Урок обучения грамоте «Согласный звук в, буква в»


Предмет: обучение грамоте, 1 класс.
Тема: Согласные звуки [в], [в,], буква в. Строчная буква в.
Тип: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – путешествие.
Технология: технология проблемного обучения.
Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, репродуктивный, проблемного и побуждающего диалога.
Цели:
1.Обучающая. Познакомить учащихся со звуками [в], [в’] и с буквой в. 2.Развивающая. Развивать навык определения в словах мягких и твердых звуков [в], [вʼ]. Создать условия для формирования всех видов мышления (наглядно-образное, конкретно-действенное), монологической речи, орфографической зоркости и моторики рук. 3. Воспитывающая. Воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения в коллективе, чувство взаимопомощи. Воспитывать любовь к Родине, интерес к городам России. Воспитание навыков самоконтроля. Формирование положительной мотивации к учению через ситуации успеха.
Требования к уровню подготовки обучающихся: уметь выполнять графический анализ буквы в, записывать элементы, строчную в с наклонной линией.
Учебно-познавательные компетенции:
Базовый уровень: Уметь выделять звуки [ в],  [вʼ] в словах, уметь писать строчную букву в; анализировать графику букв. (продуктивный, личностное саморазвитие, ценностно-ориентационная)
Повышенный уровень: Знать значение слов «Отечество», «Родина». Чтение текста «Наше Отечество». (продуктивный, личностное саморазвитие, смыслопоисковая)
Информационная компетенция: Знать историю значимых исторических памятников своей страны. (продуктивный, личностное саморазвитие )
Межпредметные связи: чтение, русский язык, музыка, физкультура, окружающий мир.
Информационно-методическое обеспечение: Образцы букв, опора. Иллюстрации исторических памятников городов России, ПК презентация.
Оборудование урока: карта путешествия, рисунок вагона, ребус, модели-звуковички, модели слов, рисунки – отгадки к загадкам, чистоговорка, медвежонок, светофор.
Перед уроком учитель раздает каждому ученику сигнальные карточки: синие, зеленые, красные. На каждой парте лежат карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, звуковички и модели слов. На доске «Карта путешествия».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Цель: настроить детей на учебную деятельность.
Сегодня у нас радость, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.
Учитель: По тропинке к вам школьной спешила.Любовалась, как жизнь хороша.Солнце ласково в небе сияло,И моя улыбалась душа.
- Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. Улыбнитесь друг другу. Слайды.
С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок. И неспроста.
II. Введение в тему. Сообщение цели урока.
Цель: развитие логического мышления.
- Сегодня мы отправимся в путешествие. (На доске висит карта России и показан маршрут)
А где будем путешествовать вы узнаете, отгадав ребус: Р1а (Родина)
- Мы будем путешествовать по городам нашей Родины, нашей огромной страны. Слайд.
Как называется страна в которой мы живем? (Россия)
Учитель: Мы поедем в восьмом вагоне поезда Москва-Владивосток.
- Точка отправления город Москва. (Вывешивается табличка с названием города)
- Кто знает что это за город? (столица России, главный город)
- Путешествие будет веселым и увлекательным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой станции. На уроке нам понадобится внимание, терпение, старание и, конечно же, умение слушать и слышать друг друга.
III. Восприятие нового материала.
1. Речевая разминка
Цель: развитие речи, правильного произношения звуков.
- Чтобы не скучать в пути, сделаем речевую разминку.
- С Арсением разучим новую чистоговорку. Повторяйте за ним.
Ученик: Чистоговорка.
Ва-ва-ва - Вот высокая трава
Вы-вы-вы - Даже выше головы.
Ву-ву-ву - Васильков букет нарву. Слайд.
Ви-ви-ви - Только много их не рви.
 - Почему нельзя много рвать полевых цветов? (потому что они могут исчезнуть)
2. Разминка.
Цель: расслабить мышцы.
- Встали и поехали по просторам нашей Родины. (Под музыку «Голубой вагон» дети встают и выполняют движения).
3. Знакомство с городом.
Цель: расширение кругозора, знакомство с городами России.
- Мы прибыли в город Воронеж. (Вагон перемещается по карте, вывешивается табличка с названием города.)
Ученик: Воронеж входит в список исторических городов России. В городе было впервые в мире налажено производство самолётов Ту и Ил. Слайды.
4. Повторение изученного материала.
Цель: вспомнить общие признаки гласных и согласных звуков.
- Посмотрите, самолеты пролетели и сбросили на землю воздушные шары. К ним прикреплены записки. Так посмотрим, что здесь написано.
