Проект «Курение и здоровье будущего поколения»

МБОУ "Урюмская средняя общеобразовательная школа" Тетюшского муниципального района
Республики Татарстан



Проект "Курение и здоровье будущего поколения?"


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
1.Полное название проекта - «Курение и здоровье будущего поколения?».
2.Напрвление проекта – Здоровый образ жизни.
3. Проектная команда – Прыткова Анастасия – 10 класс, Бехтина Олеся – 10 класс, Малькина Виктория – 10 класс.
4.Руководитель – Прыткова Галина Николаевна
5. Краткое содержание проекта - Проект предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на сформирование в сознании школьников негативное отношение к курению, научить их сказать: “Нет вредным привычкам!!!”.
7. Место реализации проекта – МБОУ "Урюмская средняя общеобразовательная школа" Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

8. Контактная информация:
Прыткова Г.Н. – тел. (раб) 8(84373)54-0-49;
Директор школы – Большакова Людмила Васильевна
тел. 8(84373)54-0-60
Выявление проблемы.
Основанием для разработки проекта послужила организация районной акции «Я – гражданин России».
Для того чтобы сформировать у детей умения и навыки, которые необходимы при работе над социальным проектом, была организована инициативная группа из учащихся 10 классов. В ходе беседы, учебной деятельности были рассмотрены и проанализированы создавшиеся ситуации на территории нашего села, школы. Что на сегодняшний день нас не устраивает и как устранить создавшуюся проблему. Ученики детально проанализировали широкий спектр вопросов, которые значимы для нашей школы и требуют немедленного их решения.
Для этого провели опрос учащихся, родителей и учителей.
Проблем как выяснилось очень много: оказание помощи ветеранам, улучшение экологической обстановки в поселке, благоустройство школьной территории, развитие спортивно-массовой работы, здоровый образ жизни и т.д. Потом рассматривали детально каждую проблему, обсуждали ее. При обсуждении проблем исходили из таких критериев:
посильность задачи для выполнения;
реальность ее решения и материальные затраты при ее выполнении.
Мы оказалась перед широким выбором, и потому решили посоветоваться по этому вопросу с администрацией школы, педагогическим коллективом. В ходе этих бесед мы пришли к выводу, что нам нужно выбрать ту проблему, которая самая актуальная в наши дни, а актуальнее нашего здоровья ничего не может быть. И мы решили взять проблему курения.
Когда мы определили проблему, мы провели анкетирование учащихся, родителей и учителей.
Сбор информации по проблеме.
Почему эта проблема стала актуальной на данный период? В чем ее важность? Зачем и почему начинают курить подростки? Курят ли родители? Курят ли братья, сестры? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно было собрать и проанализировать довольно пестрый и разнообразный спектр информации по заинтересованной нас проблеме.
I группа
проводила социальный опрос среди учащихся 5-11 классов;
социальный опрос среди учителей, родителей, членов семьи по анкете.
II группа – разработала план мероприятий по данной теме.
Работая над проектом «Курить – здоровью вредить», мы надеемся что во первых многие ребята задумаются и бросят курить, во вторых – сохранить свое здоровье и не заразиться вредной привычкой, а также защититься от так называемого пассивного курения. И, наконец, в-третьих, работая над проектом, мы надеемся узнать много интересного и полезного, что может пригодиться нам в дальнейшем для успешной социализации в обществе.
Желая выяснить причины столь высокого процента курения школьников, им был задан следующий вопрос: «Отметьте мотивы, по которым чаще всего начинают курить подростки?»
Ответы были следующие:
- Затрудняюсь ответить – 2
- Просто так – 4
- Помогает похудеть – 2
- Хочется быть взрослым – 16
- Любопытство – 10
- Баловство – 9
- Поднимает настроение – 6
- Успокаивает – 4
- За компанию – 14
- От нечего делать - 4
Опрошено – 54 учащихся, 17 родителей.

Учащиеся и родители отметили, что чаще всего подростки начинают курить за компанию (10 учащихся и 4 родители), приобщиться к взрослой жизни (12 учащихся и 4 родители), баловство и любопытство.
Нас поразил ответ на вопрос заданный мальчикам: «Как вы относитесь к тому, что курят девушки вашего возраста?» они ответили: « пусть курят, нам безразлично». А на вопрос: «Как вы относитесь к тому, что ваша жена будет курить?», они ответили (98%): « категорически нет, моя жена курить не будет!».

