Доклад: Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Доклад на тему:
«Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению»

Выполнил:
Лебедькова Е.В.
учитель нач. кл.
Кашира 2015
 «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются  в прах, если у ученика нет желания учиться»,- писал русский педагог В. А. Сухомлинский. (слайд 2)
Трудно не согласиться с данным высказыванием. Мотивация учения, формирование интереса ученика к предмету –  очень сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. (слайд3)
В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Педагогические игры имеют следующую классификацию: (слайд 4)
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные.
По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические.
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные.По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные.
Требования к подбору игр следующие: (слайд 5)
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Я работаю по программе «Начальная школа ХХI века». Материал учебника по русскому языку Иванова Станислава Викторовича формирует навыки грамотного письма, дает основы лингвистических знаний, развивает речь в занимательной форме.
Основными методами и приемами обучения является самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, вопросы учеников к учителю и наоборот. Все это способствует развитию творческого, критического мышления.
1). Игра «Займи позицию».
При изучении темы «Имя прилагательное» каждый ученик вытягивает листок с написанным на нем прилагательным. На доске – в разных местах – листы с надписями: «качественные», «относительные», «притяжательные». Каждый ученик должен подойти к соответствующему листу, назвать свои прилагательные и обосновать свой выбор.
Такая работа способствует очень высокому уровню активности учащихся.
2). Игра « Шифровальщик» (слайд 6)
Сделать буквенную запись слов. Например [радосный']
3).Учащимся очень нравится находить и исправлять ошибки.
Запиши правильно (слайд 7)
Поивились первые весенние цветы. Вылитают на свет пестрые бабочки. Они абъявляют о приходе весны. Быстрые лесные ручьи впитали в себя запохи мхов, старой травы, листьев, тежелых березовых капель и понесли по зимле.
Учащиеся учатся видеть ошибки, аргументировать свои мысли, изменять их если они неверны.
4). Игра «Найди глаголы»
Детям предлагается найти и выписать все глаголы и задать к ним вопросы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задания (слайд 8).
Можно в ракете
Добраться до Марса,
Можно в тайге
Встретить снежного барса,
Можно гадать –
Почему не раскрыта
Тайна Тунгусского метеорита.
Игра «Кто больше?»
Класс делится на 4 команды по 6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 мин. Образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.
Материал для игры:
ходить
ехать
лить
есть
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.
         С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у  них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
    Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. 
Например:
Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое?
Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года?
Два отца и два сына съели три апельсина. Поскольку съел каждый из них?
В любой урок можно внести элементы игры. Детям очень нравятся «волшебные цепочки» (слайд 9). Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.
Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).
Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
               Упражнения для устного счёта  предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики.
Глаз-фотограф.
       Эту игру можно использовать при изучении таблиц сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, она говорит, что в этой игре сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен заполнить ее). Таблица дается с ответами. Через 5-7 минут ответы стираются, и ученики по порядку отвечают, они воспроизводят таблицу в разбивку.
Игровые технологии применяются при изучении «Окружающего мира» А.А.Плешакова
Игра «Типография» (слайд 10)
В игре участвуют две команды по 15 человек. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица . . . . (Грач) Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес . . . . (Павлин)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаете? Это . . . . (Цапля) Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает . . . . (Сова)
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец
Прилетай скорее, . . . . (Скворец) Была проведена между тремя первыми классами добрая акция: «Помогите птицам зимой». Подготовил ее 3»В» класс (11,12 слайды).
Цель акции: познакомить детей с зимующими птицами, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы(13,14 слайды).
Обязательное условие в организации игр - дифференцированный подход к детям. Одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать. Широко применяются и методы поощрения, словесные одобрения.. Всё это вместе взятое формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий в игре, создаёт основу для общественной активности.
  На уроках физкультуры проводятся спортивные эстафеты, веселые старты между параллельными классами. Дети с удовольствуем в них участвуют, развивая двигательные способности, чувство товарищества, ответственность за команду(слайд 15,16).
Задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся.Помнить, что встречаясь даже с одарёнными учениками, он готовит из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность, ведь в процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляд, мировоззрение, убеждения, творческие способности (слайд 17,18).
Игровые технологии используются на уроках в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы (слайд 19).
И закончить хочется словами великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».