1 шарик. Учитель читает: Вспомните дети, в чем отличие звуков от букв.
Д. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.
2 шарик. Учитель читает: На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Д. Звуки делятся на гласные и согласные.
3 шарик. Учитель читает: В чем отличие гласных звуков от согласных?
Ученик: Гласные тянутся к песенке звонкой.Могут заплакать и зарыдать.В темном лесу звать и аукать,Но не желают свистеть и ворчать.Ученик: А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.
5. Объявление темы урока.
- Интересно, а с каким звуком мы познакомимся сегодня, с гласным или согласным.
- На станции города Воронеж нас встречает медвежонок Винни. Он будет с вами играть в игру «Кто внимательнее».
Игра «Кто внимательнее? »
Цель: развитие внимательности, умение выделять звуки [ в],  [вʼ] в словах.
- Посмотрите на картинки и назовите, что на них изображено.
Верблюд, велосипед, ваза, волна (вода).
- Какой одинаковый звук услышали в словах? (Звуки [в], [вʼ])
- В именах наших учащихся так же встречается звук [в]. Встаньте и назовите себя. (Вова, Валя)
- А вы сможете записать первую букву в этих словах? (Нет). Почему?
- Так что мы будем сегодня изучать? Объявите тему урока.
(Согласные звуки [в], [в,], буква в.) Слайд.
- Для чего надо знать букву вэ и звуки [в], [вʼ]? Какую цель поставим на уроке? (Научиться читать слова с буквой вэ и писать эту букву).
- Как мы разрешим нашу проблему? Ваши предложения.
6. Изучение нового материала.
Цель: Уметь выделять звуки [ в],  [вʼ] в словах, уметь печатать и писать строчную букву в; анализировать графику букв.
1) Знакомство со звуками [ в],  [вʼ].
Цель: развитие фонетического слуха, умение давать характеристику звукам [в], [в,].
- Начнем знакомство с новыми звуками. Откройте учебник на с. 98. Давайте завершим схему-«человечка». Дайте характеристику звуку. Слайд.
Звук [в] - согласный, потому что его нельзя пропеть, протянуть, воздух во рту встречает преграды, мешают зубы и губы. Он звонкий, потому что произносится звонко, с участием голоса. Обхватываем горло, произносим звук, чувствуем дрожание. Закрываем уши, произносим, слышим голос. Рисуем желтый колокольчик. Бывает твердый [в], башмачок раскрасим синим цветом, и мягкий [вʼ], башмачок раскрасим зеленым цветом.
- Молодцы! Вы правильно и без моей помощи дали характеристику новому звуку.
2) Игра «Камень-вата».
Цель: развитие фонетического слуха, умение различать звуки [в], [в,] на слух.
- Тише, Вы слышали, кто-то сказал чик-чирик. Кто это может быть? (Воробей).
- Воробей-воробушек поиграет с вами в игру «Камень-вата». Камень- твердый, а вата - мягкая, так и звуки бывают твердые и мягкие.
- У кого на парте лежит синий кружок - это камень, вы покажите его, когда услышите слова с твердым звуком [в], а у кого на парте лежит зеленый кружок - это вата, вы покажите его, когда услышите слова с мягким звуком [вʼ]. Будьте внимательны.
Вилка, варежки, виноград, ванна. Молодцы! Задание выполнили и воробей улетел.
Вывод: - Итак, что вы можете рассказать о новом звуке?
Звук [в] - согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.
- На станции Воронеж мы познакомились с новыми звуками [в], [в,], и пришло время попрощаться с Винни и продолжить наше путешествие.
3) Разминка.
Цель: расслабить мышцы.
- Встали. Отправляемся в путь. Под музыку «Голубой вагон» дети встают и выполняют движения.
4) Знакомство с городом.
Цель: расширение кругозора, знакомство с городами России.
- Мы прибыли в город Волгоград. (Вагон перемещается по карте, вывешивается табличка с названием города.)
Ученик: Город Волгоград - Город-герой. Волгоград находится на правом берегу реки Волга. Слайды.
7. Знакомство с буквой вэ.
Цель: познакомить учащихся с буквой вэ.
- Какой красивый город Волгоград, но кто нас встречает? Слайд. (Ворона)
1) Буква вэ.
- Нас встречает ворона. Вороны – очень любознательны. Они держатся очень близко от жилья человека и стараются все узнать, посмотреть. Прилетела она неспроста. Много букв она принесла. Называйте изученные буквы, а когда увидите незнакомую вам букву, то похлопаете в ладоши.
Учитель показывает буквы Ш, И, К, П, У, Р, букву В показывает последней. (Слайды)
Дети хлопают в ладоши.