 I I I. Обоснование актуальности проекта.
Сегодня курение подростков является серьезной социальной проблемой: не секрет, что учащиеся нашей школы тайком курят, во многих семьях курят родители, братья и сестры. Проблема курения в современном обществе стоит очень остро, и от нее страдают не только сами курильщики, но и некурящие люди. Для первых проблема состоит в том, чтобы бросить курить, для вторых – сохранить свое здоровье и не заразиться вредной привычкой, а также защититься от так называемого пассивного курения, поскольку вещества, входящие во выдыхаемый курильщиками дым, не намного безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую сигарету. По данным многочисленных социальных опросов с каждым годом увеличивается количество курящих школьников, все чаще в их ряды попадают дети младшего подросткового возраста.
Курение приводит к снижению устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности, а также к болезни, вызванной никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего времени. По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний раком легких, 75% всех случаев хронических нефритов а также 25% сердечно-сосудистых заболеваний приходится на курильщиков. 40 % заядлых курильщиков умирают прежде, чем достигают 65-ти лет.
Из 12 человек, умерших от рака легких, 11 были курильщиками.
У человека, выкуривающего 20 сигарет в день, жизнь сокращается в среднем на 5 лет. На 8 лет – у тех, кто выкуривает 40 в день.
У курильщика в 6 раз возрастает риск смерти от острых респираторных заболеваний, эмфиземы и хронического бронхита.
Среди курящих смерть от сердечного приступа происходит в 3 раза чаще. А для тех, кто выкуривает больше одной пачки в день, риск увеличивается в 5 раз.
Дети, рожденные от курящих родителей, чаще болеют пневмонией и бронхитом в первый год жизни. В дальнейшем чаще обращаются к врачу, чаще попадают в больницы и дольше там пребывают, чем дети некурящих родителей.
За один час нахождения в накуренной комнате человек получает столько канцерогенов (вещества, вызывающие рак), сколько от выкуривания 15 сигарет с фильтром.
Каждый год сотни людей умирают от болезней, связанных с курением.
Эту смерть можно было бы предотвратить, если бы курившие знали, как бороться с никотиновой зависимостью. Именно поэтому я считаю, что необходимо поднимать эту проблему как можно чаще.
Надо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению.
Наше отношение к табакокурению только отрицательное. Мы считаем, что курение и школьник – это несовместимо. Школьные годы – это годы как физического, так и умственного развития. Организму нужно много сил, чтобы справится со всеми нагрузками. А во время курения уменьшается содержание кислорода в крови, и это очень тяжело переносит головной мозг. Постепенно слабеет память, внимание, снижается реакция, что отрицательно влияет на успеваемость школьника. Происходит гормональная и психическая перестройка организма. Именно сейчас, когда школьник приобретает знания, когда происходит социальное становление личности, он постепенно формирует свое будущее.
Наши методы работы с подростками просты и понятны, совместно с ребятами мы будем проводить беседы, антитабачную викторину, антиникотиновые акции, конкурсы рисунков, спортивное мероприятие. Все это приведет подростков к осознанию проблемы вреда курения.
Реализация проекта будет осуществляться на базе МБОУ "Урюмская средняя общеобразовательная школа" Тетюшского муниципального района Республики Татарстан.
Важным пунктом в работе является привлечение как можно больше ребят к совместному проведению мероприятий по реализации проекта.
В этом проекте рассматривается не просто вопрос о вредной привычке подростка и влияние на его здоровье, а поднимается глобальная проблема – здоровье будущего поколения.
Цель проекта:
Сформировать в сознании школьников негативное отношение к курению, научить их сказать: “Нет вредным привычкам!!!”.
Дать учащимся представление о последствиях курения для своего организма, общества и семьи.
Задачи проекта:
Провести анкетирование среди учащихся 5-11-го классов с целью: выявления отношения к проблеме табакокурения, наличия пагубной привычки в семьях детей, возможности первичной пробы курения.
Разработать мероприятия по антиникотиновой пропаганде;
Предоставить учащимся (в разных формах) как можно больше информации о негативном влиянии курения на организм подростка.
При работе над этим проектом учащиеся формировали информационно-исследовательские, коммуникационные навыки
Механизм реализации проекта:
Содержание проекта реализуется через проведение:
а) бесед;
б) развлекательно-познавательных игр;
в) антиникотиновой акции;
г) конкурса рисунков, направленных на антиникотиновую пропаганду;
д) антитабачной викторины;
е) конкурса эмблемы некурящего класса;
ж) спортивного мероприятия;
к) родительский лекторий.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний учащихся различных возрастов и их родителей о смысле здорового образа жизни и способах его воплощения.
Повышение интереса учащихся младших классов к насыщенной, интересной, разнообразной жизни, в которой нет места курению.
Получение конкретных знаний учащимися о причинах курения и способах отказа от него.
Оценка результатов проекта проводится после его завершения методом социологического опроса учащихся (младших и старших школьников) и родителей, принимавших участие в Проекте.

IV. Этапы реализации проекта.
№ п/п
Название этапа
Цель
Срок выполнения

1.
Подготовительный
Мотивация, целеполагание проекта.
Октябрь 2012 г.

2.
Проектировочный
Построение ориентировочной схемы деятельности
Октябрь 2012 г.

3.
Практический
Реализация проекта «Школьный двор – моя страна»
Ноябрь 2012 – май 2013г.

4.
Аналитико-коррекционный
Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений
Май 2013 г.

