что у них общего?

Сл.1 - Здесь изображён один из предметов мебели - кровать, заправленная красивым чёрно-белым покрывалом.
Сл.2 - Это кресло с яркой цветной обивкой.
Сл.3 - Далее, комната с красивыми полосатыми обоями на стене.
Сл.4 - Женское платье, декорированное ажурным кружевом.
Сл.5 - Стены дома, украшенные разноцветной мозаикой.
Сл.6 - Шикарный пол в гостиной.
Сл.7 - Яркие шторы в цветочек на окне.
Сл.8 - Элементы одежды.
Сл.9 - Декоративные подсвечники на стене.
Сл.10 - Красивый кованный лестничный марш.
Сл.11 - Картина с вышивкой на стене.
Сл.12 - Элементы резьбы по дереву в предметах мебели.
Сл.13 - Просмотрев эти изображения, ответьте на вопрос: Что же у них общего?

Сл.14 - Для чего и где в нашей жизни используются узоры и орнаменты?



- Итак, мы выяснили, что узоры и орнаменты окружают нас повсюду и используются для украшения нашей повседневной жизни. Давайте посмотрим по сторонам и скажем, где в
этом кабинете используется орнамент или узор (линолеум, филёнка, потолочная плитка).
Молодцы!

- Ранее вы уже работали с узорами и орнаментами. Выполняли их в круге, в
полосе и т.д. Давайте вспомним, какие два вида орнамента вы уже изучили.

Сл.15 1 )растительный - это орнамент, который состоит из растительных элементов:цветы, листочки, завитки, травинки.
Сл.16 2) геометрический - это орнамент, который состоит из геометрических фигур: КАКИХ ?



- А сейчас я буду вам показывать узоры и орнаменты, а вы будете их называть, но сначала потренируемся в произношении сложного термина
Сл.17 Ге-о-ме-три-чес-кий (хоровое произношение)



















Сл.18 - Какой орнамент оказался лишним?
- А какие орнаменты остались?

- И это не случайно. Ведь геометрический орнамент является сегодня нашим главным
гостем.








Дети просматривают слайды.


- На всех предметах есть узоры и орнаменты.



















- Узоры и орнаменты есть повсюду.
- Они используются для украшения посуды, мебели, одежды.





- На линолиуме.
- На потолочной плитке.
- На филенке.






- Растительный.



- Геометрический.

- Кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, ромбов.



Дети произносят хором: Ге-о-ме-три-чес-кий.



















- Растительный.

- Геометрические.


Показ слайдов.



















































Показ слайдов.














-Демонстрация и называние видов орнамента (растительный, геометрический)


- Индивидуальная работа с раздаточным материалом (из набора орнаментов учащимся необходимо выбрать лишний орнамент, который является растительным)



4. Сообщение темы и цели урока, объяснение.

Сл.19 - Тема сегодняшнего урока «Рисование геометрического орнамента в квадрате» (по образцу), но об этом чуть позже. Давайте немного отдохнём.

Физминутка:

ИТАК: мы выяснили, что узоры и орнаменты используются для украшения. Они бывают растительные и геометрические.

Сл.20 - Ребята, у меня на экране появились три слова: сиММетричный,
не сиММетричный, ось сиММетрии.
- Вам знакомы эти слова?
- Они имеют какое-то отношение к нашему уроку? Какое?


Сл.21 - Посмотрите внимательно на эти два узора.
- Скажите какой из них симметричный – справа или слева?

- Как вы это определили?



ИТАК: мы выяснили признаки симметричного узора: равные части по форме, цвету, расположению. И можем смело переходить к следующему этапу нашего урока.

Сл.22 - На экране изображён геометрический орнамент, который нам сегодня предстоит построить. Скажите , он имеет симметричную форму?

- Давайте ознакомимся с последовательностью его построения:

- У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Какой он формы?

1)Проводим диагонали, соединяя противоположные углы квадрата (сколько треугольников
получилось?)

2)Через полученный центр и отмеченные синим цветом точки на сторонах квадрата проводим горизонтальную и вертикальную линии. (сколько теперь получилось треугольников?)

3)Внутри квадрата нам необходимо построить ромб. Для этого мы снова соединяем синие точки, но уже между собой.

4)А теперь нам понадобится линейка не как инструмент для проведения ровных линий, а как измерительный прибор для того, чтобы отложить равные отрезки от тех же синих точек на сторонах ромба (по 3 см) Напоминаю, что отмеряем от нуля.
5)Полученные точки сначала соединяем с углами квадрата, а затем с центром квадрата.

6)Для цветового решения нам понадобятся три основных цвета.
- Какие?

- А почему их называют основными?


7) Штриховка наносится от центра. Штрихи равномерные, не выходят за контуры изображения.

- Скажите, а где и для чего можно использовать данный орнамент?

- Я предлагаю в конце урока собрать все работы в одну композицию . Посмотрим, что у нас получится.




Дети выполняют за учителем зарядку, расслабляющую гимнастику для глаз.





Просмотр слайдов детьми.

- Да, знакомы.
- Имеют.Узоры бывают симметричные и не симметричные.


- Симметричный рисунок расположен справа. Не симметричный – слева.
- У симметричного рисунка обе части равны по форме и цвету.








- Да, имеет.






- Квадратной.




- Четыре.





- Восемь.




















- Жёлтый, красный, синий.

















Показ слайдов.



























Показ учителем на маркерной доске.






5. Практическая работа.

«Рисование геометрического орнамента в квадрате» (по образцу).


- Дети выполняют самостоятельно построение геометрического орнамента.

Повторение каждого этапа работы и совместное с учителем построение сложного.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.

6. Физминутка.
- Разминаем пальчики.
Дети выполняют гимнастику для пальцев рук вслед за учителем.


7. Продолжение практической работы.
- Выполнение работы в цвете с соблюдением правил симметрии при выборе цвета и направления штрихов.

Дополн. - Дорисуй вторую половину симметричного узора.
Задания - Собери орнамент.

Сл.22 - Сбор общей композиции.

Дети раскрашивают орнамент.


Дети выполняют дополнительное задание.


Музыкальное сопровождение.


Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.

8. Подведение итогов урока
- Какие виды узоров и орнаментов знаете? Назовите их?
- Какой орнамент мы с вами сегодня выполняли?

- Где можно использовать узоры и орнаменты?



- Молодцы!
- Сегодня на уроке мы много говорили о разнообразии и красоте узоров и
орнаментов. Они радуют глаз не только в музеях, но и в наших домах, украшая предметы быта. И это не случайно: узоры и орнаменты дают ощущение красоты, гармонии, порядка. Они успокаивают и в то же время поднимают настроение.

- Анализ работы учащихся, выставление оценок.
- Уборка рабочих мест.

- Растительный.
- Геометрический.

- Геометрический.

- Они используются для украшения посуды, мебели, одежды.
- Для украшения всего, что нас окружает.
































Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515