Воспитательное занятие по правилам этикета


Воспитательное занятие «Этикет».
Викторина «Знатоки этикета».
Цель: закрепить знание правил поведения и речевого этикета.
Задачи:
Воспитать уважительное отношение к себе, к своим сверстникам и окружающим людям;
Формировать культуру поведения;
Воспитать потребность к повышению своего культурного уровня.
Ход мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Включение в занятие.
Сегодня у нас обобщающее занятие, мы с вами покажем, всё то, что уже узнали по культуре поведения. Занятие будет проходить в форме викторины «Знатоки этикета».  Давайте вспомним, что же такое этикет?
( Ответы детей: вежливое отношение к другим людям, достойное поведение в обществе, уважение и т.д.).
Правильно, молодцы!
Когда мы используем эти правила поведения?
Ответы детей.
А сейчас мы вспомним вежливые слова? Я уверена, что вы знаете много таких слов. Давайте по – очереди их назовём.
Разминка.
Игра «Цепочка».
Слова приветствия (добрый день, добрый вечер; здравствуйте, доброе утро);
Слова просьбы (будьте добры, будьте любезны; если вас не затруднит);
Слова прощания (до встречи, до свидания, прощайте);
Слова извинения (простите, извините, очень жаль).
Слова благодарности (Спасибо, благодарю, очень признателен, пожалуйста).
Какие вы вежливые, вы знаете так много волшебных слов.
Прежде, чем мы перейдём к вопросам викторины, необходимо разделиться на команды. Ребята разбирают розовые, жёлтые, зелёные полосочки бумаги и делятся на команды по цвету.
3. Викторина.
А сейчас перейдём к вопросам викторины.
Задания для викторины.
1-ая часть викторины - блиц конкурс, в котором надо очень быстро ответить на вопрос. На ответ даётся всего 1 минута.
Вы любите танцевать? А сейчас мы вспомним правила танцевального этикета. Каждая команда отвечает на свой вопрос. Остальные команды внимательно слушают ответ и могут его дополнить.
1. Танцевальный этикет.   Ведущий по очереди задаёт вопросы командам, команды сразу отвечают.
Должна ли девушка объяснять партнёру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его)    
Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить)     
Определи классические правила приглашения танец. ( Мужчина подходил к девушке и просил её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь)    
Молодцы, а сейчас я предлагаю вспомнить, как правильно себя вести за столом.
2. Столовый этикет.    
Вы за столом. Где должны находиться руки до еды? (На коленях)
Для чего нужна бумажная салфетка? (Вытирать пальцы и губы)
Для чего нужна матерчатая салфетка? (кладут на колени, чтобы не испачкать одежду)
 Замечательно! С правилами столового этикета вы знакомы хорошо.
Переходим к пригласительному этикету.
3. Пригласительный этикет.  
Часто ли вам приходилось приглашать кого-нибудь в гости или наоборот, принимать от кого-либо приглашения?
А насколько вы хорошо знаете правила пригласительного этикета, мы сейчас узнаем.
Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (Можно, но только очень близкого друга)
Если по какой – то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа)
Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить подарок).И с этим заданием вы справились! Молодцы! А теперь я предлагаю вам поработать экспертами (Исследователями).
Раздать материал всем командам с ситуативной задачей №1.
5. Ситуативные задачи.             «Приём гостей дома».
Ситуация 1.
Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.
Вскоре все сидят за столом.
Найдите ошибки, которые допущены в данной ситуации. Вам будет дано три минуты на обсуждение. Затем один представитель команды расскажет, что у вас получилось. Остальные команды могут дополнять ответ.
Команды совещаются.
Ошибки:
Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.
Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.
Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.
А сейчас задание усложняется. Вам необходимо не только исправить ошибки, но и разыграть сценки с данной ситуацией. На каждое задание будет дано три минуты.
Ситуация  2.    Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Обращаясь к прохожему мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
Правильный ответ: «Извините пожалуйста, не могли бы вы сказать. который час? После ответа надо сказать: «Спасибо!» Не кричать.
Ситуация  3.   Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
Ответ: дорогу первым уступает тот, кто вежливее.
Ситуация  4.   Мальчик звонит другу и приглашает в гости – поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга.
Викторина «Знатоки этикета» закончилась. Все команды показали себя достойно. Молодцы!
Заключительное слово.
Что бы вы ни делали, вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. Вас окружают люди, ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм. Киножурнал «Ералаш» «День вежливости».
Ребята, вы же понимаете, что так себя надо вести каждый день и не только в школе.
6. Рефлексия.
Что сегодня на занятии вам запомнилось больше всего, что удивило?
Спасибо за внимание!