5.
Заключительный
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.
май 2013



V. План реализации проекта
№ п/п
Мероприятия
сроки
ответственные

1.
Тестирование учащихся, родителей, членов семьи, учителей по изучению отношения к проблеме табакокурения
октябрь
Заместитель директора по ВР Прыткова Г.Н. и проектная группа

2
Курение и его вред для здоровья (классный час для учащихся 5-7 классов).
ноябрь
Проектная группа

3
«В плену иллюзий». Урок вопросов и ответов
март
Совет обучающихся

4
Классный час «Суд над табаком»
ноябрь
Проектная группа:

5
Конкурс плакатов “Курить не только себе вредить” 1-11-й кл.
апрель
Учитель ИЗО Большаков В.И.,
Бехтина О.Ю.- член проектной группы

6
Акция “Курение или Здоровье!” (день отказа от курения) 1-11-й кл.
ноябрь
Заместитель директора по ВР Прыткова Г.Н. и проектная группа

7
Выступление агитбригады 6-го класса “Бой с врагами организма” для учащихся. 1-4-х классов
декабрь
классный руководитель и проектная группа

68.
Лекция для родителей “Профилактика вредных привычек у подростков”
февраль
Заместитель директора по ВР Прыткова Г.Н.

7.9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек “Слабое звено”. 7-8-й кл.
декабрь
проектная группа и учащиеся 10 класса

8.
Беседа со старшеклассниками “Женское курение”. 10-11-й кл.
январь
Прыткова А., Карабаева А.

9.
Спортивный праздник “День здоровья”. 1-11 кл.
март
Зам. директора по ВР Прыткова Г.Н. Классные руководители, учитель физкультуры

10.
Игровая программа “Путешествие в страну Здоровья”. 2-4-й кл.
март
Классные руководители

11.
Встреча с медицинскими работниками
январь
апрель
Заместитель директора по ВР

12.
Разработка рекомендаций для родителей и памятки для детей)
май
проектная группа

13.
Семейный праздник “Папа, мама, я – спортивная семья!»”
май
Классные руководители, проектная группа

14
Беседа по книгам о здоровье
январь
Малькина В., Прыткова А.

15
Проведение опытов перед учащимися (Экспериментальная часть)
март
Проектная группа, учитель химии

16
Повторный опрос учащихся и родителей по отношения к проблеме табакокурения. 2-11-й кл. Оценка результатов проекта.
май
Проектная группа


VI. Экспериментальная часть:
Опыт 1. В раствор гидрокарбоната натрия добавим несколько капель фенолфталеина, раствор станет малиновым (гидролиз). К малиновому раствору добавляем фильтры от выкуренных сигарет. Окраска исчезает. В выкуренных сигаретах на фильтрах осели: пропионовая, уксусная, муравьиная, синильная кислоты. Они нейтрализовали щелочной раствор. При курении эти кислоты раздражают слизистую оболочку дыхательных путей. Опыт 2. Через малиновый раствор гидрокарбоната натрия пропускаем дым от сигареты, малиновая окраска исчезает, в пробирке появляется маслянистая буроватая плёнка смолы, никотина, эфирных масел - сердечные яды. Их определяют по резкому запаху (дать понюхать) - так пахнет изо рта курильщика! Никотин легко всасывается слизистой рта и носа, проникает в кровь и оказывает разрушающее действие, т.к. является сильным ядом. Опыт 3. Сравнить два фильтра от целой и выкуренной сигареты (коричневый цвет – значит есть смолы и никотин). Часть никотина откладывается в альвеолах лёгких и разрушает их. Наполняем резиновый шарик дымом. Затем выдавливаем дым из него. Дым полностью не удаляется, как и альвеолах лёгких. Опыт 4. В нашем организме образуется оксид углерода (IV), который мы выдыхаем. Его избыток вредно действует на наше самочувствие. Если в воздухе О,1% углекислого газа, то он не пригоден для дыхания. Через стеклянную трубку в пробирку с гидроксидом кальция и фенолфталеином продуваем углекислый газ. Раствор обесцвечивается и помутнеет. В табачном дыме его 6-9%, что в 90 раз превышает допустимую норму. И в 200 – 300 paз превосходит содержание углекислого газа в чистом воздухе. Там есть и другие вредные и ядовитые газы: угарный газ, сероводород, аммиак, метан. Опыт 5. Положить в колбу два куска ваты, вставить пробку с двумя стеклянными трубочками. Пропускать через одну трубочку в колбу сигаретный дым. Вата от никотина и смолистых веществ темнеет. Тоже происходит в организме человека Опыт 6. Через кровь от печени пропускаем табачный дым. Кровь темнеет и частично свёртывается. Это же происходит в организме человека. ВЫВОД. Табачный дым содержит яды - эфирные масла, смолы, никотин, кислоты и мельчайшие частицы угля.


Проектная группа подводят итоги опроса.

Прыткова А. проводит классный час «Курение и его вред для здоровья в 5 классе

Работа над проектом.

Лекция перед старшеклассниками «Женское курение»

Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек “Слабое звено”. 7-8-й кл.

Акция «Курение или здоровье!»

Выступление медсестры перед учащимся.


Классный час «Суд над табаком»


Знакомство с книгами о здоровье








13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 115