Учитель: Вот вы и похлопали новой букве. Как называется эта буква? Выслушать ответы детей.
Вывод: - На письме согласные звуки [в], [вʼ] обозначаются буквой вэ. Смотрим на опору. Какая бывает буква вэ? Буква вэ бывает печатная и письменная.
2) Игра «Моя вообразилия». (Стихи рассказывают подготовленные дети.)
Цель: развитие выразительности чтения, памяти, воображения.
- На что похожа буква В печатная?
Ученик: Словно букву В Алена
держит трубку телефона. (слайд)
Ученик: Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
эР - одну, а буква вэ - две. (слайд)
Ученик: Палочка, рядом две ровные дужки -
Вот и готовы очки ... для лягушки. (слайд)
- Чем отличаются буква вэ печатная и письменная.
Печатная буква ровная, состоит из двух дужек, а письменная под наклоном вправо, состоит из петли вверху и овала.
- Сейчас мы научимся печатать и писать букву вэ строчную. Но для начала разомнем пальчики.
3) Подготовка к письму.
Разминка для пальчиков:
Цель: подготовить руки для письма.
В прятки пальчики играли и головки убирали-
Вот так, вот так - так головки убирали. (Сжимание и разжимание пальцев).
- Откройте тетрадь для печатания на с 31.
Посадка.
Цель: повторить правила посадки при письме.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. (Показать, как правильно держать ручку).

4) Работа в тетради для печатания.
Цель: уметь печатать букву в.
- Сначала напишем прямую палочку, потом вверху полукруг и внизу. Пропечатайте до конца строчки.

- Откройте прописи на с. 18
5) Работа в прописи.
Цель: уметь писать строчную букву в, анализировать графику букв.
- Из каких элементов состоит буква вэ строчная? (Из петли вверху и овала).
- Начинаем писать с петли с наклоном вверх, округляем, пишем петлю, ведем вниз, не доводя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем овал.
- Напишем букву вэ в воздухе, на ладошке, в прописи на второй и третьей строке.
- Напишите первую строчку, чередуя петли и овалы. А когда соединим, получим букву вэ.
Вывод: - На станции Волгоград мы познакомились с буквами вэ: печатной и письменной, и пришло время продолжить наше путешествие.
6) Разминка.
Цель: расслабить мышцы.
- Встали, поехали дальше. Упражнения под музыку.
7) Знакомство с городом.
Цель: расширение кругозора, знакомство с городами России.
- Останавливаемся на станции Воркута. (Вагон перемещается по карте, вывешивается табличка с названием города.)
Ученик: Воркута́ — город в России, расположен на реке Воркута. Название города переводится как «много медведей». Слайд.
- Значит в этом районе водятся медведи.
IV. Закрепление.
Цель: уметь читать слоги и слова с изученной буквой.
1. Работа в «Букваре».
Цель: уметь читать слоги и слова с изученной буквой, развитие речи.
1) Собери слово. Работа в парах.
- А с каким зверем еще можно повстречаться в этих местах, вы узнаете, когда соберете слово из букв - колв. Работаем в парах. (Один у доски). Что за слово у вас получилось? (Волк)
- Проверим.
2) Хоровое чтение слогов (4 столбика).
- Волк предлагает нам прочитать слоги.
- Прочитайте слоги, в которых мягкие звуки [дʼ], [вʼ].
- Найдите и прочитайте слоги, которые являются словами. (Да, вы, ив - У реки растет много ив).
3) Читаем по рядам. (3 столбика, по рядам)
- Волк просит прочитать слова. Работа над лексическим значением слов.
1 столбик - 1 ряд.
- Что общего у слов этой группы? (Состоят из 3-х букв и 1-го слога)
- Объясните значение слов вал - земляная насыпь, вол - бык.
- Составьте предложение со словом выл, вил. (Аист вил гнездо).
2 столбик - 2 ряд.
- Воск - это твердые жиры, которые используются для изготовления свечей.
- Найдите слово, на чем мы едем. (вагон). Сколько слогов в этом слове? (2 слога) Почему? (Потому что 2 гласных, сколько в слове гласных, столько и слогов). Куда падает ударение? (на второй слог).
- Назовите, в каком направлении мы движемся. (восток)
3 столбик - 3 ряд.
- Что общего в словах этого столбика? (Состоят из 3-х слогов)
- Волокно - это материал, который используется человеком для прядения нитей, веревок.
- Воронка. 1. Приспособление для переливания жидкостей. 2. Яма от взрыва бомбы, снаряда.
4) Разминка.
Цель: расслабить мышцы.
