Здоровьесберегающие технологии на уроках истории в условиях внедрения ФГОС

Пидпалюк Е.А., Пермякова А.В.
Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы
В.А.Сухомлинский
В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.
Одной из наиболее актуальных задач в условиях внедрения ФГОС является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического. Каждое из этих направлений содержит инвариантную часть – технологию работы педагога, психолога, медицинского работника в образовательном учреждении и вариативную часть, которая позволяет каждой школе иметь свой стиль и собственные методы работы.
От учителя - основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.
К факторам, влияющим на здоровье обучающихся и зависящим в большей степени от учителя, а также позволяющих с наименьшим для здоровья обучающихся риском внедрить ФГОСы относятся:
1. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
2. Стиль педагогического общения учителя с обучающимися
3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений обучающихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
8. Личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
10. Обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
11. Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
12. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. 

На современном этапе внедрения федеральных государственных стандартов в рамках реализации компетентностно - ориентированных технологий в обучении педагогу необходимо определить: как же решаются поставленные им задачи на уроках истории и обществознания.
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1.Правильная организация урока.
Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Правило 2. Использование всех каналов восприятия.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута 80%; 25-35-я минута 60-40%; 3540-я минута 10%.
Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.
Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга.
Одна из главных задач, встающих перед учителем - преодоление сухости и формальности в преподавании истории и обществознания, построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование мультимедийных средств, наглядных средств и т.п.
Первые 3-5 минут любого урока занимает «врабатывание», т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 20-25 минут для среднего звена и 25-30 минут для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает «предутомление» или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, еще больше снижается интерес к происходящему в классе.

Необходимо чередовать различные виды деятельности и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма в течение длительного времени.
а) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, ответы на вопросы, решение примеров, задач и т. д. Норма – 4-7 видов за урок.
б) средняя продолжительность и частота видов учебной деятельности – норма 7-10 минут.
в) число видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех.
г) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.
Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного -20%, от увиденного – 30%, от того , что слышим и видим, -50%; от того, что используем в своей практической деятельности и особенно в
самостоятельном творчестве – 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации
На каждом уроке необходимо создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы, создание условий для проявления творческой активности (конкурсы кроссвордов, стенных газет, рефератов, стихотворений по изучаемой теме).
Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.
Для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения на уроках истории и обществознания можно применять следующие приемы и стратегии:
1. Разбивка на кластеры.
2. Синквэйн.
3. Лекция.
4. Пятиминутное эссе.
5. Чтение со стопами.
6. Метод шести шляп.
7. Инсерт – чтение с пометками.
8. Дерево предсказаний.
9. Стратегия «ИДЕАЛ».
10. ПОПС – формула:
11. Дискуссии.
Для избегания монотонности на уроке, необходимо дозирование учебной нагрузки и внедрение на уроках физкультминуток, игровых пауз, зрительной гимнастики и эмоциональной разгрузки.
С целью пропаганды здорового образа жизни:
- в 5-х классе при изучении темы «Древний Египет» обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»; при рассматривании темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина.
- В 6, 7, 8,10 классах при выяснении причин вымирания американских индейцев заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;
- при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;
-в 7 классе на уроках обществознания, изучая психолого - возрастные особенности подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям.
- при изучении глобальных проблем человечества в 6 - 11 классах подростки понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений.
Часто ругают молодёжь за её инфантильность, за неумение думать и рассуждать, но вот такие уроки доказывают, что молодые люди также как и весь мир озабочены здоровьем человечества и заинтересованы в изучении, разработке и применении здоровьесберегающих технологий не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Значит, учитель должен стремиться к тому, чтобы ученик был здоровым. А здоровье ученика в норме, если он:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.

Библиографический список
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2005.-№10.-С.84-92.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.
Электронные ресурсы
1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003
2. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
3. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915