Статья Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей


В современном обществе, по утверждению ведущих политологов, доминирует не только затянувшийся на долгие годы мировой экономический кризис, но и кризис духовный. Тревогу по поводу нравственной деградации нации уже не первое десятилетие бьют ученые, философы, социологи и педагоги, отмечая массовое распространение в обществе грубости, цинизма, алкоголизма, наркомании и других социальных пороков. По мнению специалистов, современную действительность как нельзя лучше характеризуют слова Ф.И.Тютчева, сказанные еще в XIX веке: «Не плоть, а дух растлились в наши дни». Наиболее заметно в этом плане падение нравственности у молодежи, поскольку именно она легче всего меняет ценностные ориентации под влиянием различных внешних обстоятельств. Что же это такое – нравственность? Что такое нравственная ценность?
Нравственность – это совокупность духовных и душевных качеств человека, необходимых для существования в обществе себе подобных, а также правила, определяющие его поведение, и выполнение этих правил. Нравственные ценности – это набор ценностных установок, являющихся для человека нравственными правилами поведения. Эти установки определяют стремление к добру, проявление любви к Родине, людям и природе. Главной нравственной ценностью считается человеческая личность со своим неповторимым внутренним миром, интересами, способностями, возможностями и потребностями. Становление человека как личности предполагает не только развитие его умственных способностей, но и усвоение системы общечеловеческих нравственных ценностей, составляющих основу культуры его нации. Внедрение таких ценностей в образовательный процесс – один из важнейших по социальной значимости вопросов, находящихся в поле деятельности педагогики. Именно она занимает особое место среди гуманитарных наук, являясь, по сути, наукой о воспитании личности. Важность этого вопроса подчеркивал в свое время К.Д. Ушинский, утверждая: «Главную задачу воспитания составляет влияние нравственное».
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоения культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального населения Российской Федерации. Цель такого воспитания – явить ребенку примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту чувства любви ко всему, что его окружает. Именно поэтому объектом духовно-нравственного воспитания в человеке является не ум, а сердце и, как следствие, душа.
К сожалению, в современной системе образования практически исчезла создаваемая веками школа духовно-нравственного воспитания учащихся, вследствие чего духовно-нравственный запас, накопленный нашими предками, почти исчерпан и не пополняется в новых поколениях. У современных детей порой нет идеала, поэтому приходится говорить об утрате ценностей, поскольку именно нравственный идеал играет особую роль в нравственном воспитании как воплощение представлений о совершенной личности. Идеал служит ориентиром для человека в жизни, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Детям такой идеал необходим для взросления души, и в этом им призвана помочь школа. А.С. Пушкин в свое время подчеркнул: «В начале жизни школу помню я», определив таким образом ее фундаментальное значение в развитии человека.
Главная цель школьного образования – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению, что позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому процессу русский язык и литература как предметы, позволяющие на каждом уроке уделять необходимое внимание духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Не случайно уроки по этим предметам всегда воспринимаются как уроки добра, нравственности и духовной красоты. В этом нет ничего необычного, поскольку русский язык по праву считается одним из самых развитых и богатых языков мира, и на уроках не составляет труда использование языкового материала с ярко выраженной нравственной окраской. В первую очередь таким материалом могут служить тексты о доброте, милосердии, человечности, совести и любви к Родине, побуждающие учащихся к формированию своих нравственных позиций. Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы – сочинения, изложения, сочинения-миниатюры. Еще более масштабна в этом процессе роль уроков литературы. По словам К.Д. Ушинского, «то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Ценность художественного слова заключается в том, что оно воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства и поступки. Слово может окрылить, вызвать желание совершить добрый поступок или чувство стыда за неподобающее поведение. Русская литература – не просто основа духовного воспитания народа, она по праву может считаться его гордостью и совестью. С точки зрения нравственного понимания можно рассматривать практически любую литературную тему. Так, например, в сказках добро всегда сильнее зла, былины служат прекрасным образцом патриотической литературы, а пословицы и поговорки обладают мощным нравственным потенциалом, поскольку в них сконцентрирована мудрость многих поколений русского народа. И, безусловно, в процессе воспитания настоящего человека и гражданина нельзя обойтись без русской классики, которая поистине бесценна. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует будущий опыт человека, развивает его чувства. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, прослеживать авторское отношение к ним и вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать не только развитию читательских навыков и глубокому постижению произведения искусства, но и повышению уровня нравственной воспитанности ребенка, формированию его нравственных идеалов.
Исходя из вышесказанного, следует констатировать, что нравственность – это наивысшая мера человечности, которая берет начало с осознания долга личности перед обществом, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И обязанность педагога – воспитать в детях непреходящее чувство такой меры, чтобы они всегда могли четко определять ценность своих помыслов и поступков для всего человечества.

Заголовок 115