- Встали, поехали дальше на восток. Упражнения под музыку.
5) Знакомство с городом.
Цель: расширение кругозора, знакомство с городами России.
- Мы прибыли на конечную остановку. Останавливаемся на станции Владивосток. (Вагон перемещается на карте).
Ученик: Владивосток — город и порт на Дальнем Востоке России. Городу присвоено почётное звание «воинской славы» за мужество и героизм в борьбе за свободу Отечества. Слайд города.
2. Чтение текста Константина Ушинского «Наше Отечество».
1) Беседа о значении слов «Отечество», «Родина».
Цель: Знать значение слов «Отечество», «Родина», «родина».
- Назовите слова, которые будут близки по смыслу к слову Отечество. (Родина, Россия, Отчизна, Отечество) Наша страна называется Российской Федерацией. Наша родина – Россия.
- Посмотрите на доску. На что вы обратили внимание?
(Слово Родина, родина написана и с маленькой и с большой буквы).- Не знаете почему?
Место вашего рождения – маленькая родина. Для большинства из вас это Муйский район поселок Таксимо. (Показать на карте). Наш край богат лесами и полезными ископаемыми.
Когда мы будем говорить о маленькой родине, где родились, где живем, будем писать слово родина с маленькой буквы.
Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово Родина будем писать с большой буквы.
2) Чтение стихотворений.
- Много стихов сложено о Родине.
- Сейчас выйдут к доске 2 ученика. Они прочитают вам стихи, а вы постарайтесь понять, в каком стихотворении говорится о маленькой родине, а в каком - о стране. (Показ слайдов)
272669025400Зоя Александрова
Родина
Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная, Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
00Зоя Александрова
Родина
Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная, Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
-14033525400Сергей Васильев
Россия
...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю, глубоко понимаю, Степей задумчивую грусть. Люблю все то, что называю Одним широким словом: «Русь».
00Сергей Васильев
Россия
...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю, глубоко понимаю, Степей задумчивую грусть. Люблю все то, что называю Одним широким словом: «Русь».











- Итак, о какой родине говорится в стихотворении, о большой или о маленькой? В первом стихотворении говорится о стране. Во втором стихотворении говорится о маленькой родине.

3) Чтение текста К. Ушинского «Наше Отечество» (с. 99).
Цель: воспитание любви к Родине через текст К. Ушинского «Наше Отечество».
а)Работа с текстом до чтения.
Прочитайте слова: Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия.
Это ключевые слова текста на с.99
- Прочитайте, кто автор текста: Константи́н Дми́триевич Уши́нский — российский педагог.(Слайд с портретом).
- Как называется текст «Наше Отечество».
Сделайте предположение, о чем будете читать? (Мы будем читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.)
Послушайте текст. (Этот текст имеет очень большое воспитательное значение, поэтому его первый раз может читать учитель.)
- Оправдались ли наши предположения?
Чтение по предложениям с комментариями.
б) Работа с текстом во время чтения. (Читают читающие дети по предложениям).После чтения 2-го предложения:
-Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством. Отечество и отцы — это однокоренные слова.)
После чтения 3-го предложения:
- Почему Россию зовем своей Родиной?
- Почему Россию мы зовем матерью?
Чтение последнего предложения.
в) Работа с текстом после чтения.
- Какая мысль главная в этом тексте? (Родина — как родная мать, и она у человека одна.) Слайд.
- Рассмотрите иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, дает представление о просторах, красоте родной земли.) Слайд.
Вывод. Что интересного узнали о Родине? (родина бывает малая и страна). Текст «Наше Отечество» о нашей стране, об общей Родине.
V. Итог урока.
Цель: вспомнить над чем работали на уроке.
1) Отвечаем на вопросы.
1. Что нового узнали на уроке?
2. В каких городах побывали на уроке? (Воронеж, Волгоград, Воркута, Владивосток).
3. С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [в]).
4. Какой буквой они обозначаются? (Буквой вэ).
5. Какая первая буква в этих словах? (заглавная) Почему? (Название городов пишутся с большой буквы).
2) Перспектива.
- Заглавную букву В мы будем учиться писать на следующем уроке.
3) Рефлексия.
Цель: формирование самооценки и самоанализа.
- Посмотрите, у Вас на парте лежат кружочки.
1. если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то покажите зеленый кружок.
3. если вам многое не понятно, то красный.
Учитель использует метод «Светофор»:
зеленый – иди,
красный – стой.
- Посигнальте красным цветом, зелёным. Слайды.
- Почему вы выбрали именно этот цвет?
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке, много узнали.
Спасибо за урок!