здоровьесберегающие аспекты уроков технологии в рамках внедрения ФГОС

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №103
Нижегородского р-на г. Н. Новгорода














Здоровьесберегающие аспекты уроков технологии в условиях перехода на ФГОС














Королёва Т.В.
учитель технологии
высшей категории



2014 г.
Учителя, работающие много лет в школе, констатируют факт, что ученики сейчас очень отличаются от своих сверстников, обучающихся 10 – 15 лет назад. С одной стороны они «продвинуты» в области компьютерных технологий – легко осваивают и используют их (и это, несомненно, радует), с другой стороны, они слабо мотивированы на учебу, имеют низкий уровень духовно-нравственной культуры, и, что особо заметно, состояние здоровья российских школьников заметно ухудшается. При этом помимо наиболее распространенных заболеваний школьного периода (это - ухудшение зрения, сколиоз), наблюдается значительное увеличение таких заболеваний, как: сердечнососудистые (в виде нарушения давления), неврозы (повышенная возбудимость, рассеянность внимания), и психические расстройства (агрессия). Частота увеличения болезней приходится на возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Это вызывает серьезную тревогу специалистов. В связи с этим встаёт острая проблема сохранения здоровья наших детей, которая приобрела статус приоритетного направления.
Идея здоровьесбережения учащихся - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».
Конечно, о здоровье учащихся мы с вами заботились и раньше. Но в ФГОС 2-го поколения впервые чётко определено,
*что включает в себя понятие «Охрана здоровья обучающихся»,
*как должны строить свою деятельность в плане охраны здоровья обучающихся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

«Здоровье» – это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Оно состоит из нескольких компонентов:

·  Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.

·  Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.

·  Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.

· Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

Понятно, что для успешного изучения и усвоения учеником образовательной программы, необходимо, чтобы ребенок был физически здоров. А для воспитания из него личности, необходимо, чтобы у ребенка присутствовали психические и нравственные составляющие здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы:
a.          технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
b.          технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
c.           разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко, и я стараюсь на уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.
В первую очередь это условия работы. Очень важно грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, соблюдать температурный режим, . Все это соблюдается у нас в школе: Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил т/б и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Помимо инструктажей по ТБ в кабинете имеются соответствующие стенды по ТБ, свет в кабинете слева и спереди перед шв. машинами, на партах находятся шкатулки со швейными инструментами, волосы заплетены, во время занятий кулинарией – фартуки и косынки.
На состояние здоровья на уроках технологии оказывают влияние такие вредные факторы, как:

·  Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени; Сидя за швейной машиной или вышивая, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы...

·  Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения...

·  Стресс при возникновении неполадок в работе швейного оборудования. Если шв. машина выходит из строя, то приходится терять время на устранение неполадки, либо исправление в работе. Следовательно, происходит сбой с запланированного темпа работы, а это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение настроения...

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.
На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за швейной машиной и при вышивке, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать еще задолго до того, как школьник приступил к занятиям. Планируя учебный процесс, прежде всего, следует планировать работу своих учеников, разрабатывая для этого специальные задания, упражнения, готовя раздаточный материал, технологические карты, подготавливая рабочие места, оборудование и т. д.
Перед учащимися следует ставить четкую цель и организовать их деятельность на достижение конечного результата. При этом стараться как можно конкретнее «прописать» учебно-воспитательные задачи, решаемые в ходе преподавания той или иной учебной темы, определяя точно, что должны знать и уметь учащиеся по завершению работы над ней.

Создание благоприятного психологического климата на уроке
После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Обращаю внимание на то, садятся ли девочки за парту на свои привычные места. Если нет, то это, как правило, результат ссоры. В таком случае, стараюсь уладить конфликт, найти доброе слово и дать полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Почти все дети очень любят наш предмет и от того как я буду использовать все доступные для меня методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение ко мне, как преподавателю, и к уроку в целом.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

Технологии личностно-ориентированного обучения
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести
дифференцированного обучения,
обучения в сотрудничестве,
разнообразные игровые технологии.
технологии проектной деятельности,
5. информационные технологии

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

· создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

· использование проблемных творческих заданий;

· стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

· применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

· рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

дифференцированное обучение

Положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в том, что целевая ориентация - на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми, т.е.
- с одной стороны учитывается уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления,
- с другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области

Обучение в сотрудничестве
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
Развиваются навыки мышления, включается работа памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель школы, реализующей ПС, разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Игровые технологии

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Метод проектов

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми",

информационные технологии
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.
В современном кабинете технологии (как, впрочем, и в любом другом кабинете) должны использоваться не только швейное оборудование, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном. К сожалению, в нашей школе не имеется такая возможность, тем не менее, компьютеризация школ ускоряется, пополняется парк компьютеров, и. видимо, в ближайшее время оснащение кабинета персональными компьютерами станет вполне реальным.
Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет-технологий, то здесь появились большие возможности для поиска и “скачивания” материала из ресурсов Интернета в виде схем вышивок, советов и рекомендаций по изготовлению чего-либо и т. д.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.



Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315